Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие конституционного законодательства

Падение тоталитарных режимов

в славянских государствах в 1989–1990 гг.

Правящие режимы в социалистических странах, имея значительный экономический потенциал и стабильную поддержку части общества, тем не менее, не были в состоянии обеспечить динамичное развитие своих стран и держались у власти во многом благодаря помощи со стороны СССР. Поэтому, когда начавшаяся в СССР политика перестройки привела к ослаблению идеологического контроля за странами «социалистического лагеря», здесь сложились благоприятные условия для ликвидации тоталитарных режимов, создания политических систем, основанных на признанных в большинстве цивилизованных стран принципах демократии.

Социально-политические преобразования в славянских государствах в конце 80 – начале 90-х гг. исследователи характеризуют как демократические революции. Следует подчеркнуть, в условиях высокой степени организованности оппозиционных сил, которые продемонстрировали свою способность к проведению массовых акций протеста, правящие коммунистические режимы проявили достаточную политическую гибкость, отказались от применения силы, пошли на уступки демократическому движению. Это позволило избежать масштабных социальных потрясений. Ученые и политики образно называют данные революции «бархатными», имея в виду ненасильственный переход к новому общественному и государственному строю.

Классический пример «бархатной» революции дают нам события в Чехословакии. 17 ноября 1989 г., после разгона властями студенческой манифестации, в Праге прошли стихийные демонстрации протеста. 19 ноября 1989 г. оппозиционные силы в Чехии объединились в рамках движения «Гражданский форум», а демократическое движение в Словакии возглавила организация «Общественность против насилия». Ежедневные массовые манифестации, организованные оппозицией, заставили правящие круги дать гарантии лидеру «Гражданского форума» В. Гавелу о разрешении конфликта мирным путем, с помощью диалога с общественностью. Руководство правящей Коммунистической партии Чехословакии и президент страны Г. Гусак вынуждены были уйти в отставку. Сформированное в декабре 1989 г. правительство «национального согласия», в состав которого наряду с коммунистами вошли представители оппозиции, выступило с программным заявлением о переходе Чехословакии к рыночной экономике и парламентской демократии. 29 декабря 1989 г. Федеральное собрание единогласно избрало президентом страны Вацлава Гавела. В июле 1990 г. прошли первые свободные парламентские выборы, на которых «Гражданский форум» и «Общественность против насилия» одержали убедительную победу. Своеобразным закреплением итогов парламентских выборов стало повторное избрание В. Гавела на пост президента.

В Польше после организации массовых забастовок по всей стране было легализовано движение «Солидарность», как главная оппозиционная сила существующему режиму, а диалог между правящей Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) и оппозицией в дальнейшем проходил в форме «круглого стола» (6 февраля – 5 апреля 1989 г.). В результате было принято решение о проведении досрочных парламентских выборов на основе реальной многопартийности, введении поста президента, восстановлении двухпалатной структуры парламента (создании второй палаты – сената), ликвидации Государственного совета. Вполне закономерно, что правящая партия, отказавшись от использования административного ресурса, проиграла парламентские выборы (июль 1989 г.), и к власти пришли оппозиционные силы. В 1990 г. состоялись всеобщие президентские выборы, победу на которых одержал лидер «Солидарности» Лех Валенса.

В Болгарии демократические преобразования также осуществлялись мирным путем, но проходили в условиях острых социальных и национальных конфликтов (проблема гражданских прав мусульман). В ноябре 1989 г. ушел в отставку Т. Живков, который возглавлял Болгарскую коммунистическую партию с 1954 г. Новое руководство БКП, подтвердив свою приверженность социалистическому курсу, заявило о необходимости перемен в обществе. Одновременно в декабре 1989 г. оппозиционные силы создали Союз демократических сил (СДС). В январе 1990 г. начался диалог коммунистов и оппозиции в формате Национального круглого стола. Оппозиция добивалась проведения демократических выборов на многопартийной основе. В результате были приняты новые законы о выборах и политических партиях, а в июне 1990 г. состоялись выборы в Великое народное собрание. Большинство голосов избирателей получила Болгарская социалистическая партия (созданная на основе прежней БКП), а президентом был избран лидер СДС Желю Желев. Таким образом, в Болгарии, в отличие от Чехословакии и Польши, коммунисты не потерпели сокрушительного поражения и сохранили значительное влияние.

В Югославии в связи с обострением межнациональных противоречий демократические преобразования привели к распаду федеративного государства и сопровождались кровопролитными военными действиями. Сразу же после смерти в 1980 г. бессменного руководителя югославских коммунистов и главы государства Иосифа Броз Тито, от авторитета которого во многом зависели стабильность и единство государства, СФРЮ столкнулась с целым рядом взрывоопасных проблем. В 1981 г. в автономном крае Косово в связи с волнениями албанского населения было введено чрезвычайное положение. Ситуация в Косово значительно обострилась после внесения в 1988 г. поправок в конституцию, существенно ограничивших полномочия краевых органов власти. Одновременно окрепли сепаратистские силы в союзных республиках, которые смогли одержать победу на демократических выборах 1990 г. В результате Словения, Македония, Хорватия, Босния и Герцеговина в 1991–1992 гг. вышли из состава федеративного государства. 27 апреля 1992 г. Сербия и Черногория образовали Союзную Республику Югославию, провозгласив ее правопреемницей СФРЮ.

