Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демографическая среда

Изучение доминирующих факторов внешней среды при производстве продукции и услуг целесообразно начать с населения - потенциальных потребителей продукции предприятия, учитывая географию его деятельности. Информационной базой здесь могут служить данные государственной статистики, почтового ведомства, переписей, панельных опросов, специальных выборочных обследований. Рынки состоят из людей, поэтому демографические изменения непосредственно влияют на возможности, предоставляющиеся маркетингу. В этом контексте мы отметим несколько важных демографических изменений.

Каждые 33 года население земного шара удваивается. По существу, это означает, что рынки тоже удваиваются в течение этого периода. Следовательно, возможности маркетинга увеличиваются. Однако, поскольку покупательная способность многих людей в мире, вероятно, останется невысокой, то наряду с новыми возможностями, имеются и определенные опасности: общественные беспорядки, войны и т.д.

Замедление роста населения. Подсчитано, что население России составляет приблизительно 146 миллионов человек. Три четверти при этом живет в городах. Темпы прироста населения составляют менее одного процента. Более того, за последние годы численность населения сокращается, и эта тенденция может сохраниться в перспективе. Естественно, это приведет к уменьшению количества потребителей, а, следовательно, к сужению рынка. Единственной возможностью для роста является создание новых товаров и новых рынков.

Изменение структуры населения. Достижения в области медицины и низкий уровень рождаемости привели к тому, что население России стало стареть. По данным комитета статистики численность населения старше трудоспособного возраста (мужчины старше 60 лет, женщины – 55 лет) в сравнении с 1990 увеличилась на 3,5 миллиона человек. За тот же период численность молодежи сократилась в среднем на 1 миллион.

Данная тенденция печальна для общей демографической ситуации в России, т. к. в связи с этим сокращается трудовой ресурс. По прогнозам экономистов, к 2005 году доля молодежи в трудоспособном населении сократится с 23% до 15,3%.

В связи с этой тенденцией объем рынка для молодежи будет относительно сокращаться, в то время, как объем рынка для пожилых людей - стремительно расти. Это создаст, с одной стороны, новые возможности для определенных отраслей, так как характер совершения покупок пожилыми людьми полностью отличается от того, как это делают молодые. С другой стороны, это заставит по-новому вести свою политику предприятия, деятельность которых ориентирована в основном на имеющий тенденцию к сокращению целевой сегмент, состоящий из молодых людей 30–35 лет и их семьи.

Следует учитывать и тот факт, что изменение в возрастном составе рынка приведет к сокращению спроса на оригинальные товары-новинки, товары, имеющие дополнительные характеристики, придающие их владельцам чувство «не смешивания с толпой». Это объясняется тем, что старшее поколение более консервативно в своих вкусах и привычках. Естественно, что возрастет спрос на предметы по уходу за собой и своим здоровьем.

Не стоит забывать, что у старшего поколения могут возникнуть проблемы, несвойственные молодым, с приобретаемыми товарами. Например, трудности с современной упаковкой – практически невозможно прочитать текст, слишком трудно открыть некоторые виды упаковок.

Многие люди преклонного возраста требуют, чтобы супермаркеты лучше ориентировали их в своих торговых залах, точно указывая, в каких отделах продаются те или иные товары, где эти товары расположены и т. п. Они считают, что товары не следует помещать слишком высоко, что персонал должен быть более дружелюбным и т.д.

Изменяющееся общество. Семья, традиционно состоявшая из мужа, жены и двоих детей, уже в прошлом. Однако число семей реально растет. Это объясняется следующими причинами:

Ö люди женятся и заводят детей в более позднем возрасте;

Ö имеют меньше детей или не имеют их совсем;

Ö увеличивается число разводов.

В результате приведенных выше причин происходят следующие изменения: одинокие люди, семьи из двух человек, неполные семьи (с одним родителем) и «бумеранговые» семьи (где дети переходят от отца к матери после развода). Все это, конечно, будет иметь определенные последствия для маркетинга.

В частности, должны будут измениться не только количество продукта в упаковке, сама упаковка и т.д. (например, упаковка чая на одного человека), но также обеспечение жильем, автомобилями, стиральными машинами и т.д.

Сенсационный прогноз дала одна из ведущих в Великобритании аналитических исследовательских групп «Основа будущего». По их мнению, в будущем столетии каждый человек на планете будет иметь как минимум два, а в некоторых сферах занятости и три высших образования. По прогнозам ведущих западных аналитиков, человеческая жизнь в 21 веке в среднем будет иметь продолжительность 120 лет. Следовательно, увеличится период активной деловой жизни.

М. Хоуард, британский аналитик, считает, что в будущем столетии жители планеты будут посещать школу с 3-5 лет. Так как в противном случае они не успеют получить минимум знаний, необходимый для первой карьеры, формирование которой начнется к 20 годам. Затем, в 40 и 60 лет, получив второе и третье образование, начнется утверждение личности во второй и третьей карьере. Соответственно, и выход на пенсию «отодвинется» до 80 лет. Следовательно, и время создания семей как и рождение детей, также отодвинется, так как, по тем же прогнозам, женщина все более будет укреплять свои позиции в деловом мире.

Изменения в уровне образования населения и, следовательно, изменение в структуре работающей части населения. Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству людей с высшим образованием. Фактически одна пятая всех научных кадров мира работает в России. Это имеет специфические последствия для определенных рынков (профессиональный сегмент, студенты, путешественники и т.д.).

Изменения в структуре работ, предлагаемых рынком труда. Парадоксальная на первый взгляд ситуация складывается сегодня на европейских рынках труда. Наибольшим спросом стали пользоваться не молодые, полные сил работники, а люди предпенсионного возраста. Объясняется это тем, что появилось много работ, требующих к себе особого отношения – вежливости, внимания, терпения, снисходительности к людским слабостям (помощники по уходу за больными и престарелыми, транспортные агенты, продавцы, спортивные инструкторы и т.д.). Работодатели считают, что молодым не хватает знаний, подразумевая под этим не только изрядный рабочий стаж, но и отсутствие жизненного опыта, умения жить среди людей в рамках устоявшихся, сформировавшихся веками традиций. На первое место общество выдвигает требования отражения достоинств человека, как личности и максимальное удовлетворение его желаний. Такая же «участь» ждет и Россию.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие макросреды | Социо-культурная среда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.