Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория познания и учение о морали И. Канта




Общая характеристика немецкой классической философии

Тема 7. Немецкая классическая философия

Вопрос 3. Французская философия XVIII века

Вопрос 2. Субъективный идеализм Беркли и Юма

Вопрос 1. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени

ВВЕДЕНИЕ

Французская философия XVIII века

Субъективный идеализм Беркли и Юма

 

Сегодня мы с вами поговорим о философии сначала 17-го века, сделав акцент именно на борьбе эмпиризма и рационализма, а затем плавно перейдем к философии 18-го века – века Просвещения. Таким образом, цель нашей лекции – последовательно и системно рассмотреть основное содержание европейской философии 17-18 веков.

 

 

В центре внимания философов 17 века находились две основные проблемы, которые мы и рассмотрим. Центральной проблемой философии этого времени стала проблема познания, которая распадалась на несколько аспектов: какой метод познания наиболее эффективен, каков главный критерий истинности, каков основной источник наших знаний, наконец, какую науку следует считать образцом точности и достоверности.

В это время философы разделились на два лагеря: поклонники математики и разума составили когорту рационалистов во главе с Рене Декартом, а те, кто возвеличивали физику, механику и опыт, стали именоваться эмпириками. Духовным отцом последних принято считать Фрэнсиса Бэкона.

Чтобы рельефно показать различия между представителями двух течений, построим сравнительную таблицу:

  Эмпиризм (сенсуализм)   Рационализм
1) Представители Ф. Бэкон; Дж. Локк; Т. Гоббс; Э. Кондильяк Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.-В. Лейбниц
2) Образцовая Наука Физика (механика) Математика
3) Источники Знания Данные органов чувств и внутреннего опыта Данные чувств и идеи разума (врожденные идеи)
4) Критерий Истины Опыт. В том знании, что не проверяется опытом, не может быть уверенности в его истинности Интеллектуальная интуиция (=естественный свет разума, самоочевидность)
5) Роль чувств в познании Чувства (опыт) поставляют все содержание знания Чувства дают знание, но оно не самое важное и может быть неверным (иллюзорным), чувства могут нас обманывать
6) Роль разума в познании Разум – это «tabula rasa» (пустая доска). Разум комбинирует, систематизирует данные опыта, не прибавляя ничего нового Разум – творит, является источником нового знания, в нем содержатся врожденные идеи, которые нельзя почерпнуть из опыта (напр., идея бесконечности, Бога и т.п.)
7) Основной метод познания и метод построения научной системы Индукция – обобщение опыта, переход от единичных фактов к общим выводам Дедукция – вывод частных следствий из интуитивно ясных общих положений

Другой главной проблемой философии 17 века стала проблема субстанции, то есть вопрос о первооснове мира, известный нам еще по философии Древнего мира. Субстанция – это первооснова вещей, то, что существует само по себе, безотносительно к чему-то другому, независимо от всего другого.

Те, кто признают одну и только одну субстанцию, называются монистами. Забегая вперед, скажем, что такова, в частности, позиция Спинозы. Философы, утверждающие, что субстанций две, получили имя дуалистов. Такова, например, точка зрения Декарта. Наконец, сторонники идеи множества субстанций получили название плюралистов. Такого мнения придерживался Лейбниц.

Основоположником рационализма был французский философ Рене Декарт (1596 – 1650), носивший также латинизированное имя Картезий. Декарт был не только философом, но и крупнейшим учёным своего времени. Декарта можно считать основоположником современных алгебраических обозначений, он стал зачинателем аналитической геометрии (декартовы координаты на плоскости), дал понятия переменной величины и функции.

Как мы уже говорили, Декарт – дуалист, то есть признаёт существование двух начал. Первую субстанцию он называет протяженной – по сути это материя, а вторую, духовную субстанцию – мыслящей.

В своей теории познания Декарт разработал дедуктивный метод движения мысли от общего к частному. Также в основу истинного метода познания он положил ряд правил, сохранивших актуальность до сих пор:

1) начинать с несомненного и самоочевидного, т. е. с того, противоположное чему нельзя помыслить;

2) разделять любую проблему на столько частей, сколько необходимо для ее эффективного решения;

3) начинать с простого и постепенно продвигаться к сложному;

4) постоянно перепроверять правильность умозаключений.

Продолжателем рационалистической традиции после Декарта стал голландский мыслитель, еврей по национальности Бенедикт Спиноза (1632-1677). В отличие от Декарта, в вопросе о субстанции Спиноза был монистом. С его точки зрения, в основании мира находится единая субстанция, обладающая двумя атрибутами – протяжённостью и мышлением. Эту единую, вечную и бесконечную субстанцию философ отождествляет с природой и Богом одновременно, тем самым, развивая пантеистические представления о мире, известные вам по взглядам Джордано Бруно. Субстанция у Спинозы – это также causa sui, т.е. причина самой себя. Многообразные единичные вещи являются проявлениями субстанции или ее модусами.

