Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, принципы и задачи финансовой политики государства




Любое государство осуществляет политическую деятельность в различных направлениях:

· экономическом;

· социальном;

· национальном;

· геополитическом;

· оборонном.

Составной частью экономической политики государства является финансовая политика.

Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и эффективное использование для осуществления государством его функций.

Она играет особую роль в общей политической деятельности государства. Будучи составной частью социально-экономической политики, финансовая политика является важнейшим средством реализации политики государства во всех перечисленных выше направлениях. Без успеха в финансовой политике невозможен успех во всех других направлениях политики государства.

Государство, наряду с его политической ролью в обществе, является одним из субъектов экономики, то есть осуществляет и экономическую деятельность.

По поводу роли государства в экономике и взаимодействия государства и рынка, давно началась и продолжается полемика между различными направлениями экономической науки.

Представители ультралиберального направления – сторонники полной свободы рынка предлагают заменить безвозмездное перераспределение денежных средств государством куплей-продажей тех услуг, которые до настоящего времени оказывает государство, что может быть достигнуто путем сокращения сферы компетенции государства (передачей частным компаниям производства и реализации соответствующих услуг), либо путем превращения самого государства в своеобразную рыночную структуру (путем введения всеобщей платности услуг государства). В некоторых странах это получается, в других применение такой практики не дает эффективных результатов.

Рыночные отношения предполагают эквивалентный обмен между их участниками, но их нельзя распространять на отношения государства с обществом в случае предоставления государством услуг обществу в целом.

Практика постсоветской России, либеральных реформ 1992–1998 гг. показала, что изгнание государства их экономики принесло много вреда, привело к обнищанию подавляющей части населения.

Рынок – сложный комплекс экономических, правовых, социальных и нравственных отношений в обществе. Как показывает мировой опыт, рыночная экономика может быть эффективной, если она имеет четкую социальную направленность и если она находится под регулирующим воздействием государства.

При этом рынок и государство не антиподы. Рынок – стимулирующая, быстро развивающаяся, но в то же время неустойчивая система, преследующая удовлетворение частных интересов, извлечение максимальной прибыли. Государство при разумной политике обладает возможностью ставить и решать перспективные задачи развития всего общества.

Представители социально-демократического направления экономической науки исходят из необходимости умелого сочетания принципов свободного рыночного предпринимательства и государственного регулирования процессов, происходящих в экономике и в социальной сфере общества.

Регулирующая роль государства в экономике и социальной сфере осуществляется через соответствующую финансовую политику.

Финансовая политика – это совокупность принципов, форм и методов организации и использования финансов.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики являются:

· зависимость от конечной цели;

· соответствие интересов основных социальных слоев общества;

· обеспечение макроэкономической сбалансированности всех отраслей хозяйства;

· Соответствие требованиям экономических законов;

· Учет внутренних и внешних экономических условий и реальных возможностей.

Финансовая политика включает:

· Разработку общей концепции финансовой политики, определение ее стратегических направлений, целей, главных задач.

· Создание адекватного финансового механизма.

· Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

 

Приоритет в разработке финансовой политики России принадлежит Президенту РФ, который в своих ежегодных Бюджетных посланиях Федеральному собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу.

Важной составной частью финансовой политики является финансовый механизм, при помощи которого государство осуществляет свою деятельность в области финансов и показывает регулирующее воздействие на всю экономику и социальную сферу.

Финансовый механизм – это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

В понятие финансового механизма входят формы финансовых ресурсов (централизованные и децентрализованные), методы их формирования; законодательные нормы и нормативы, используемые при формировании доходов и расходов государства; организация бюджетной системы; организация финансов хозяйствующих субъектов; организация рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм подразделяется на:

· Директивный;

· Регулирующий.

Директивный механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. Такими отношениями являются: налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование.

По всем этим вопросам государством детально определяется система организации финансовых отношений, обязательная для всех их участников.

Директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно не участвует, но которые имеют большое значение для осуществления всей финансовой политики (например, рынок корпоративных ценных бумаг, денежно-кредитный рынок, валютный рынок), либо когда одной из сторон является агент государства (это касается финансов государственных унитарных предприятий или уполномоченных государством других хозяйствующих субъектов (коммерческих банков, страховых компаний).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила финансовых отношений («правила игры») в конкретных сегментах финансов, не затрагивающих прямо интересы государства.

Так, государство устанавливает единые для всех организаций, предприятий, учреждений правила ведения бухучета, формы и порядок составления финансовой отчетности, правила наличных и безналичных отчетов и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.