Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление прибылью организации




Денежные поступления и доходы организации, их понятие и структура. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) – основной источник поступлений средств организаций

Тема 12. Денежные поступления предприятия

 

 

Денежные поступления организации – это совокупность денежных средств, поступающая в ее распоряжение. Данная совокупность включает следующее:

· выручку от реализации продукции (работ, услуг);

· выручку от реализации излишних основных фондов и производственных запасов;

· поступления от участия в уставных фондах других организаций;

· полученные штрафы, пени и неустойки;

· бюджетные ассигнования;

· банковские кредиты;

· суммы страховых возмещений;

· средства учредителей и другие денежные поступления.

Понятие «денежные поступления» не следует отождествлять с понятием «доходы» и «выручка».

Доходом является экономическая выгода (возможность имущества способствовать притоку денежных средств или иных активов) в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки.

К доходам не относятся поступления денежных средств в виде денежных займов и кредитов, вкладов в уставный фонд.

В зависимости от характера, условий получения, направлений деятельности организации доходы подразделяются на доходы от видов деятельности, операционные доходы и внереализационные доходы.

Основным источником денежных поступлений и доходом от основных видов деятельности организации является выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) – это денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции (работ, услуг) по ценам, тарифам в соответствии с договорами.

значение выручки заключается в следующем:

· за счет выручки покрываются затраты на производство и реализацию продукции и формируется прибыль;

· выручка является источником платежных средств организации; от ее величины, ритмичности получения во многом зависит платежеспособность и финансовая устойчивость организации;

· выручка является одним из оценочных показателей результатов деятельности; на ее основе рассчитывается ряд относительных показателей, характеризующих эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации;

· выручка является источником уплаты налоговых платежей, а для многих из них и базой для начисления налогов.

Важнейшим стоимостным фактором, от которого зависит величина выручки является отпускная цена, которая формируется исходя из полной себестоимости, прибыли (с учетом качества продукции и коньюктуры рынка) и косвенных налогов.

На величину выручки от реализации продукции оказывают влияние следующие факторы:

· внешние: коньюктура рынка, уровень косвенных налогов, нарушение договорных условий поставки материально-технических ресурсов;

· внутренние:объемы и ритмичность производства, качество продукции, ассортиментная и ценовая политика, применяемые условия расчетов за отгруженную продукцию и др.

Организация вправе выбирать один из следующих методов определения и учета выручки:

· кассовый (по факту оплаты расчетных документов покупателей);

· метод начисления (по факту отпуска продукции, работ, услуг покупателям).

При планировании выручки могут применяться следующие методы:

· метод прямого счета, который предполагает расчет выручки по каждому виду изделия исходя из планируемого объема реализации в натуральном выражении и отпускной цены изделия, а также определение общей суммы выручки;

· расчетный метод, при использовании которого выручка определяется по следующей формуле:

В = О 1 + ТО 2,

где О 1 и О 2 – остатки нереализованной продукции (на складе и в отгрузке) соответственно на начало и конец планового периода в отпускных ценах;

Т – выпуск товарной продукции за период в отпускных ценах.

К операционным доходам относятся доходы от отдельных операций, не относящихся к основным видам деятельности организации. Они включают доходы, связанные с продажей и прочим выбытием принадлежащих организации основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей и других активов; доходы (проценты), связанные с участием в уставных фондах других организаций; доходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользованием активов организации, когда это не является предметом деятельности; проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счетах в данном банке и другие доходы, признаваемые операционными.

К внереализационным доходам относят несистематические, носящие непроизводственный характер доходы, а также доходы, которым не соответствуют расходы. В их состав входят стоимость безвозмездно полученных активов; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; принятое к учету имущество, оказавшееся в излишке по результатам инвентаризации; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; положительные курсовые разницы при переоценке имущества и обязательств и другие доходы.

 

12.2. Прибыль, ее экономическая сущность, значение и виды

Итоги экономической деятельности субъектов хозяйствования принимают стоимостную форму и выступают в виде финансовых результатов. Прибыль – это положительный финансовый результат деятельности организации.

Основные функции прибыли следующие:

· оценочная (отражает эффективность деятельности), стимулирующая (часть прибыли используется для материального стимулирования персонала);

· воспроизводственная (прибыль – важнейший источник расширенного воспроизводства).

Важное значение имеет прибыль и в формировании средств государственного бюджета.