Обратимся теперь к эмпиризму и взглядам его родоначальника – английского мыслителя Фрэнсиса Бэкона (1561-1626). Бэкон не оставил в науке такого заметного следа, как Декарт или Лейбниц, но зато он активно занимался политикой и государственными делами, в частности, с 1618 по 1621 год Бэкон был лордом-канцлером Англии.

Главное произведение Бэкона – «Новый Органон» (1620) – посвящено именно вопросам познания. Бэкон так же, как и Декарт, критиковал средневековую схоластику и религиозно-идеалистическое мировоззрение. Он подчёркивал огромное значение естествознания и естественной философии.

Подлинным научным методом, который даёт возможность избавиться от идолов, Бэкон считал индукцию. Опираясь на опыт, человек получает знания конкретных фактов, явлений, процессов. Изучив частные, отдельные факты, можно делать обобщающие выводы. Этот метод и называется индукцией.

Развитое знание, с точки зрения Бэкона, приносит человеку власть над природой. Бэкон известен как автор лозунга: «Знание – сила» (Knowledge is power), при этом слово «power» имеет значение не только «сила», но и «власть», и «мощь».

Но все же главное значение Бэкона именно в провозглашении новой эры – эры научного знания, потому его справедливо можно считать и первым сциентистом. В работе «О достоинстве наук» Бэкон показывает роль науки в обществе: наука приносит богатство и обществу, и отдельным людям, наука также способствует облагораживанию нравов, освобождает людей от суеверий. Бэкон также известен как автор первой технократической утопии – «Новая Атлантида» (1623-24).

 

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. В центре внимания философов 17 века были две проблемы: проблема познания и проблема субстанции.

2. По вопросу об источнике знаний и главному критерию истинности философы разделились на два лагеря. Рационалисты – Декарт, Спиноза, Лейбниц, -- полагали, что главный источник познания – разум вместе с врожденными ему идеями, а главный критерий истины – интеллектуальная интуиция, близкая к самоочевидности. Эмпирики – Бэкон, Локк, Гоббс – считали, что главный источник знаний и критерий истинности – опыт.

3. По вопросу о субстанции мыслители делились на три группы. Монисты, в частности, Спиноза, признавали одну субстанцию. Для Спинозы – это природа тождественная Богу. Дуалисты настаивают, что субстанций две. У Декарта таковы мыслящая и протяженная субстанции. Наконец, в плюрализме Лейбница признается множество субстанций, которыми выступают монады как некие «духовные атомы».

 

 

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению философии 18 века, необходимо остановиться на взглядах представителей субъективного идеализма, к которым относятся английские философы Джордж Беркли и Дэвид Юм.

Джордж Беркли (1685-1753) -- английский философ; епископ в Клойне (Ирландия). В своей главной работе -- «Трактате о началах человеческого знания» (1710), -- утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятий и мышления: бытие вещей состоит в их воспринимаемости.

В целом, картину мира, согласно берклианской философии можно представить следующим образом: абсолютно существует только бог, дух существует относительно бога, ощущения - относительно духа, а вещественные объекты - относительно ощущений, причем существование последних постоянно ставится им под сомнение. Суммируя вышесказанное, можно сказать, что учение Беркли о бытии есть идеалистический монизм, полагающий единство мира в его духовности.

Дэвид Юм (1711-76) -- шотландский философ, историк, экономист. В «Трактате о человеческой природе» (1739-40) развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы. Таким образом, Юм тяготел к агностицизму – учению о непознаваемости мира. На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «Не знаю». Рассказывают следующее. Когда Юм, будучи во Франции, присутствовал на великосветском приеме, то одна дама обратилась к нему с вопросом: «Господин Юм, а Вы, обращаясь со своей супругой, тоже сомневаетесь в ее реальном существовании?» На это Юм заметил, что в житейской практике он не сомневается в объективном бытии вещей.

В духе скептицизма, проблему отношения бытия и духа Юм считал неразрешимой. Также он отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделял трудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма — один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.

 

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Одним из направлений, по которым стал развиваться в 18 веке английский эмпиризм, стал субъективный идеализм Беркли и Юма.

2. В основе берклианства лежит идея: «существовать – значит, быть воспринимаемым». Для Беркли весь мир – комплекс моих ощущений, а вот есть ли за ощущениями какая-то реальность, этого мы, по его мнению, знать не можем.

3. Продолжая традиции Беркли, Юм выступает против идеи субстанции и понятия причинности. По его мнению, в мире самом по себе нет причин и следствий, представление о причинности появляется у нас вследствие привычки наблюдать чередующиеся события. Юм также известен как критик религии, он выступает и против понятия Бога, и против чудес.

