Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное в человеке

Вопрос 2. Проблема детерминант человеческого бытия. Биологическое и

ВВЕДЕНИЕ

Проблема детерминант человеческого бытия. Биологическое и социальное в человеке

 

На прошлой лекции мы рассмотрели предмет и ряд центральных проблем философской антропологии – раздела философии, изучающего сущность и существование человека, атрибуты его бытия в мире. Сегодня мы продолжим изучение проблемы человека, но уже не столько под углом точки зрения философии, сколько с позиций науки и, в меньшей мере, религии. Поэтому целью нашей сегодняшней лекции будет изучение сущности и вариантов решения двух фундаментальных проблем – проблемы антропогенеза и проблемы детерминант человеческого бытия.

Вопрос 1. Проблема антропогенеза и альтернативные варианты её решения

 

Несмотря на прогресс науки, проблема происхождения человека далека от разрешения и до сих пор представляет собой одну из наиболее дискуссионных областей современного естествознания. В отечественной традиции науку о происхождении человека принято называть антропологией, а сам реальный ход событий, приведший к отделению человека от животных, обычно именуют антропогенезом. Рассмотрим, каковы же основные варианты решения этой проблемы.

Как и в вопросе происхождения Вселенной и жизни, существует несколько основных вариантов решения проблемы антропогенеза, которые располагаются между двумя крайними полюсами, полюсами дарвинизма и креационизма. Представление о божественном творении человека предшествовало появлению научных теорий. Креационистский взгляд мы встречаем уже в мифологических источниках. Однако уже в Древнем мире, с появлением первых ученых и философов, стали обосновываться альтернативные креационизму взгляды, делающие упор на естественное происхождении людей. Так, например, Анаксимандр в VI веке до н.э. утверждал, что люди появились из ила. В настоящее время в связи с ажиотажем вокруг НЛО в моду вошли версии о происхождении человека от внеземных существ, посещавших Землю, или даже от скрещивания космических пришельцев с обезьянами. Последнюю защищает сегодня американский учёный Алан Эрфурт, который в книге «Боги нового тысячелетия» приводит множество логических и фактических аргументов в пользу концепции прививки.

Но с середины XIX века в науке господствует наследующая взглядам Анаксимандра и Демокрита и вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в 20 веке генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому коду ближе всего к человеку оказались шимпанзе.

Ныне живущие шимпанзе или гориллы являются нашими ближайшими родственниками – по подсчётам учёных мы носим 98% общих генов. У человека с этими обезьянами имеется общий предок, с которого обычно и начинают эволюционную ветвь, ведущую к человеку. Учёные назвали его дриопитеком (по-латыни — «древесная обезьяна»), т.к. он обитал на деревьях.

Австралопитеки (по-латыни — «южные обезьяны»), обитавшие в степях Африки примерно 3-5 миллионов лет назад, сделали ещё два шага от животного к человеку. Первым их «достижением» стало прямохождение, а вторым -- изготовление и регулярное использование примитивных орудий.

Следующий в эволюционной лестнице — уже «первый человек», первый представитель рода Ноmo. Это Человек умелый (Homo habilis). Другая ветвь эволюции рода Ноmо, стоящая, по оценкам биологов, выше «человека умелого», — Человек прямоходящий (Ноmo erectus). К этому виду относят питекантропа (по-латыни — «обезьяночеловека»), синантропа («китайского человека» — его останки были найдены в Китае) и некоторые другие подвиды.

И, наконец, вид, к которому принадлежат и живущие сейчас люди, — Человек разумный (Ноmo sapiens).Ещё в начале 90-х годов XX века считалось, что Ноmo sapiens появился 40 тысяч лет назад, однако затем, по мере увеличения числа археологических находок, сроки стали смещаться вниз по хронологической лестнице – 60, 100, 150 тысяч лет назад. Сегодня большинство ученых считают, что будущий победитель в эволюционной гонке возник около 200 тыс. лет назад. Тогда как наш главный конкурент, неандерталец, исчез примерно 30 тысяч лет назад.

По вопросу о локализации родины человека наблюдается наибольшее согласие. Большинство учёных считают, что это была Юго-Восточная Африка (Кения), где традиционно находили самое большое количество пра-людей, прежде всего, австралопитеков. Также именно в Восточной Африке впервые появился Ноmo sapiens и оттуда несколькими волнами расселился по всему свету.

