Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №9

Вопрос 5. роль, эффективность и пределы государственного регулирования экономики

Вторая классификация использует методы прямого воздействия и методы косвенного воздействия.

Различают две классификации методов. Согласно первой классификации выделяются общие, частные и специальные методы.

Вопрос 4. методы и формы государственного регулирования экономики

Вопрос 3. объекты и субъекты государственного регулирования экономики

- Объекты ГРЭ:

Различают три блока объектов ГРЭ

Первый блок – это макроэкономические объекты, сюда можно отнести:

экономический рост национального хозяйства;

структура национального хозяйства;

региональная политика;

инвестиционный климат;

цены и ценообразование;

антиинфляционная политика;

научно-техническая и инновационная политика;

государственный сектор;

предпринимательство;

антимонопольная политика;

теневая экономика.

Второй блок – это денжно-финансовые объекты, сюда входят:

бюджетно-налоговая политика;

денежно-кредитная политика;

внутренний и внешний государственный долг;

условия сохранения и накопления капитала;

платежно-торговый баланс страны;

экспортно-импортные операции.

Третий блок – это социальные и экологические проблемы, сюда относятся:

Занятость и безработица;

миграционные процессы;

образование;

здравоохранение;

социальная защита и социальные обеспечения;

охрана окружающей среды.

 

- субъекты ГРЭ:

Субъектами ГРЭ являются законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти.

В Российской Федерации это:

1. Президент РФ;

2. Федеральные собрание (госдума и совет федерации);

3. Правительство РФ;

4. федеральные суды.

 

Следует отметить,что субъектами регулирования экономики могут быть так же негосударственные политические и международные организации такие как Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, всемирная торговая организация, Европейский банк реконструкции и развития и др.

 

Особое место в регулирования экономики современного мира занимают транснациональные корпорации (ТНК). Они контролирует до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, примерно 80% патентов и лицензий на новые технику, технологии и ноу-хау.

Ядро мировой хозяйственной системы составляют около 500 ТНК.

Транснациональный капитал может своей мощью свести на нет попытки государства регулировать внутренние финансовые рынки а при желании может обрушить финансовые рынки любого государства.

 

 

К общим методом относится совокупность методов познания, например, диалектика, анализ, синтез и др.

 

К частным методом можно отнести статистические методы, экономико-математические методы и др. в частности:

1. метод экстраполяции - применяется при разработке первоначальных прогнозов.

2. метод экономических группировок – применяется при исследовании структурных, динамических и структурно-диномических группировок.

3. индексный метод – используется при сравнении разных показателей социально-экономического развития.

4. бюджетный метод – применяется с целью получения статистической информации о жизненном уровне различных групп населения.

 

К специальным методом относятся:

1. Балансовый метод – позволяет правильно выбрать соотношение между отраслями хозяйства.

2. Программно-целевой метод – представляет собой осуществление и углубление комплексного подхода к решению проблемы.

3. Нормативный метод – предполагает нахождение соотношения между различными величинами, при которых может быть обеспечен оптимальный масштаб прогнозируемых процессов.

Различают технико-экономические нормативы, экономические нормативы, социальные нормативы и экологические нормативы.

Технико-экономические нормативы позволяют определить расход сырья, топлива, электроэнергии и т.д.

В данном случае государство занимается разработкой и реализацией программ с ресурсосберегающей направленностью экономического развития.

Экономические нормативы используются как инструменты государственного воздействия, к ним относятся налоговые ставки, трансферты, процентная и учетная ставка, нормативы обязательных резервов и др.

Социальные нормативы разрабатываются на основе прожиточного минимума, минимального потребительского бюджета и рационального потребительского бюджета.

Экологические нормативы содержит величины предельно допустимых концентраций вредных выбросов в атмосферу; загрязнения воды; нормативы землепользования, водопользования и др.

 

К методом прямого воздействия относятся:

1. определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных планах и целевых программ.

2. система прямых хозяйственных договоров

3. регулирование объемов производства и их приближение к параметрам и требованиям единого государственного плана развития.

4. государственные заказы для государственных нужд.

5. нормативные требования к качеству товаров, лицензирование, стандартизация и сертификация технологии и продукции.

На основе лицензирования разрешается осуществлять определенный вид деятельности в течении установленного срока. При стандартизации, Госстандарт устанавливает нормы и правила и осуществляет контроль и надзор за их соблюдением.