 

Восемнадцатый век – это век Просвещения. Предшественников, провозвестников этой эпохи мы встречаем еще в 17 веке и по всей Европе, по сути, к ним можно отнести всех крупных мыслителей 17 века, особенно Декарта, Локка, Лейбница. Однако родиной и истинным центром Просвещения стала Франция, откуда просветительские идеи расползались по всему миру, включая Россию и США.Сам термин «Просвещение» впервые употребил английский поэт Джон Мильтон. Это случилось еще в 1667 году. Однако начало эпохи датируют обычно примерно 1715 годом, ее расцвет – 1760-80-е годы, а завершение – первая четверть уже следующего, 19-го века.

Просвещение – это, прежде всего, эпоха торжества разума. Её девиз: «Знание и образование, свет разума спасут мир, сделают его лучше!» Мыслителям того времени казалось, что стоит дать широким слоям населения образование, обучить их грамоте и хорошим манерам, и сами собой улучшатся нравы и постепенно исчезнут такие негативные явления, как эксплуатация человека человеком, рабство, войны, насилие.

Именно в эту эпоху были обоснованы и развиты те идеи, которые легли в основу социального устройства как современной Европы, так и мира в целом. Просветители духовно подготовили и Великую Французскую революцию 1789 года, и Американскую революцию 1776-го, и восстание декабристов в России в 1825 году.

Таким образом, в социально-классовом отношении французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой Французской революции.

Центральные идеи просветителей таковы:

1. О первой идее мы уже говорили, тем не менее, есть такие вещи, которые стоит повторить. Итак, главная идея Просвещения – идея прогрессивной роли разума, образования, науки: «Знание и образование, свет разума спасут мир, сделают его лучше!»

2. Идея прогресса как постепенного и всестороннего улучшения жизни людей, общества в целом.

3. Идея правового государства выступает главной социально-политической идеей. В эпоху Просвещения были выработаны такие принципы правового государства, как разделение властей, верховенство закона, равенство людей перед законом, выборности органов власти, подотчетность власти населению.

4. К идее правового государства примыкает идея неотчуждаемых прав и свобод человека, среди которых право на жизнь, право на труд и отдых, на справедливый суд, свобода мысли и вероисповедания и многие другие.

5. Идея равенства всех людей и вытекающая из нее идея всесилия воспитания, наиболее полно и последовательно выраженная Гельвецием. Гельвеций выступает против традиционного противопоставления людей на избранных аристократов, в жилах которых течет «голубая кровь», и на всех остальных, не обладающих заметными талантами. Все люди, по его мнению, имеют одинаковые способности, и только социальная среда, воспитание делает одних более талантливыми и умными, чем других.

6. Свободомыслие просветителей выразилось в двух взаимосвязанных идеях, имеющих отношение к религии и церкви. Во-первых, это деизм как наиболее распространенная религиозная позиция, по существу выступающая скрытой формой атеизма. Деизм признает Бога только как творца материи, автора первотолчка и создателя законов природы. Из деизма логически вытекала вторая идея, точнее, позиция – антиклерикализм, означающая враждебное отношение к церкви, стремление лишить ее прав и собственности, приуменьшить роль в политике и экономике, лишить роли ведущей духовной силы в обществе.

7. Наконец, многие просветители были сторонниками материализма, прежде всего, Ламетри и Гольбах. Последний дал классическое определение материи, сохранявшее свою актуальность вплоть до начала 20-го века.

 

ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. 18 век – это время торжества науки и разума, получившее название эпохи Просвещения. Центром просветительской мысли стала Франция, а результатом философско-публицистической деятельности просветителей оказалась Великая французская революция, которую они идеологически подготовили и предвосхитили.

2. К числу основных идей, обоснованных просветителями, следует отнести идеи главенства разума в человеческой жизни, правового государства и неотъемлемых прав человека, прогресса как неуклонного всестороннего улучшения жизни людей, идею равенства всех людей и всесилия воспитания. Просветители верили, что знание и образование спасут мир, сделают его и людей чище, добрее, нравственнее.

3. Просветители выступили с резкой критикой религии и церкви. Многие из них были атеистами и материалистами, однако доминирующей формой свободомыслия в то время стал деизм, в котором Бог лишь творит мир, дает ему законы и приводит в движение материю, и более не вмешивается в дела природы, общества и человека.

 

Основная литература:

1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 62-82, 278-281.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 146-169.

3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 63-73, 423-425.

4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.15-34, 197-217, 249-254, 256- 269, 329-339, 372-383, 414-441, 485-507, 615-620, 628-632; Ч. 2. С. 17-23, 175-189, 386-387, 419-434.

 

Дополнительная литература:

5. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т. М., 1977-1978.

6. Гельвеций К.А. Сочинения. В 2-х тт. М., 1977-78.

7. Декарт Р. Сочинения: в 2 т. М., 1989-1991.

8. Кузнецов В.Н, Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия ХVШ в. М., 1986.

9. Нарский М.С. Западноевропейская философия ХVП в. М., 1974.

10. Соколов В.В. Европейская философия ХV – ХVII веков. М., 1984.

11. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х тт. М., 1957.


План лекции:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.