Отрицательными результатами хозяйствования являются убытки.

Прибыль (убыток) отчетного периода включает следующие виды прибыли (убытка):

· прибыль (убыток) от реализации продукции (разница между выручкой от реализации продукции без НДС и акцизов и себестоимостью реализованной продукции);

· прибыль (убыток) по операционным доходам и расходам (разница между операционными доходами, косвенными налогами и сборам, взимаемыми из таких доходов, и операционными расходами);

· прибыль (убыток) по внереализационным доходам и расходам (разница между внереализационными доходами и внереализационными расходами).

Различают также следующие виды прибыли:

· прибыль, остающаяся в распоряжении организации (прибыль отчетного периода после вычета из нее налога на недвижимость и налога на прибыль);

· чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении организации, за вычетом местных налогов и сборов, экономических санкций (кроме санкций за неисполнение хозяйственных договоров);

· реинвестированная прибыль (чистая прибыль за вычетом дохода, выплаченного учредителям (участникам) организации, а также прибыли, использованной на потребление и благотворительные цели);

· прибыль к налогообложению (облагаемая налогом прибыль за минусом льготируемой прибыли).

Основные факторы, влияющие на прибыль, следующие:

· внутренние факторы (объемы производства и реализации продукции, ассортимент выпускаемой продукции, качество продукции, установленные отпускные цены, себестоимость продукции и другие аналогичные факторы);

· внешние факторы (рыночная конъюнктура, инфляция, налоговая, валютная и таможенная политика государства, отраслевые и природные факторы, условия кредитования и т. д.).

 

 

12.3. Планирование, распределение и использование прибыли

 

Планирование прибыли является составной частью финансового планирования и важным участником финансово-экономической работы.

При определении планируемого объема прибыли используют следующие методы: метод прямого счета; аналитический метод (на основе показателя затрат на рубль товарной продукции и с использованием показателя базовой рентабельности).

Суть метода прямого счета заключается в том, что плановая прибыль предварительно рассчитывается по каждому виду продукции или группам однородных изделий как разность между выручкой без косвенных налогов и полной себестоимостью реализованной продукции.

Прибыль по каждому виду изделий может быть также определена по следующей формуле:

Прп = Пн + ПтПк,

где Прп – прибыль от реализации продукции;

Пн – прибыль в остатках нереализованной продукции на начало планируемого периода;

Пт – прибыль от выпуска товарной продукции в планируемом периоде;

Пк – прибыль в остатках нереализованной продукции на конец планируемого периода.

 

Данный метод планирования прибыли применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции.

Аналитический метод базируется на определении плановой прибыли в целом по организации с учетом факторов, влияющих на прибыль (объем реализации, цены, себестоимость и др.).

Наиболее простым аналитическим методом планирования прибыли является ее расчет на основе показателя затрат на рубль товарной продукции по формуле

Птп = Т × (1 – НкЗ),

где Птп – прибыль от выпуска товарной продукции;

Т – товарная продукция в отпускных ценах на планируемый период;

Нк – косвенные налоги на рубль товарной продукции;

З – затраты на рубль товарной продукции.

 

Данная прибыль в последующем корректируется с учетом прибыли в переходящих остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Планирование прибыли аналитическим методом с использованием показателя базовой рентабельности используется только по сравнимой продукции. Расчет прибыли производится в следующей последовательности: на основе базовой рентабельности рассчитывается прибыль по сравнимой продукции, далее определяются суммы влияния факторов на прибыль (снижения себестоимости, изменений в ассортименте, изменений в качестве, изменений отпускных цен) и производится корректировка прибыли на данные суммы влияния, а в последующем – и на суммы прибыли в переходящих остатках нереализованной готовой продукции на начало и конец планируемого года.

Для определения прибыли по несравнимой товарной продукции используют метод прямого счета.

Для расширения деятельности организации, усиления материальной заинтересованности ее работников, приумножения благосостояния собственников важное значение имеет не только величина прибыли, но ее оптимальное распределение и эффективное использование.

Обеспечение оптимальных пропорций в распределении прибыли между государством и организацией, между прибылью, направляемой на накопление и потребление, являются основными принципами, лежащими в основе распределения прибыли.

При распределении прибыли учитывается следующее:

· налоговое законодательство;

· дивидендная, инвестиционная и социальная политика организации;

· обеспеченность собственными оборотными средствами;

· наличие альтернативных источников расширенного воспроизводства и возможности их привлечения и другие условия функционирования организации.

