Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Конституционные основы федеративного устройства России

Обеспечение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан.

Институт политического убежища в Российской Федерации.

Право на политическое убежище в случае преследования гражданина за свои убеждения - одно из древнейших прав человека.

Право человека на политическое убежище провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (часть первая статьи 14): «Каждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем».

Право на политическое убежище предоставляется обычно лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, за антивоенную пропаганду, за критику властей, т.е. за действия, не квалифицируемые в международном праве и национальном праве демократических государств как правонарушения.

Право на политическое убежище имеет различные ограничения. Оно не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.[97]

Часть 1 статьи 63 Конституции РФ также предусматривает предоставление в Российской Федерации политического убежища. Порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации и их статус определяютсяУказом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации»[98].

Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом или международным договором. Предоставление политического убежища распространяется на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Инстанцией, в которую предоставляется ходатайство, является Федеральная миграционная служба МВД РФ, а инстанцией, направляющей свои предложения Президенту, - Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в России, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

В международном праве под политическим убежищем принято понимать предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны своего государства или страны обычного места жительства.

В свою очередь, преследование по политическим мотивам означает преследование за политические убеждения, общественную, религиозную деятельность и верования, расовую, национальную принадлежность и т.д.

Следует различать политическое убежище на территории РФ и в дипломатическом представительстве или консульском учреждении РФ (дипломатическое убежище). Применительно ко второму случаю следует иметь в виду, что ст.41 Венской конвекции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями представительства.

Согласно п. 1, ст.1 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г. убежище предоставляется государством в порядке осуществления его суверенитета.

Из этого следует, что индивид может просить Россию о предоставлении политического убежища, а право государства предоставить политическое убежище иностранному гражданину и лицу без гражданства либо отказать в нем.

Россия вправе в своих внутренних нормативных актах определять основания и порядок (судебный, административный) предоставления политического убежища, а также политического статуса лицам, получившим такое убежище.

Можно говорить о существовании обычной нормы международного права, закрепляющей право государств по своему усмотрению предоставлять политическое убежище определенным лицам и обязывающий другие государства уважать это право.

Значительное число государств признают правило, запрещающее предоставлять дипломатические убежища, которое продолжает действовать в странах Латинской Америки. В международном праве растет число договорных обычных норм, обязывающих государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям лиц. К ним относятся, в частности, лица, обвиняемые в совершении преступлений против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче в соответствии с международными договорами (например, террористы).

Россией производится выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах. Это возможно на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. Вопросы о выдаче решаются Генеральным прокурором РФ.

Вопрос утраты политического убежища решается Президентом РФ на основании предложений Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, по представлению Федеральной миграционной службы, на основании заключений МИД, МВД, ФСБ.

Выезд и въезд в Россию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией РФ, международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г.

В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом «О порядке…», действуют правила международного договора.

Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в Россию.

Существует два порядка въезда в Россию: визовый и безвизовый. По визам в Россию приезжают граждане (подданные) различных государств по служебным, частным делам и по другим вопросам. Визы иностранные граждане получают в соответствующих представительствах Российской Федерации за границей - посольствах или консульствах.

Визы по своему назначению подразделяются на: въездные и выездные, дипломатические, консульские, служебные транзитные, туристские (договор) и обыкновенные.

Безвизовый порядок въезда и выезда из Российской Федерации установлен в соответствии с международными соглашениями между Россией и другими странами. Такой порядок въезда и выезда из Российской Федерации осуществляется на основании национального паспорта и свидетельства о приглашении.

Безвизовым правом въезда в Россию пользуются также: моряки иностранных судов, транзитные пассажиры воздушных судов и граждане государств, с которыми Россия имеет международный договор.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона «О порядке…» иностранному гражданину может быть не разрешен въезд в Россию, если он: 1) при обращении за российской визой не смог подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации; 2) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации нарушил правила ее пересечения, таможенные правила, санитарные нормы, - до устранения нарушения; 3) сообщил о себе или о целях своего пребывания заведомо ложные сведения.

Кроме того, иностранным гражданам не разрешается въезд в Россию в случаях, если:

1) это необходимо в целях обеспечения безопасности государства;

2) в период своего предыдущего пребывания в России они были осуждены за совершение тяжкого преступления либо были выдворены за пределы Российской Федерации - в течение пяти лет после отбытия наказания или одного года со дня выдворения;

3) они не представили документы, необходимые для получения визы - до их представления;

4) они не представили сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции - до представления такого сертификата.

Выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они:

1) в соответствии с законодательством Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, - до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

2) осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

4) не выполнили предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательства по уплате налогов, - до выполнения этих обязательств.

На органы внутренних дел возлагаются следующие функции по обеспечению соблюдения иностранными гражданами правил пребывания:

- регистрация национальных документов иностранных граждан, выдача некоторым категориям из них видов на жительство;

- регистрация по месту пребывания или жительства и их учет;

- продление сроков пребывания на территории Российской Федерации;

- надзор за соблюдением правил проживания и передвижения;

- розыск иностранных граждан, пропавших без вести или уклоняющихся от регистрации;

- надзор за автотуристами;

- выдача виз на выезд из Российской Федерации;

- оформление материалов о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из него;

- применение к иностранным гражданам мер государственного принуждения за совершенные правонарушения.

Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Иностранцы, находящиеся на территории Российской Федерации на законных основаниях, за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации, несут ответственность на общих основаниях (статья 2.6. КоАП РФ). Однако в КоАП имеются статьи, по которым субъектом правонарушения может быть только иностранец (см. ст. 18.8 «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации», ст. 18.11 «Нарушение иммиграционных правил»). Кроме того, в п. 7 ст. 3.2 установлено административное наказание, применяемое только к иностранным гражданам и лицам без гражданства, - административное выдворение за пределы Российской Федерации (см. ч. 2 ст. 18.1 «Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации», ч. 2 ст. 18.4 «Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации»).

Согласно ч. 2 ст. 2.6 КоАП за административные правонарушения, совершенные на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях. КоАП предусматривает шесть составов таких правонарушений.

В ч. З данной статьи закреплено положение, согласно которому не подлежат административной ответственности иностранные граждане, совершившие на территории РФ административное правонарушение, но пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ. Вопрос об административной ответственности вышеперечисленных лиц разрешается в соответствии с нормами международного права.

Согласно данной статье иммунитет от административной юрисдикции распространяется только на физических лиц, а иностранные юридические лица несут административную ответственность на общих основаниях.

Иностранный гражданин вправе обжаловать решение о его административном наказании, выдворении из Российской Федерации и сокращении срока пребывания в России в порядке и на основании, предусмотренных Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

 

1. Понятие и формы государственного устройства.

2. Истоки федеративного выбора России

3. Конституционные основы федеративного устройства России

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев | Понятие и формы государственного устройства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.