Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Либерализм




Вопрос.

Политические идеологии

Лекция № 4

1. Понятие идеологии, ее функции.

2. Разновидности идеологий: либерализм, консерватизм, марксизм, социал-демократия, фашизм.

 

Понятие «идеология» ввел в научные оборот французский философ Дестюг де Тресси в XIXв.

У идеологии трудная судьба. Это нашло отражение в разных подходах к данному явлению. Так, в западной политологии существуют самые разные мнения по поводу сущности идеологии:

1. Идеология разводится с наукой и рассматривается как область веры, как религию, например (Вебер).

2. Идеология как неадекватное отображение действительности, сознательно скрывающее истинное положение вещей (Мангейм).

3. Идеология как психология отдельных групп или индивидов (Старк).

4. Идеология как классовое сознание, которое определяется материальными условиями. Цель идеологии – держать в темноте низшие классы и не давать видеть им реальных противоречий.(Маркс).

У всех этих подходов есть одна общая черта – в них идеология предстает заведомо негативном свете. По мнению Э.Хейвуда, нужно отказаться от представления, что идеология может быть «плохой» или «хорошей», истинной или ложной.

В 80-90-е годы с распадом СССР и мировой системы социализма критика идеологии усилилась и появились призывы о полной деидеологизации – полном отказе от идеологии.

Однако идеология перестать существовать не может, она развивается и изменяется вместе с обществом. Гибель цивилизации начинается с кризиса идеологии. Но и возрождение общества начинается с утверждения новых ценностей.

Достоинством современного понимания идеологии заключается в том, что оно дает нейтральное понимание идеологии как ориентированная на действие система убеждений, как целостный набор идей, который тем или иным способом направляет политическое действие.

Итак, идеологияэто совокупность идейных воззрений, выражающих интересы социальных групп, партий, общества в целом и определяющих их политическое поведение. Доктрина, обосновывающая притязание класса, группы, партии на власть и предусматривающая определенную стратегию действий.

Сущность идеологии раскрывают ее функции.

1. Идеология формирует политическое сознание на основе необходимых ценностей.

2. Идеология стимулирует действия граждан, позволяет им осознать свои интересы.

3. Идеология объединяет людей, интегрирует общество либо на основе:

а) общих интересов – класса, граждан коренной национальности;

б) «образа врага»;

в) специально сформированных идей (коммунизма, фашизма).

4. Идеология предполагает, что часть ее идей будут приниматься на веру.

2 вопрос.

Рассмотрение политических идеологий всегда начинается с либерализма. Он был продуктом буржуазного общества. Хотя либерализм окончательно сформировался в политическую доктрину в Х1Х веке, отдельные его элементы зародились уже в ХУ11 в. Выражал он интересы зарождающегося класса предпринимателей.

Либерализм в своем развитии прошел три этапа:

1. Классический (ранний) либерализм

2. Новый (социальный) либерализм

3. Неолиберализм.

1. Классический либерализм

Джон Стюарт Милль (1806—1873)

Английский философ, экономист и политик. Милль с детства был приучен своим отцом, теоретиком утилитаризма Джеймсом Миллем (1773— 1836), к напряженнейшей работе над собственным образованием, что привело двадцатилетнего юношу к нервному расстройству. На формирование первоначальных философских взглядов Милля повлияли немецкие идеалисты и Кольридж. Его основные работы, такие, как «О свободе» (1859), «Замечания о представительном правительстве» (1861) и «Порабощение женщин» (1869), оказали сильнейшее воздействие на развитие либеральной мысли. Многосторонние и глубокие труды Милля во многом проложили дорогу от классического к современному либерализму. В своем неприятии государственного вмешательства в жизнь общества Милль для XIX века не был оригинален, но то значение, которое он придавал личности, «индивидуальности», проблемам женщин и трудящихся слоев общества, явно сближает его с XX веком.

Ядром классического либерализма изначально была приверженность крайним формам индивидуализма. Люди в этой традиции рисовались откровенно эгоистическими существами, которые преследуют лишь свои собственные цели и надеются лишь на самих себя. Это в полном смысле слова хозяева своей судьбы, ничем не обязанные ни обществу, ни другим людям. Параллелью к такому атомистическому (atomist) воззрению на общество выступала «негативная» свобода — неприятие индивидом какого бы то ни было внешнего вмешательства в его жизнь, его свобода от внешних ограничений. Нечего и говорить, что к государству и всевозможным правительственным регламентациям эта традиция относилась глубочайше враждебным образом.