Концепции африканского происхождения противопоставляется концепция мультирегионального происхождения, предполагающая, что наш предковый вид Homo erectus превратился в Homo sapiens в различных точках земного шара независимо.

Каковы же движущие силы, те факторы, которые вызвали перестройку морфологии предков человека в определенном направлении, создали предпосылки для вытеснения питекантропа человеком современным? Центральным и первичным фактором эволюции гоминид по направлению к человеку следует признать изменения окружающей среды, прежде всего, климата, которые «тащили» за собой по цепочке последовательные изменения в обезьянолюдях, заставляя их снова и снова приспосабливаться к этим меняющимся условиям среды.

 

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса — антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны.

2. Основными факторами эволюции человека следует признать изменения окружающей среды, климатических и иных условий, которые заставили приспосабливаться к этим изменениям предков человека, развивая свои способности. Также на эволюцию человека повлияли такие особенности, как стадный образ жизни приматов (социальность), позволявшая накапливать, передавать внутригрупповой опыт, способность к трудовой деятельности, изготовлению орудий труда, что увеличивало адаптивные возможности человека.

 

 

Бытие личности, существование человека зависит от множества причин и факторов, которые в совокупности именуются детерминантами человеческого бытия. Они определяют или оказывают влияние на наше поведение и мышление, на нашу личность и поступки, на характер, убеждения, интересы и пр.

Наиболее удобен дихотомический подход, связанный с выделением противоположных пар, своего рода полюсов, крайних точек в пространстве детерминант человеческой жизнедеятельности. Такими парами выступают оппозиции внешнего и внутреннего, биологического и социального, сознательного и бессознательного, материального и духовного, прошлого и будущего. Рассмотрим более подробно содержание каждой пары противоположностей.

1. Внешнее – внутреннее. Внешнее – это то, что находится за пределами психики и организма. К внешним детерминантам относятся, например, неблагоприятная семейная обстановка, нахождение в толпе, магнитные бури, погодные условия и пр. Отсюда видно, что их можно делить на социальные (нахождение в толпе) и природные (погода). Внутренние факторы, т.е. те, что находятся внутри организма, можно классифицировать на внутрисознательные (цели, ценности, интересы), интрапсихические (включая бессознательную мотивацию), внутриорганизменные (генетические, физиологические) детерминанты.

2. Биологическое – социальное. Эта оппозиция включает в себя противоположности природного и культурного, наследственного и приобретённого (гены или воспитание), инстинктивного и сознательного (рассудочного). Проблема биологического и социального имеет многовековую историю, в ходе которой происходила абсолютизация роли либо одних, либо других факторов. В частности, французские просветители (прежде всего, К.А. Гельвеций) отстаивали первостепенную значимость социальных детерминант для онтогенетического развития индивида, тогда как А. Шопенгауэр защищал тезис о врожденном характере психологических особенностей личности.

В 20-м веке на позициях социологизаторства находилась марксистки ориентированная советская педагогика, иные, более взвешенные, взгляды обосновывали американские психологи Г. Айзенк и Р. Кэттел. Заслуга Кэттела состояла в проведении обширных факторно-аналитических исследований, нацеленных на выяснение удельного веса наследственности и окружающей среды в детерминации таких черт личности, как интеллект, сила «Я», сила «Сверх-Я», интроверсия / экстраверсия. Оказалось, что роль наследственности сильно варьирует при переходе от одного фактора к другому: если интеллект зависит от генов на 60-65 %, то экстраверсия / интроверсия – на 50%, а сила «Сверх-Я» -- только на 5 %.

На сегодня наиболее продуктивной выглядит именно позиция Кэттела, согласно которой различные психологические особенности индивида в разной степени зависят как от генетических, так и социальных факторов.

Следует отметить, что биологические и социальные факторы можно также разделить на внутренние и внешние. К внутренним биологическим факторам относятся генетические и физиологические особенности и процессы, инстинкты и биологические потребности. Что касается внешних факторов, то скорее следует говорить о природных детерминантах, в которые биологические включаются в качестве одного из видов. К внешним природным факторам относятся космические (прежде всего, солнечная активность), погодно-климатические (температура, ветер и др.), биологические (естественный отбор).

