Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории международной торговли (меркантилизм, теории А.Смита, Д.Рикардо, Хекшера-Олина, парадокс Леонтьева и др.)




Современный мировой рынок (товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, технологий). Конъюнктура мирового рынка.

Тема 2. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Мировой рынок – сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторов производства.

Конъюнктура мирового рынка - совокупность условий и факторов, определяющих развитие мирового рынка; сложившаяся ситуация на мировом рынке товара, услуги, фактора производства в области уровня и соотношения цен, спроса и предложения. Виды: по объекту (общехозяйственная, отдельного рынка), времени (текущая, краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная), стадии экономического цикла (повышательная, высокая, понижательная, низкая).

Мировая цена - цена крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых рынках и в центрах мировой торговли (биржи, аукционы).

Спрос на мировом рынке – объем общемирового производства товаров, который потребители готовы коллективно приобрести при существующем уровне мировых цен.

Предложение на мировом рынке – объем общемирового производства товаров, которые производители готовы коллективно предложить на мировой рынок при существующем уровне мировых цен.

Меркантилизм - экономическое учение и политика, отражавшие интересы торговой буржуазии во время разложения феодализма и становления капитализма (XV-XVIII вв.), исходившие из того, что источником богатства является сфера обращения, а не производства. Виды: ранний и поздний меркантилизм.

Теория абсолютных преимуществ – страны выигрывают от экспорта тех товаров, которые они производят с меньшими издержками, и от импорта тех товаров, которые производятся другими странами с меньшими издержками.

Теория сравнительных преимуществ – страны выигрывают от экспорта тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами, и от импорта товаров, которые производятся другими странами с относительно более низкими издержками.

Теорема Хекшера-Олина – каждая страна экспортирует те фактороинтенсивные товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых требуется интенсивное использование относительно дефицитных для этой страны факторов производства.

Парадокс Леонтьева – наблюдение, опровергнувшее теорию соотношения факторов производства Хекшера-Олина: трудоизбыточные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, а капиталоизбыточные – трудоемкую.

Фактороизбыточность / факторонасыщенность – показатель, опреде­ляющий относительную обеспеченность страны факторами производства.

Фактороинтенсивность / фактороемкость – показатель, определяющий относительные затраты факторов производства на создание товара.

Теорема выравнивания цен на факторы производства (Хекшера-Олина-Самуэльсона) – международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен на гомогенные факторы производства в торгующих странах.

3. Международная торговля товарами: понятие, особенности, структура.

Внешняя торговля – это специфический, отдельный сектор экономики государства, связанный с реализацией частей ВНП на мировом и национальном рынках (национальная, частичная, одной страны).

Международная торговля – сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Товар – предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена, то есть обладающий ценностью, которая устанавливается в процессе его обмена на другие товары.

Экспорт -реализация товара на внешнем рынке, предусматривающая его вывоз за границу.

Импорт – ввоз и покупка на внутреннем рынке товаров, произведенных за рубежом.

Реэкспорт - вывоз за границу ранее ввезенного иностранного товара, не подвергшегося в реэкспортирующем стране какой-либо переработке.

Реимпорт - ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке.

Встречная торговля – внешнеторговые операции, предусматривающие в единых соглашениях встречные обязательства экспортеров и импортеров по закупке друг у друга товаров, непременным условием которых является обязательство экспортера принять в качестве оплаты своей поставки (на полную ее стоимость или часть) определенные товары покупателя или организовать их приобретение третьей стороной. Виды: бартер, торговые компенсационные сделки, промышленные компенсационные сделки.

Бартер - операция по прямому обмену согласованного количества одного товара на другой товар без использования денежной формы расчетов, оформляемая единым договором (контрактом), в котором производится оценка товаров (услуг) с целью создания условий для эквивалентности обмена.

Внутриотраслевая торговля – обмен товарами между фирмами одной отрасли.

Внешнеторговый оборот – сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.

4. Международная торговля услугами: сущность, виды, классификация услуг.

Услуга – вид деятельности, работ, в процессе выполнения которого не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Способы поставки: трансграничная торговля, перемещение физических лиц, потребление за рубежом, коммерческое присутствие. Виды по ВТО: деловые; коммуникационные; строительные и инжиниринговые; дистрибьюторские; образовательные; по охране окружающей среды; финансовые; по охране здоровья и социальные; туризм и относящиеся к путешествиям; рекреационные, культурные и спортивные; транспортные, прочие. Виды по МВФ: транспортные; поездки; телекоммуникационные; строительные; страховые; финансовые; компьютерные и информационные; роялти и лицензионные платежи; прочие деловые; личные, культурные и рекреационные; правительственные. По отношению к международному движению факторов производства: факторные, нефакторные.

5. Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности (технологий, знаний, информации): структура, особенности.

Мировой рынок объектов интеллектуальной собственности (ОИС) – включает рынок продукции, содержащей ОИС (высокотехнологичные товары, материальные носители для информации, являющейся объектом авторского права, промышленной собственности, коммерческой тайны или смежных прав); рынок работ и услуг по разработке ОИС, консультированию; рынок непосредственно прав на ОИС (рынок технологий), где осуществляется их передача в виде патентов, лицензий, проектов и документации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.