Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русское евразийство: философия или идеология?




Россия на историческом перепутье: западники и славянофилы

В 30—40-е годы остро встает проблема исторического пути России. Какие ориентиры она должна выбрать в своем дальнейшем развитии, куда и как двигаться? В решении этого вопроса обозначились две позиции: западничество и славянофильство. Их явное или скрытое противоборство продолжалось в течение всего XIX и XX веков.

Западники (Т.Н. Грановский, М.А. Бакунин, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, ВТ. Белинский и др.) указывали на экономическое и культурное отставание России от передовых стран Европы. Западная буржуазная Европа казалась идеалом, к которому должна стремиться застойная Россия. Причины ее отставания они видели в господстве религиозных институтов, крепостничестве и монархизме.

Из философов особо ценили Гегеля, тяготели к атеизму, материализму и индивидуализму. Западники в целом справедливо критиковали негативные стороны российской действительности, по они не смогли рассмотреть достоинства русской национальной культуры и осознать оборотную

сторону западной цивилизации с ее нарастающей бездушием, культом наживы и личного процветания.

Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин и др.) делали ставку па русскую самобытную культуру. Их философские воззрения тяготели к полюсу «тотальности». Православие они считали основой российского общества, монархию — наилучшей формой правления, крестьянскую общину – экономическим и нравственным фундаментом общественной жизни. Ключевое понятие их философии — «соборность». Соборность зиждилась па духовной общности (в церкви, семье, государстве и т.д.) и предполагала взаимодействие деятельности человека и божественного вмешательства. Контакты с Западом славянофилы не исключали, но полагали, что политически, экономически и духовно западные социальные модели для России разрушительны.

Евразийство представляет собой идейно-философское тече­ние, возникшее в 20-е годы в русской эмиграции. Вождями ев­разийского движения были Н. С. Трубецкой (1890—1938), П. Н. Савицкий, (1895-1968), Г. Ф. Флоровский (1893-1979), П. П. Сувчинский (1892-1985).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.