При распределении прибыли, полученной в текущем периоде,
в первую очередь уплачиваются налоги и другие обязательные платежи из прибыли государству.

Порядок распределения чистой прибыли устанавливает собственник, собрание участников (акционеров).

Чистая прибыль может распределяться на выплату дохода учредителям (участникам) или дивидендов акционерам, в резервный фонд организации, если его создание предусмотрено законодательством или учредительными документами.

Оставшаяся после данного распределения прибыль может направляться и использоваться на накопление (финансирование объектов основных средств и нематериальных активов, пополнение собственных оборотных средств), на потребление и другие цели.

 

 

Главной целью управления прибылью организации является обеспечение ее роста. Для реализации данной цели требуется решать, прежде всего, следующие задачи:

· обеспечить рост выручки, что требует разработки и проведения оптимальной ассортиментной и ценовой политики, улучшения маркетинговой работы, совершенствования материально-технического обеспечения производства, повышения качества продукции, оптимизации кредитной политики по отношению к покупателям продукции и т. п.;

· добиться снижения уровня затрат и оптимизации их структуры, что связано с совершенствованием технологий производства, рациональным использованием сырья и материалов, повышением производительности труда, внедрением мероприятий по энергосбережению, оптимизацией численности персонала, совершенствованием системы оплаты труда, усилением принципов материальной ответственности
и заинтересованности и т. п.;

· изыскать и реализовать возможности роста прибыли за счет операционных и внереализационных доходов, что требует постоянного контроля за состоянием и структурой имущества, поиска возможностей передачи неиспользуемых объектов в аренду или их реализации; рационального управления денежными потоками и т. п.;

· не допустить внереализационных убытков и потерь, что может быть решено за счет усиления принципов материальной ответственности, рационального управления запасами, денежными потоками, дебиторской и кредиторской задолженностью и т. п.

Управление прибылью сопровождается расчетом следующих основных показателей:

· объем реализации продукции, обеспечивающий безубыточную деятельность организации (порога рентабельности);

· запас финансовой прочности;

· уровень операционного рычага;

· рентабельность.

Порог рентабельности производства и продажи продукции (точка безубыточности, мертвая точка, точка самоокупаемости соответствует такой выручке от реализации продукции или такому объему производства продукции, при которых организация уже не имеет убытков, но еще не имеет прибыли. Валовая маржа (разница между выручкой от реализации и переменными затратами) может лишь покрыть постоянные затраты организации, а прибыль равна нулю.

Порог рентабельности (Прент) определяется по формуле

,

где Зпост – постоянные затраты на весь выпуск;

Цед – цена единицы продукции (без косвенных налогов);

Зперем (ед) – переменные затраты на единицу продукции.

Запас финансовой прочности отражает размер возможного снижения объема реализации продукции при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка и других неблагоприятных условиях. Запас финансовой прочности определяется как разность между фактической (плановой) выручкой от реализации продукции и порогом рентабельности.

Деление затрат на постоянные и переменные позволяет производить анализ результатов в зависимости от состава затрат и объема производства. Любое изменение выручки от реализации всегда вызывает более сильное изменение прибыли. Это называется действием операционного рычага. Для определения силы воздействия операционного рычага используют следующую формулу:

,

где Ор – операционный рычаг;

ВМ – валовая маржа;

Пр – прибыль;

Вр – выручка от реализации продукции;

Нк – косвенные налоги и отчисления;

Зперем – суммарные переменные затраты;

Зпост – суммарные постоянные затраты.

 

Сила операционного рычага отражает, в какой пропорции изменяется прибыль с изменением выручки.

Основными показателями рентабельности являются:

· рентабельность продукции, которая отражает соотношение прибыли от ее реализации и текущих затрат на производство и реализацию продукции, выступающих в форме полной себестоимости. Данным показателем можно измерять как рентабельность всей продукции, так и рентабельность каждого выпускаемого изделия;

· рентабельность производства, которая определяется по всему его объему и отражает отдачу авансированных в него средств. Исчисляется данный показатель как процентное отношение прибыли к сумме основного и оборотного капитала;

· рентабельность продаж, определяемая как процентное соотношение прибыли от реализации и выручки от реализации продукции (работ, услуг) в ценах без косвенных налогов.

Данные показатели рентабельности дают наиболее точное представление об эффективности деятельности организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 913; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.