К внутренним социальным факторам относятся усвоенные индивидом социальные нормы и запреты, образующие «Сверх-Я» в психике человека, а также все иные интериоризованные психикой культурные ценности – язык, убеждения, стереотипы и пр. Внешние социальные детерминанты – это всё богатство культуры как системы материальных и духовных ценностей.

3. Сознательное – бессознательное. Если использовать фрейдовские представления о структуре психики, то более точно говорить о противостоянии сознания и пред-сознания, с одной стороны, и бессознательного – с другой. Сознательные детерминанты – это именно те побудители активности, которые могут быть осознаны без особых затруднений, в частности, без использования психологических техник, ориентированных на исследование подсознания. К сознательным факторам относятся интересы, желания, цели, ценности.

Бессознательное также неоднородно, к его основным образованиям принадлежат вытесненные желания и мотивы (фрейдовское бессознательное), инстинкты (агрессивный, альтруистический, сексуальный и др.), коллективное бессознательное (расовая, этническая память, архетипы и пр.), перинатальный и трансперсональный опыт, бессознательные предрассудки, стереотипы, автоматизмы.

4. Материальное – духовное. Имеется в виду не столько противостояние материальных и духовных ценностей (потребностей), сколько противоположные базовые ориентации личности на обладание и бытие. Согласно Э. Фромму, и власть, и любовь, и знание могут стать как предметом обладания, так и бытиём – всё зависит от того, кто и с какими целями осуществляет власть, любит или познаёт. Как правило, ориентация на обладание связана с приоритетом материальных благ, а ориентация на бытие – с приматом духовных ценностей. В отличие от Фромма, мы считаем, что ориентации на обладание и бытие неантагонистичны, совместимы друг с другом, могут быть (и чаще бывают) взаимодополнительными. Поэтому правильнее говорить о приоритете, преобладании той или другой ориентации в жизни конкретного человека.

Обобщая и подытоживая вышесказанное о детерминантах человеческого бытия, можно заключить: человек – существо поликаузальное, детерминируемое множеством причин и факторов, взаимодействующих, пересекающихся и перетекающих друг в друга, соотношение между которыми своеобразно для каждого индивида, для каждой ситуации.

 

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Детерминанты человеческого бытия – это причины и факторы, оказывающие влияние на поведение, мышление, мировоззрение человека и другие стороны его бытия в мире. Среди этих детерминант выделяются: внешние, находящиеся за пределами психики и организма, и внутренние, воздействующие на человека изнутри; сознательные, например, наши цели, желания, убеждения, и бессознательные, к которым относят инстинкты, вытесненные желания, комплексы и др.; ситуативные (напр., нахождение в толпе) и долгосрочные (напр., неблагоприятная семейная обстановка). Однако центральной парой детерминант выступает дилемма биологического и социального. Эта оппозиция включает в себя противоположности природного и культурного, наследственного и приобретённого (гены или воспитание), инстинктивного и сознательного.

 

Основная литература:

1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 355-356, 465-473, 476-483.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 224-247, 254-258.

3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 221-229, 258-259, 272-275, 291-293.

 

Дополнительная литература:

4. Алексеев В.П. Становление человечества. - М.: Политиздат, 1984.

5. Биология в познании человека. М., 1989.

6. Бухбиндер А. Бархатная революция // Знание – сила, № 3, 2003.

7. Вартбург М. Чьи же мы потомки, в конце-то концов? // Знание – сила, № 10, 2001.

8. Евграфов О. «Прародитель» полутора миллионов русских жил 2,5 тысячи лет назад. Кто он был? // Знание – сила, № 11-12, 1999.

9. Ефремов К. СЕНСАЦИЯ! Найден предок человека… О химере «антропология + журналистика + политика» // Знание – сила, № 6, 2001.

10. Зеленко Г. Теперь человеку — 7 миллионов лет! // Знание – сила, № 7, 2002.

11. Нудельман Р. Наши древние отцы (и матери тоже) // Знание – сила, № 6, 2001.

12. Нудельман Р. У начала начал? // Знание – сила, № 2, 2003.

13. Силкин Б. Наше генеалогическое древо сотрясается // Знание – сила, № 6, 2001.

14. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.

15. Эрфурт А. Боги нового тысячелетия. – М., 2001.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 22. Человек в научной и религиозной картинах мира | Подходы к анализу общественного развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.