Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, необходимость и виды аудиторского контроля




Финансовый контроль в Республике Беларусь: содержание, виды, методы, формы и органы

Тема 6. Организация контроля за эффективностью использования финансовых ресурсов

Финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций уполномоченных органов по проверке соблюдения установленных форм и методов финансовых отношений, осуществляемых с целью выявления положительных и отрицательных сторон, устранения недостатков, возмещения ущерба и предупреждения аналогичных нарушений в будущем. Таким образом, на практике финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Основными задачами финансового контроля являются следующие:

· обеспечение соблюдения действующего законодательства в сфере финансов;

· выявление внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов;

· выявление и устранение диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и территориям с целью наиболее эффективного их использования и др.

Объектом финансового контроля являются распределительные процессы, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъектами финансового контроля выступают различные финансовые органы, которые в законодательном порядке наделены контрольными функциями (Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и т. д.). Так, классификация финансового контроля в зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, приведена на рисунке 2.

 

 
 

 

 


Рисунок 2 – Классификация финансового контроля
в зависимости от субъектов

Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Его осуществляют органы государственной власти и управления Республики Беларусь (Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь и др.).

Высшим органом государственного контроля в нашей стране является Комитет государственного контроля Республики Беларусь, в обя-
занности которого входит контроль за исполнением республиканского бюджета; расходованием средств республиканского и местных бюджетов; сохранностью и использованием государственного имущества и др. Должностные лица Комитета государственного контроля имеют широкие права: они вправе входить на территорию и в помещение государственных органов, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью проверки наличия и порядка хранения денежных средств и иных ценностей; могут опечатывать кассы, склады, архивы и т. п.

Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Основными функциями данного органа контроля являются:

· контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а также средств государственных целевых бюджетных
и внебюджетных фондов;

· разработка методических документов и форм отчетности о контрольно-ревизионной работе;

· контроль за соблюдением финансовых интересов государства
в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство и др.

Министерство финансов Республики Беларусь имеет право требовать и получать от органов государственного управления и организаций информацию по формированию и использованию бюджетных средств; ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями законодательства; применять экономические санкции и налагать административные взыскания в соответствии с законодательством и т. д.

Основными задачами Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь являются следующие:

· контроль за соблюдением налогового законодательства;

· обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет;

· разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов и др.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его органы имеют право проводить в установленном законодательством порядке налоговые проверки; получать от субъектов хозяйствования
и граждан необходимые для проведения проверок сведения; в случаях нарушения законодательства налагать арест на денежные средства
и иное имущество налогоплательщиков; взыскивать задолженность по налогам в бюджет и др.

Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь, регулирует денежное обращение и кредитные отношения в стране, определяет порядок расчетов, а также обладает исключительным правом эмиссии денег. Основными его задачами являются следующие:

· защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

· развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

· обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

С учетом вышеперечисленных задач Национальный банк Республики Беларуси наделен широкими правами, в частности: правом эмиссии денег; правом контролировать соблюдение банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковского законодательства; правом осуществления валютного регулирования и др.

Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.

Внутриведомственный финансовый контроль осуществляется министерствами, государственными комитетами, другими органами управления на подведомственных им организациях. Для проведения такого контроля в составе министерств и ведомств создаются специальные контрольно-ревизионные отделы (управления).

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется специальными службами организаций – финансовыми отделами, бухгалтериями.

Общественный контроль осуществляют отдельные физические лица или группы лиц в профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях.

По формам и в зависимости от времени проведения финансовый контроль подразделяется следующим образом:

· предварительный,предшествующий совершению финансовых операций. Он проводится на стадии составления финансовых планов субъектов хозяйствования, смет доходов и расходов и т. п.;

· текущий,осуществляемый во время совершения финансово-хозяйственных операций, исполнения бюджетов и финансовых планов;

· последующий,производимый после совершения финансово-хозяйственных операций.

