Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники финансирования дефицита бюджета




Всякий бюджетный дефицит нуждается в изыскании источ­ников его финансирования.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый период.

Классификация источников финансирования дефицита бюджета – это группировка заемных средств, привлекаемых государством для покрытия расходов соответствующих бюджетов.

Существует два основных метода финансирования дефицита бюджета:

1. Финансирование за счет государственных займов (государство дополнительно привле­кает денежные средства на возвратной основе) – неэмиссионный метод.

2. Финансирование за счет денежной эмиссии – эмиссионный метод.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 92) налагает определенные огра­ничения на размер утверждаемых дефицитов бюджетов всех уров­ней бюджетной системы РФ.

Так, размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета - разница между объемом доходов федерального бюджета (без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосо­стояния) и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Источниками финансирова­ния ненефтегазового дефицита являются нефтегазовый трансферт, формируемый за счет нефтегазовых доходов и средств Резервного фонда, а также источники финансирования дефицита федераль­ного бюджета.

Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъ­екта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступ­лений. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% ут­вержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нор­мативам отчислений.

Принятие бюджета на очередной финансовый год с дефици­том предполагает необходимость утверждения соответствующим законом (решением) о бюджете источников финансирования дефи­цита бюджета (внутренних и внешних). Источники финансирования дефицита бюджетов различных уровней бюджетной системы рассмотрены в табл. 5.

Таблица 5 – Источники финансирования дефицита бюджетов бюджетной системы РФ

Источники внутреннего финансирова­ния дефицита бюджетов Источники внешнего финансирования дефицита бюджетов
Поступления средств от размещения государственных и муниципальных ценных бумаг от имени РФ, субъектов РФ, муници­пального образования Поступления от реализации государственных ценных бумаг от имени РФ и субъектов РФ на внешнем рынке
Поступления средств в виде бюджет­ных кредитов, полученных по кредит­ным соглашениям, договорам займов от других уровней бюджета Кредиты, предоставленные прави­тельствами других государств
Поступления от продажи акций, нахо­дящихся в государственной или муниципальной собственности Получение РФ финансовых и нефи­нансовых кредитов, предоставленных международными организациями
Перечисления банками сумм процен­тов за денежные средства, размещен­ные органами государственной власти в депозиты Кредиты иностранных кредитных организаций
Кредиты, полученные от коммерческих банков в валюте РФ
Поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней

 

При этом дефицит местных бюджетов может покрываться только за счет внутренних источников.

Кредиты Центрального банка РФ, а также приобретение им государственных ценных бумаг Российской Федерации и субъек­тов РФ, муниципальных ценных бумаг Российской Федерации и при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Источники покрытия дефицита федерального бюджета показаны в табл. 6.

Таблица 6. Источники покрытия дефицита федерального бюджета, млрд. рублей

Показатель 2010 год Прогноз  
2011 год 2012 год 2013 год
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего 2 428,6 1 767,3 1 712,9 1 765,2
%% к ВВП 5,4 3,6 3,1 2,9
в том числе:        
за счет средств Резервного фонда 1 419,3 242,3 0,0 0,0
за счет Фонда национального благосостояния 2,5 5,0 7,5 10,0
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таб. 3.10) 1 006,8 1 520,0 1 705,4 1755,2
%% к ВВП 2,2 3,1 3,1 2,8
               

 

Все методы финансирования дефицита бюджета (эмиссионный и неэмиссион­ный) в целом не имеют положительного эффекта, так как во – первых, в случае привлечения внутреннего кредита государство собирает де­нежные средства, направляемые не на инвестирование экономики, а на собст­венные нужды. В результате экономика теряет часть доли вложений, которые могли бы быть направлены на развитие промышленности и других секторов эконо­мики. Кроме того, в случае большого дефицита государственный заем у населения может быть очень большим, что в итоге может привести к нарастанию социальной напряженности среди на­селения и неспособности государства выполнить свои обязательства

Во – вторых, внешний кредит вызывает сложности и внутри страны, так как дан­ные средства следует возвращать с определенными процентами, что увеличи­вает государственные расходы и актуализирует проблемы международного характера. Международный кредит понижает уровень значимости государства в международной политике.

В целом для преодоления бюджетного дефицита необходимо «лечение» самой экономики. В программу конкретных мероприятий по сокращению бюд­жетного дефицита следует включить и последовательно проводить в жизнь та­кие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой, - способствовали сокращению государственных расходов. Сюда относятся:

– изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли на­родного хозяйства с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;

– широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих пол­нее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства;

– более широкое сокращение сферы государственной экономики и государст­венного финансирования; продажа на мировом рынке части задолженности других стран бывшему Советскому Союзу;

- полное прекращение правительст­венной помощи иностранным государствам;

– снижение военных расходов;

– сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ; мора­торий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 3260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.