По выражению Тома Пэйна, государство — это «необходимое зло». «Необходимое», поскольку обеспечивает в обществе какой-то порядок, безопасность и соблюдение договорных обязательств, и «зло», поскольку навязывает всем некую коллективную волю, ставя в рамки свободу и ответственность человека. Идеалом классического либерализма поэтому было «предельно малое государство», которое исполняло бы, как тогда выражались, роль «ночного сторожа» — зашиты людей от всевозможных неприятностей со стороны сограждан. В такой

своей разновидности, как экономический либерализм (economic liberalism), эта позиция сопровождалась безграничной верой в механизмы свободного рынка, — в то, что экономика лучше всего работает тогда, когда правительство вообще оставляет ее в покое. Предполагалось, что свободный капитализм (или, по тогдашнему выражению, капитализм laissez-faire)сам собой приведет к процветанию общества, гарантирует людям свободу, поскольку их успех или неудачи в данном случае зависят лишь от них самих, и тем самым обеспечит социальную справедливость.

Суммируем идеи классического либерализма:

– критика абсолютизма, привилегий, отмена сословного права, наследственной власти;

– крайний индивидуализм (краеугольный камень классического либерализма) т.е. человек как таковой важнее любой группы или коллектива и может действовать по своему усмотрению;

– индивидуальная свобода для всех, основанная на частной собственности;

– «негативное» понимание свободы, т.е. неприятие любого вмешательства в жизнь индивида, его свобода от внешних ограничений.

– «предельно малое государство», которое не вмешивается в жизнь общества., т.к. государство ограничивает свободу человека.

В политической сфере это государство «ночной сторож», чьи функции ограничиваются обеспечением порядка и защита от внешней опасности.

В экономической – пропаганда свободного капитализма (Laisser-faire), основанного на полной свободе рынка, конкуренции, когда побеждает лучший производитель.

конституционализм (разделение властей), парламентаризм, правовое государство;

- естественные права человека, личные качества как основа продвижения по социальной лестнице.

2. Реализация идей классического либерализма привела к:

а) расслоению общества в страшных масштабах;

б) поглощению мелких предприятий крупными;

в) всемирному экономическому кризису 30-х гг. ХХ в.;

г) распространению идей марксизма о социалистической революции и ликвидации буржуазного строя.

пересмотрели свои идеи в отношении роли государства и выступили за «позитивную» концепцию свободы

Государство должно:

1. ограничить возрастной ценз принятия на работу;

2. создавать денежные фонды;

3. улучшить условия труда.

 

2. Новый (социальный) либерализм (Дж.Кейнс, Т.Грин, Л.Хобхаус, Дж.Гобсон) отказался от идеи невмешательства государства в пользу наиболее слабых и уязвимых слоев общества, и выступили за «позитивное» понимание свободы.

Ведущим течением в неолиберализме первой половины и середины XX в. выступало кейнсианство. Его основателем был английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883–1946 гг.), получивший мировую известность после выхода своей книги “Общая теория занятости, процента и денег”.

Книга была написана им вскоре после “великой депрессии” 1929–1933 гг. В противоположность марксистам, воспринимавшим события тех лет как подтверждение ленинской теории загнивающего капитализма, Кейнс доказывал, что рыночная экономика отнюдь не утратила способности к динамичному развитию. Охвативший ее кризис – явление временного порядка. Депрессию породили не внутренние пороки капитализма, а отношения свободной конкуренции, при которых в наиболее выгодном положении оказываются биржевые спекулянты и рантье, не заинтересованные в расширении производств а.

Для этого необходимо прежде всего покончить с режимом свободного предпринимательства (одна из работ Кейнса так и называлась – “Конец laisser-faire ”). Государство должно понизить ставки процентов на капитал, обложить спекулятивные сделки высокими налогами и, собрав таким образом необходимые средства, направить их на развитие производства и решение социальных проблем. Государственное регулирование экономики представлялось ему единственным средством, способным гарантировать “успешное осуществление частной инициативы”.

 

Идеи социальных либералов:

– отказ от идеи свободного капитализма (Laisser-faire) в пользу большого правительства (big government), когда правительство берет на себя основные экономические задачи (управляемый капитализм);

– равенство возможностей в социальной сфере, для чего необходимо помочь беднейшим слоям (в виде социальных пособий) подняться до того уровня, когда они смогут самостоятельно устраивать свою судьбу.

Таким образом, новые либералы готовы поддержать идею государственного вмешательства, но только, если это касается самых обездоленных, слабых, тех, кто сам не может помочь себе.

– политический плюрализм;

– правовое государство;

– признание неоднородности общества и его элитарности;

3. Неолиберализм пересматривает идеи социального либерализма и стремится «отодвинуть границы государства». Идеи:

– капиталистический рынок сам по себе может принести процветание;

– частное производство имеет преимущество по отношению к национализированному или государственному;

– «государство-нянька» (nanny state) вредит истинной свободе индивида, ответственности, предприимчивости и порождает зависимость. Следовательно от него надо отказаться.