Выделяют следующие основные методы проведения финансового контроля:

· наблюдение,под которым понимается общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля;

· проверка, являющаяся единичным контрольным действием или исследованием состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъекта. Она проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых
и расходных документов. Проверка может быть счетной (изучение достоверности бухгалтерских, налоговых и других финансовых отчетов) и тематической (изучение отдельных участков финансово-хозяйственной деятельности, например, правильности начисления заработной платы);

· обследование, при котором в отличие от проверки рассматривается не один, а несколько вопросов;

· экономический анализ, который основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности;

· ревизия, являющаяся наиболее распространенным методом финансового контроля. Она представляет собой детальное изучение всех сторон и участков финансово-хозяйственной деятельности организации. В экономической литературе виды ревизий классифицируют по множеству различных признаков. Так в зависимости от порядка назначения ревизии бывают плановые (проходят по заранее составленному плану) и внеплановые (проводятся по мере необходимости, например, после пожара). По полноте охвата хозяйственной деятельности проверяемого хозяйствующего субъекта выделяют комплексные (изучаются все стороны финансово-хозяйственной деятельности), тематические (проверяются отдельные участки финансово-хозяй-
ственной деятельности) ревизии. В зависимости от степени охвата финансово-хозяйственных операций выделяют ревизии сплошные (предполагают проверку на определенных участках деятельности всех без исключения финансово-хозяйственных операций за ревизуемый период), выборочные (предполагают проверку не всех документов,
а по определенной выборочной схеме, которая зависит от квалификации и опыта ревизора), комбинированные (одни участки деятель-
ности организации проверяются выборочно, а другие – сплошным методом). По характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, выделяют документальные (предполагают проверку подлинных первичных бухгалтерских и иных документов) и фактические (предполагают проверку наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре) ревизии.

Аудит представляет собой независимый вид финансового контроля, осуществляемого на платной основе. По своей сути это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Назначение аудиторского контроля заключается в удовлетворении заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о финансовом состоянии проверяемой организации, с целью оценки ее финансового положения.

Право на осуществление аудиторской деятельности имеют аудиторские организации и аудиторы – индивидуальные предприниматели, имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление такой деятельности.

Аудитор – это физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудиторская организация – это коммерческая организация, осуществляющая аудиторскую деятельность и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и аудиторы проводят аудит достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности; правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета; целевого использования кредитов и инвестиций; достоверности налоговой декларации (расчета) и др. Кроме того, они могут оказывать сопутствующие аудиту услуги по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности; постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета; анализу финансовой и хозяйственной деятельности; проведению маркетинговых исследований и др.

В целом задачи аудита и задачи государственного финансового контроля схожи, но между аудитом и государственным финансовым контролем имеются существенные отличия:

· услуги аудиторских организаций и аудиторов являются платными для проверяемых организаций, в то время как проведение ревизий органами государственного контроля оплачивается вышестоящими органами или государством;

· результаты аудиторской проверки, как правило, являются коммерческой тайной, а результаты ревизий, проводимых государственными органами контроля, доводятся до сведения вышестоящих организаций;

· при ревизиях взаимоотношения между проверяющей и проверяемой сторонами носят административный, обязательный характер, а при аудите – строятся на добровольной, договорной основе;

· основная задача государственных контролеров – проверить соблюдение хозяйствующими субъектами действующих законов и нормативных актов, а в случае выявления нарушений – применить соответствующие меры воздействия, т. е. государственный контроль
защищает интересы государства. Аудиторский контроль защищает интересы клиента, поскольку его основная задача – устранить имеющиеся недостатки без наказания виновных.

Различают внешний и внутренний аудит. Внешний аудит независим по отношению к контролируемой организации, контрольные мероприятия проводятся на основе договора с аудиторской организацией или аудитором – индивидуальным предпринимателем, не связанными имущественными интересами с аудируемыми лицами. Внутренний аудит – это ведомственная или внутренняя форма контроля субъекта хозяйствования, он проводится по желанию и на условиях субъекта хозяйствования и подконтролен ему.

Аудит также может быть обязательным (обязательность его проведения установлена законодательством, например, ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской
(финансовой) отчетности открытых акционерных обществ, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, бирж) и инициативным (проводится по желанию клиента).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.