Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологические аспекты в деятельности Всемирной Торговой Организации




Наряду с выработкой специальных межгосударственных механизмов решения глобальных экологических проблем, как это имеет место в рам­ках Протокола Киото, природоохранная проблематика интегрируется также в деятельность и политические инструменты международных организаций и институтов, среди которых важные позиции занимает Всемирная Торговая Организация (ВТО). Анализ применяемых в рам­ках ВТО экологических инструментов имеет принципиальное значение для России, намеренной стать в недалеком будущем равноправным чле­ном этой организации.

ВТО и основные принципы ее деятельности. ВТО была образована 1 янв. 1995 г. в результате соглашений, достигнутых на Уругвайском торговом раунде 1986-1994 гг. В 2002 г. общее число входящих в ВТО государств приблизилось к 150, кроме того, около 30 стран, в том числе Россия, находятся на различных стадиях согласования условий присо­единения и имеют статус наблюдателя.

ВТО — преемница действовавшего с 1947 г. и модифицированно­го в 1994 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). В настоящее время она базируется на более чем 60 многосторонних тор­говых соглашениях, охватывающих также интеллектуальную собствен­ность и торговую политику. Наряду с ГААТ важнейшим из этих со­глашений является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (General Agreements on Tariffs and Trade), касающееся обязательных тех­нических требований и добровольных стандартов в области продукто­вой политики. ВТО в отличие от ГАТТ является организацией согласно международному праву. Иными словами, страны, входящие в ВТО, име­ют право именоваться «членами ВТО», в то время как страны, подпи­савшие ГАТТ, это просто «стороны, заключившие контракт».

ВТО выполняет следующие функции:

• разрабатывает и организует многосторонние торговые соглашения;

• разрешает международные споры;

• выполняет оценку национальной торговой политики государств;

• осуществляет взаимодействие с международными организация­ми, формирующими экономическую политику.

Экологические требования и реализующие их инструменты в рамках ВТО в основном связаны с продуктовой политикой. И они подчиняют­ся общим принципам, определяющим функционирование данной орга­низации, которые, как уже отмечалось, имеют преемственность с согла­сованными в рамках ГАТТ требованиями.

Принципы деятельности ВТО

1. Режим наибольшего благоприятствования, заключаю­щийся в обязанности государств — членов ВТО предостав­лять товарам и услугам из всех государств — членов режи­ма, одинакового по благоприятности (ст.1 ГАТТ).

2. Национальный режим (в иной редакции — принцип не дискриминации товаров стран — членов ВТО), означаю­щий, что отношение к иностранным товарам и услугам на отечественном рынке должно быть не менее благоприят­ным, чем отношение к отечественным товарам и услугам (ст. 3 ГАТТ).

3. Справедливая конкуренция — означает неприменение мер, «искажающих торговлю», но подразумевает возмож­ность применения государством санкций против демпин­гового импорта или субсидий по отношению к нему в слу­чае, если эти меры наносят ущерб отечественным произ­водителям.

4. Либерализация торговли — требует отказа от количе­ственных ограничений в торговле и регулирование ее в ос­новном тарифными методами (ст. 11 ГАТТ), а также после­довательное сокращение таможенных пошлин для облег­чения международной торговли.

5. Прозрачность и предсказуемость торгового режима, заключающиеся в обязательном уведомлении (нотифика­ции) о торговых мерах, а также в мониторинге торговой по­литики.

Экологическая политика в рамках ВТО. Учет экологической состав­ляющей в ВТО проводится преимущественно путем применения Ин­тегрированной продуктовой политики (Integrated Product Policy), принимающей во внимание весь экологический жизненный цикл про­дукции. В современном виде ИПП была разработана, в частности, в рамках ЕС с целью сокращения так называемого экологического бремени продук­та, вызываемого всеми последовательными стадиями его «экономи­ческой» жизни — от извлечения необходимого сырья до производства продукции, ее транспортировки, использования и последующей утили­зации.

Применение ИПП не имеет безусловного характера, подчиняясь со­блюдению общих принципов деятельности ВТО, в частности принципа 2 (не дискриминация товаров стран — членов ВТО по отношению к наци­ональным товарам) и 3 (справедливая конкуренция). Действие прин­ципа 3 еще более усиливается посредством ст. 20 ГАТТ, запрещающей меры, ограничивающие конкуренцию. Это делает, в частности, невоз­можным введение ограничений по доступу тех или иных товаров на национальный рынок в качестве средства принуждения иностранных производителей к соблюдению более жестких экологических стандар­тов. Однако из правила справедливой конкуренции существуют исклю­чения, в том числе экологические.

