Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарубежная психология XX столетия

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ XX ВЕКА

ЛЕКЦИЯ 3

В начале XX в. в различных отраслях психологии проводилась масса исследований, результаты которых по-новому отвечали на главнейшие вопросы этой науки. Психология как наука о сознании начинает претерпевать изменения своего предмета, что обусловило возникновение кризиса в ее развитии. Предпосылки, обусловившие возникновение «открытого кризиса»:

1) понимание учеными практической и теоретической несостоятельности старых установок, взглядов и методов исследования явлений и феноменов науки;

2) интенсивное развитие дифференциальной, возрастной психологии, зоопсихологии обеспечило появление новых направлений, концепций и взглядов на предмет психологической науки;

3) развитие новой биологии, которая меняла представление о сознании как о замкнутом в себе субъекте и тем самым расширяла сферу непознаваемых путем классического метода интроспекции явлений - поведение животных, детей, психически больных людей.

Психология сознания распалась на 5 крупных направлений, каждое из которых выступило оппонентом по одному из пунктов старой психологии сознания, выдвигая свой предмет и свои методы исследования.

1. Гештальтпсихология - целостный, а не атомистический подход к изучению сознания.

2. Бихевиоризм - замена сознания на поведение как предмет изучения, исключение из области методов исследования интроспекции как не обладающего характеристикой объективности.

3. Глубинная психология - область бессознательных явлений психики как предмет изучения.

4. Французская социологическая школа - понимание человека с точки зрения взаимодействия с обществом как фактором его развития.

5. Описательная психология - изучение духовно-научной зависимости человека от общества.

Благодаря разразившемуся кризису психология получила ряд новых самостоятельных направлений, каждое из которых впоследствии активно расширилось и дало науке множество интереснейших взглядов и концепций, дальнейшее развитие этих психологических школ шло в направлении взаимодействия друг с другом, и это расширило и обогатило психологию как науку.

Гештальтпсихология возникла в Германии благодаря усилиям ученых Макса Вертгеймера, Вольфганга Кёлера, Курта Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Понятие о гештальте (с нем. «форма», «образ») зародилось при изучении сенсорных образований, когда обнаружилось первичность их структуры по отношению к компонентам (мелодия исполняемая в разных тональностях вызывает разные ощущения, но узнается как одна и та же).

Основные идеи гештальтпсихологии:

1. Предмет изучения психологии - сознание, но его понимание должно строиться на принципе целостности.

2. Сознание есть динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными.

3. Единицей анализа этого поля (т. е. сознания) выступает гештальт - целостная образная структура, не сводимая к сумме составляющих его ощущений.

4. Метод исследования гештальтов - непредвзятое, объективное и непосредственное наблюдение и описание содержаний своего восприятия.

5. Восприятие не может происходить от ощущений, так как последнее есть фикция, т. е. не существует реально.

6. Зрительное восприятие является ведущим психическим процессом, определяющим уровень развития психики, и имеет свои закономерности:

- апперцепцию (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека); - взаимодействие фигуры и фона (любое зрительное поле делится на фигуру, отличающуюся яркостью и четкостью, и именно ее мы воспринимаем как основное содержание поля, и фон, который не столь ярок, но именно благодаря фону фигура и воспринимается с такой четкостью); - целостность и структурность восприятия, т. е. человек воспринимает предметы в видимом поле не по отдельности, а все вместе как единое целое.

7. Мышление не может рассматриваться как сформированный путем проб и ошибок набор навыков, а есть процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля: те элементы поля, которые ранее не имели между собой никакой связи, начинают объединяться для решения поставленной задачи, и происходит это путем осознания, т. е. через инсайт в настоящем, в ситуации «здесь и теперь». Прошлый опыт не имеет никакого значения для решения поставленной задачи.

Основоположником бихевиоризма (от англ. «поведение») был американский ученый Джеймс Уотсон. По его мнению, психология как наука должна заниматься не сознанием, которое недоступно научному наблюдению, а поведением. Он видел основную задачу бихевиоризма в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение, по его мнению, является результатом научения (индивидуально приобретенного путем проб и ошибок), или заученного «репертуара» навыков. Последователи Уотсона пришли к выводу, что связи между стимулами и реакциями не являются прямыми. Они опосредованы «промежуточными переменными» - знаниями, контролирующим механизмом. Идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

Глубинная психология стала третьей психологической школой, возникшей в результате «открытого кризиса», и ее идеи получили широкий резонанс в общественных и научных кругах.

Идеи глубинной психологии как самостоятельного направления:

1. Независимость психики от сознания, четкое разделение этих феноменов человеческой природы;

2. Понимание психики человека противоположно традиционной эмпирической психологии сознания: в психике, кроме сознания, существуют глубинные, неосознаваемые слои - бессознательное, и именно оно является основой всей психической жизни, управляет человеческой психикой и поведением и является главным предметом изучения глубинной психологии;

3. Основная задача глубинной психологии как научной школы - доказать существование феномена бессознательного в человеческой психике через практическое изучение его специфики и механизмов действия на психику человека;

4. Сознание рассматривается как психический феномен, свойственный каждому человеку, но не являющийся центральным и руководящим в психической жизни индивида, и, как вся психика, подчинен бессознательному;

5. Формирование и развитие личности зависит от бессознательного как ведущего в человеческой психике.

Глубинная психология как научное направление, возникшее в результате «открытого кризиса», дала миру наибольшее количество различных теоретических ответвлений и концепций, созданных на базе теории бессознательного, и каждое из них обогатило психологическую науку мощным набором понятий, опытов, исследований, идей и методологических аппаратов. К школам глубинной психологии относятся: психоанализ 3. Фрейда, который во многом обусловил дальнейшее развитие глубинной психологии и рождение новых теоретических концепций; аналитическая психология К. Г. Юнга; индивидуальная психология А. Адлера; теории неофрейдизма - течение, в которое входили концепции, созданные учениками Фрейда К. Хорни, Э. Фроммом, Г. Салливаном; социогизированный психоанализ В. Райха, соединившего психику и тело, эгопсихо-логия Анны Фрейд и Э. Эриксона.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Двотактний двигун | Французская социологическая школа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.