6. лицензирование и квотирование операций по экспорту или импорту товаров.

7. ограничение экспорта капитала

8. эмиссии денежных знаков.

9. лицензии на строительство и размещение предприятий.

10. контроль за финансовыми операциями государственных предприятий, их структурой и их хозяйственной целесообразностью.

11. установление цен и тарифов а так же производственных заданий для предприятий государственного сектора.

12. различные правовые и административные меры запрета, разрешения, ограничения и принуждения.

 

К методом косвенного воздействия можно отнести:

1. налогообложение и система налоговых льгот.

2. ставки процента за кредит кредитные льготы.

3. тарифное регулирование экспорта и импорта.

4. регулирование валютных курсов и условиях обмена валют и др.

 

- Что касается формы ГРЭ, то известны следующие формы:

1. законотворчество (разработка и принятие правовых норм хозяйственной деятельности).

2. администрирование (создание и прекращение деятельности хозяйствующих субъектов).

3. информирование (доведение до хозяйствующих субъектов информации об экономической ситуации и возможном ее изменении в будущем как в стране в целом, так и в отдельных ее территориальных образований).

4. регулирование деятельности регионов, отраслей и крупных предприятий в общенациональных целях.

5. контроль над текущей деятельностью предприятий в целях соблюдения существующего законодательства.

6. социально-экономическая форма, включающая: бюджетно-налоговое; кредитно-денежное; валютное; внешнеторговое регулирование.

 

 

 

- Роль государства в регулировании экономики, сложился не посредственно после глубокого кризиса 1929 – 1933 гг.

Этот кризис показал, что не стихийный рынок и не мощные корпорации неспособны обеспечивать стабильное состояние и развитие капиталистической экономики и общества в целом.

Кризис показал, что без усиления экономической роли государства традиционный капитализм не имеет будущего.

После Второй мировой войны во всех странах запада в полной мере сформировались многогранные системы госрегулирования.

В современном мире капитализма различают три модели госрегулирования (модели трех «центров силы» современного капитализма):

1. Американская модель – в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольшом объеме государственной собственности.

2. Западноевропейская модель – для этой модели характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры.

3. Японская модель – характеризуется с одной стороны небольшая доля бюджетных расходов в ВВП и незначительный размер госсектора, а с другой стороны уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпорации с целью реализации стратегических задач в экономике.

В целом опыт развитых стран показывает, что роль и влияние государство возрастает в период обострения негативной ситуации, а при плавном и спокойном развитии страны вне кризиса влияние государства сокращается, и государство в данном случае действует в рамках долгосрочных программ.

 

- Для определения эффективности мер госрегулирования необходимо соотнести поставленные цели с выбранными средствами. Дело в том, что за определенный достигнутый результат в процессе рыночных преобразований можно заплатить большую или меньшую цену.

В качестве критерия эффективности госрегулирования экономики применительно к России может быть избрано развитие производительных сил, оцениваемое через рост благосостояния.

Эффективность госрегулирования можно оценить следующими основными способами:

Первый способ – сравнение прогнозируемых показателей с фактически достигнутыми показателями.

Второй способ – сопоставление фактические показатели изучаемой страны с фактическими показателями других стран.

Тут не обходимо отметить, что за базу сравнения следует выбирать во многом схожие национальные экономики, где уровень регулирования больше или меньше.

Третий способ – соотношение фактических и пороговых показателей экономической безопасности страны.

Следует отметить, что указанные способы не являются исчерпывающими для оценки эффективности госрегулирования. По мере развития экономики возможно появление новых способов.

 

- Однако эффективность госрегулирования имеет свои пределы:

Во-первых, госрегулирование не может преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства с ее многочисленными негативными последствиями.

Во-вторых, госрегулирование не может постоянно обеспечивать высокий уровень занятости населения и его всестороннюю социальную защиту.

Главным фактором, ограничивающим эффективность госрегулирования, является то, что оно осуществляется в замкнутом пространстве «магического четырехугольника», цели которого (экономический рост; высокий уровень занятости; стабильность цен; внешнеэкономическое равновесие.) во многом противоречат друг другу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В перечень конкретных задач государственного регулирования входит набор целевых установок | С чем связано возникновение дилеммы «сциентизма-антисциентизма»?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.