Введение ограничений по доступу на национальный рынок возмож­но, но оно должно быть обусловлено необходимостью защиты жизни и здоровья людей, а также охраны животных, растений и исчерпаемых природных ресурсов. В то же время государства могут применять эти исключения, лишь доказав необходимость вводимых ограничительных мер. Эта необходимость должна быть подтверждена отсутствием дру­гих, менее жестких («менее ограничительных») мер, при помощи кото­рых можно добиваться желаемого результата. Кроме того, необходимо доказать, что эти меры не приводят к «произвольной дискриминации», «необоснованной дискриминации» или «скрытому ограничению меж­дународной торговли», что уже значительно сложнее. Из этого, однако, не вытекает, что экологические требования вовсе не принимаются во внимание — в большинстве случаев они считаются соответствующими международным правилам торговли, и необходимость рассматривать их как исключение отпадает.

Экологические инструменты, используемые ВТО, подразделяются на инструменты административного регулирования, экономические и информационные. И все они, будучи инструментами экологической политики, могут оцениваться с различных позиций, включая выполнение ими функций по интернализации экологических экстерналий, а также по управлению (минимизации) экологическими рисками.

К инструментам административного регулирования относятся зап­реты на использование определенных веществ; требования к качеству продукции; обязательства приема назад использованной продукции.

Особенностью применения запретов на определенные, содержащие­ся в продукции вещества является то, что эти запреты допускаются пра­вилами ВТО лишь при условии, что ими не подвергаются дискримина­ции импортеры, т. е. они одинаково применимы как к отечественным, так и к зарубежным товарам. Кроме того, при анализе этих веществ учи­тываются лишь фазы использования и утилизации продукции, но не ее производства. Оценка введения запретов как инструмента экологиче­ской и торговой политики, однако, не может быть однозначной. С одной стороны, понятно, что запреты есть эффективное средство достижения «нулевого риска», связанного с содержанием опасных веществ на раз­личных стадиях жизненного цикла продукции, и этим они служат реа­лизации принципа предосторожности. С другой стороны, они приводят к прямому ограничению доступа на внутренний рынок импортной про­дукции, нарушая важнейшие принципы международной торговли.

Требования к продукции — обязательные условия, определяющие содержание и качество товара, которыми накладываются ограничения на материалы и вещества, используемые для его производства. Требова­ния к качеству могут относиться к условиям и продолжительности сро­ка службы товара, его прочности или обновлению. Также возможны требования по потреблению энергии, эмиссии вредных веществ, по обя­зательной информации для потребителя или наличию соответствую­щих этикеток, обязательств по переработке или утилизации товара для снижения наносимого окружающей среде вреда. В соответствии с тор­говым правом ВТО требования к продукции могут ограничивать тор­говлю, но должны основываться на существующих международных стандартах, быть научно обоснованными, а также не приводить к диск­риминации продукции разных стран. Эти требования могут влиять только на фазы жизненного цикла продукции, следующие за ее произ­водством.

Обязанности возврата и приема использованной продукции в по­следние годы уделяется большое внимание. Эта мера рассматривается как важный инструмент экологической политики, служащий миними­зации отходов и повышению уровня рециклирования. Суть требования состоит в том, что производители, импортеры и поставщики должны забирать использованную продукцию от ее последнего потребителя.

Формально эти обязательства не ограничивают количество товаров, поступающих на рынок, а потому и не выступают ограничителем торгов­ли. Однако они могут рассматриваться и как дискриминирующие ино­странного производителя, поскольку его транспортные издержки могут быть больше, чем расходы отечественного, что противоречит ст. 1 и 3 ГАТТ. Информационные издержки могут играть роль, если получение информации обходится дороже для зарубежного производителя, чем для отечественного. Что касается связанного с введением этой обязан­ности разделения рынка, то здесь возможны как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, цель ограничений — поощрять появление более экологически «чистой» продукции, способ­ной к экономичному рециклированию, что должно учитываться уже при разработке продукции. С другой — иностранные производители могут оказаться в более сложном положении, чем отечественные, в том числе в силу повышенных для них информационных издержек. Кроме того, издержки на утилизацию продукции, выпускаемой в малых объ­емах, могут превзойти выгоды от ее поставки. В этой связи необходимо заботиться о «прозрачности» данного механизма, а также о соблюдении справедливости в отношении «аналогичных» товаров, поступающих из разных государств-членов, и отечественной продукции.

К экономическим инструментам продуктовой политики, исполь­зуемым в международной торговле, прежде всего, относят продуктовые налоги (пошлины) и государственные закупки. И на глобальном уровне экономические инструменты предназначены для воздействий на рынок не путем прямых предписаний производителям и потребителям, а как механизм, посредством которого осуществляется влияние на самостоя­тельно принимаемые рыночные решения. И в сфере международных экономических отношений эти инструменты обычно трактуются как более открытые и способные обеспечить принятие более эффективных, чем методы административного регулирования, решений. С теорети­ческой точки зрения, задачей экономических инструментов является интернализация (теперь уже в отношениях между различными страна­ми) экологических внешних издержек. Это достигается посредством включения данных экстерналий в цены соответствующих продуктов, чем также обеспечивается влиянием на экономическое поведение рыноч­ных субъектов. Преимуществом экономических инструментов является и то, что они не могут быть рас­ценены как меры, ограничивающие количество поступающих на рынок товаров, и уже, поэтому их применение, как правило, не сопровождается разбором конфликтных ситуаций.