Национальные взаимоотношения повлияли на ход реформ не только в Югославии, но и в Чехословакии. Реформы, к сожалению, неблагоприятно сказались на экономике менее развитой, чем Чехия, Словакии, в связи с чем обострились национальные противоречия между чехами и словаками. В результате в ноябре 1992 г. было принято решение о ликвидации федеративного государства, и с 1 января 1993 г. Чешская Республика и Словацкая Республика существуют как независимые государства.

Демократические преобразования нашли свое отражение в новых названиях славянских государств. Продолжая именовать себя республиками, они отказались от определений «народная», «социалистическая», тем самым, подчеркивая свою приверженность современным демократическим принципам. Эти принципы закреплены в новых конституциях, принятых после падения тоталитарных режимов.

В Республике Польша работа над текстом нового основного закона страны проводилась в несколько этапов. Сначала в 1989–1990 гг. в старую Конституцию 1952 г. был внесен целый ряд поправок (о восстановлении двухпалатной структуры парламента, учреждении поста президента и его непосредственном избрании гражданами страны, равном статусе различных форм собственности, политическом плюрализме и др.). Затем 17 октября 1992 г. была принята Малая конституция (два конституционных закона), регламентирующая взаимоотношения законодательной и исполнительной власти, вопросы территориального самоуправления. Реформа конституционного законодательства завершилась принятием Национальным собранием 2 апреля 1997 г. новой конституции, которая была одобрена на всенародном референдуме 25 мая 1997 г.

Значительным своеобразием отличается конституционное законодательство Чехии. Новая Конституция была принята 16 декабря 1992 г. В ней практически не рассматриваются вопросы прав граждан, так как соответствующие нормы содержатся в Хартии основных прав и свобод, принятой в форме конституционного закона 9 января 1991 г. Хартия считается составной частью Конституции Чешской Республики. Новая Конституция Словакии утверждена в сентябре 1992 г.

Действующая Конституция Республики Болгария утверждена 12 июля 1991 г. Это четвертая по счету болгарская конституция (ей предшествовали конституции 1879, 1947 и 1971 гг.).

Конституция Союзной Республики Югославии была принята 27 апреля 1992 г. В Конституцию СРЮ 6 июля 2000 г. был внесен ряд поправок, предусматривающих, в частности, проведение всеобщих президентских выборов.

Новые конституции характеризуют постсоциалистические государства как социальные, правовые и демократические. Гарантируются широкие избирательные права граждан, их реальное участие в формировании органов власти, политический плюрализм, многопартийность. Разделы конституций, отражающие основные права и свободы граждан, приведены в соответствие с такими основополагающими международными документами, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международные пакты о правах человека 1963 г. и др.

Почти все славянские страны (кроме Югославии) закрепили унитарную форму государственного устройства, но при этом гарантировали национальное равноправие и права национальных меньшинств.

Все конституции закрепляют республиканскую форму правления и принцип разделения властей. Законодательная власть принадлежит избранным на основе всеобщего избирательного права парламентам, однопалатным (Народное собрание в Болгарии, Национальный совет в Словакии) или двухпалатным (Сейм и Сенат в Польше, Палата депутатов и Сенат в Чехии, Вече граждан и Вече республик в Югославии).

Во всех славянских странах существует пост президента. Он выступает в качестве главы государства, представляющего страну в международных отношениях и олицетворяющего единство нации. В зависимости от объема полномочий президента и парламента, порядка их взаимодействия можно говорить о существовании в славянских странах либо парламентских республик (Чехия, Словакия), либо парламентско-президентских республик (Югославия, Польша, Болгария). Во всех странах (за исключением Чехии) президент избирается непосредственно гражданами, что увеличивает его независимость от представительного органа власти. Срок полномочий президента – 5 лет (в Югославии – 4 года), причем допускается переизбрание только еще на один срок. Конституции некоторых государств предоставляют президенту право законодательной инициативы, отлагательного вето, роспуска парламента в случае конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти (например, Конституция Польши). Но в целом при этом исполнительная власть находится под контролем парламента, что особенно ярко проявляется при решении вопросов о формировании и ответственности правительства. Правительство отвечает перед парламентом, который может выразить ему вотум недоверия. Все конституции предусматривают возможность отстранения президента от власти при нарушении им конституции или совершении уголовного преступления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государствах после второй мировой войны | Становления и развития абсолютной монархии (вторая половина
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.