Из экономических инструментов в международной торговле наибо­лее распространены продуктовые налоги (пошлины). Вообще говоря, считается, что суверенные государства вправе устанавливать продук­товые пошлины самостоятельно, но поскольку они влияют на импорт, то подпадают под правила ВТО. При анализе продуктовых налогов (пошлин) необходимо различать импортные пошлины (Import Taxes) и так называемые пограничные согласующие пошлины (Border Tax Adjustment). Импортные пошлины — это вводимые нацио­нальным государством пошлины (поэтому их еще именуют местными), которыми облагается импортируемая в страну продукция. Погранич­ные согласующие пошлины (ПСП) применяются для перенесения на импортируемую продукцию отечественных налогов в целях обеспе­чения согласования порядка налогообложения «аналогичной» отече­ственной и импортной продукции и уравнивания рыночных шансов для этих продуктов.

Импортные пошлины трактуются ВТО как барьеры для торговли, которые необходимо убрать, а ПСП — как вклад в потенциальное торго­вое пространство без тарифных барьеров. В случае возникновения разногласий сторона, подавшая жалобу (как правило, это импортер), должна доказать, что соответствующие налоговые меры не вызвали более благоприятные ус­ловия для отечественной продукции, чем для импортной.

Государственные закупки — это закупки товаров и услуг нацио­нальными (региональными, местными) правительствами. Именно такие закупки в большинстве стран достаточно существенны для того, чтобы заметным образом влиять на продуктовые рынки. По этой же причи­не «покупательские» решения государства могут играть важную роль в минимизации экологического риска (а при непродуманной политике, наоборот, — в его повышении), обусловленного, например, закупкой продовольствия за рубежом. С точки зрения международной торговли государственные закупки исключены из правил целого ряда междуна­родных торговых соглашений. Поэтому государства, в принципе, сво­бодны в применении дискриминационных мер против иностранной продукции и в создании благоприятных условий отечественной про­дукции, если только они не подписали многосторонние Соглашения ВТО о государственных закупках (WTO Agreements on Government Procurement).

Главными задачами Соглашения о государственных закупках явля­ются открытие государственных закупок для международной конкурен­ции и запрет так называемым государствам-подписантам оказывать по­кровительство отечественным товарам в ущерб импортируемым. В этом Соглашении также представлены правила, которыми должны руководствоваться государства при заключении контрактов. Эти правила каса­ются того, как государства должны определять потенциальных постав­щиков, что должно быть в нотификации (уведомлении). Они также включают определение временных границ между нотификацией и от­крытием тендеров (предложений), указывают, что должно быть в тен­дерной документации, как посылать и получать предложения, как опре­делить способность поставщиков выполнить контракт, а также методы поощрения.

Важными природоохранными механизмами ВТО являются также информационные инструменты. Их можно определить как механиз­мы морального воздействия на продавцов и покупателей, которые, в свою очередь, могут быть как обязательными, так и добровольными. Приме­ром обязательных служит обязательная маркировка продукции отно­сительно содержащихся в ней опасных веществ.

По существующим оценкам, до 80% информации о влиянии товаров на ОПС недоступно для населения. Некоторые ее аспекты являются сек­ретными, некоторые — просто не учитываются, поскольку продукция часто проходит длинный и сложный путь с момента ее создания до ути­лизации. В этих условиях целью обязательных информацион­ных инструментов является обеспечить доступность информации о про­дукции на протяжении всего ее жизненного цикла. Эта информация может быть использована государством для усиления своей политики в области экологии, а также для повышения информированности населе­ния о состоянии ОПС с целью лучшего потребительского выбора и вли­яния на производителя. Кроме того, она способствует лучшему вза­имодействию производителей товара, находящихся в разных странах и отвечающих за него на различных этапах его жизненного цикла.

Обязательные информационные инструменты (ИИ) в определен­ной мере сходны с инструментами административного регулирования и как таковые они могут ограничивать торговлю. В этих случаях приме­няются уже известные нам правила. Прежде всего они затрагивают лишь использование продукции и ее утилизацию, но не производство. Кроме того, применение обязательных ИИ должно основываться на международных стандартах и не приводить к дискриминации иност­ранной продукции в сравнении с аналогичной отечественной.

Все более активно применяемые в последние годы добровольные ин­формационные инструменты с точки зрения рыночных требований обычно трактуются как более перспективные. Они отличаются от обяза­тельных тем, что преимущества и недостатки сокрытия и выдачи экологи­ческой информации о товаре оценивает не государство путем санкций или поощрений. К добровольным ИИ относят экологические декларации, потребительские отчеты, экологические этикетки и т.п. опять же в отличии от обязательных ИИ данные инструменты могут охватывать весь экологический жизненный цикл продукции, включая необходимое изъятие природных ресурсов, а также процесс производства продукции. Добровольные ИИ например, экологические этикетки, как в общем случае, не должны быть дискриминирующими по отношению к импортируемым товарам, они должны основываться на международных стандартах и не могут использоваться как барьер в международной торговле.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.