По этим позициям неолибералы практически совпали с неоконсерваторами.

Консерватизм:

Термин ввел Шатобриан - французский писатель в 1815г., создатель журнала «Консерватор». Идеи консерватизма получили развитие в работе Эдмунда Берка «Размышление о Французской революции». Консерватизм иногда называют «политическим хамелеоном», т.к. он возникает как реакция на те процессы, которые были обусловлены либерализмом. Консерватизм – это идеология аристократии, высших сословий, знати, которые не хотели уступать своих позиций зарождающейся буржуазии.

Эдмунд Бёрк (1729—1797)

Английский государственный деятель и политический мыслитель, считающийся основателем англо-американской консервативной традиции. Репутация Бёрка как убежденного консерватора закрепилась за ним после выхода нескольких его работ, в том числе «Размышлений о Французской революции» (1790), содержавших резкую критику событий во Франции (хотя к Американской революции он отнесся с куда большей симпатией). В особенности Бёрк не принимал попыток перестроить общество на основе «абстрактных» принципов свободы, равенства и братства: политическая мудрость, утверждал он, коренится не в этом, а в опыте, традиции и истории. Он, однако, допускал, что французский абсолютизм во многом сам был виновником своих несчастий, ибо не признавал принципа «измениться, чтобы сохранить». Для государства у Бёрка были лишь самые пессимистические оценки: оно, утверждал он, может разве что предотвратить зло, но никак не содействовать добру и благу. Рыночные силы рассматривались им как сфера действия «естественных законов».

 

1. Общая характеристика: консерваторы основной акцент делают на решении конкретных проблем на практике, вместо теоретизирования идеалов, планов, схем.

Основополагающие ценности::

– «сохранить накопленное», то, что прошло проверку временем: традиции, обычаи, институты;

– прагматизм, т.е. установка на опыт, ориентация на достижение практических целей;

– иерархия;

– собственность.

С либерализмом много общего: идея рынка, частной собственности, правовое государство.

Отличия:

ü большой крен в сторону крупного капитала;

ü за элитизм, неравенство возможностей, существование сословий;

ü власть и авторитет исходит сверху: ранее лидерство было у природной аристократии, сегодня – у того, у кого есть опыт и образование;

ü крепость семьи, верность традициям, строгость морали;

ü против прямой демократии.

 

2. Патерналистский консерватизм (кон.Х1Х-сер.ХХ в.) явился ответом на угрозу социальной революции вследствие резкого социального расслоения общества и недовольства низшими слоями своим положением. Желание сохранить свое привилегированное положение в социальной иерархии обусловило появление новых идей:

– «реформа сверху» лучше, чем «революция снизу»;

– реализация принципа благоразумия и социальной ответственности перед обществом;

– социальная ответственность – это цена, которую люди, имеющие власть и собственность платят за свои привилегии;

– реализация принципа «единой нации», т.е. не только стабилизация экономики, но и сохранение прежней социальной иерархии;

– стратегия «среднего пути» (1950-е г.) (Г.Макмиллан, Р.Батлер) – это «золотая середина» между свободным капитализмом (laissez-faire), с одной стороны, и централизованным социалистическим планированием экономики, с другой;

3. «Новые правые» (с1970-х гг.) радикально отклонились от практики государственного вмешательства и социальных ценностей, так как закончился послевоенный экономический подъем, основанный на социальной демократии. Они критиковали недавно рожденное социальное государство, называя его " перегруженным государством. По их мнению, оно взяло на себя непосильные функции, что привело к застою общества.

Идеи «новых правых» нашли свое отражение в политике знаменитых консерваторов в Англии Маргарет Тетчер – «тэтчеризм» и Рональд Рейган – «рейганизм» в США. Их направленность – сдвиг от регулируемой к рыночной экономике. Социальная поддержка порождает иждивенческие настроения. Вспомните знаменитую фразу М.Тэтчер: «Бесплатный сыр, господа, бывает только в мышеловке», которая как нельзя лучше раскрывает позицию новых консерваторов.

В связи со складывающейся неблагоприятной ситуацией «новые» внесли следующие предложения по оживлению экономической конъюнктуры:

– ограничить до минимума государственное вмешательство в социально-экономическую сферу;

– приватизировать ранее национализированные отрасли и фирмы;

– отказаться от государственной поддержки слабых предприятий ("хромых уток");

– сделать ставку на развитие мелкого бизнеса и частного предпринимательства, стимулируя конкуренцию;

– усилия государства в социально-экономической сфере сосредоточить исключительно на помощи неимущим, а здоровые люди сами должны себя обеспечивать.

Сильное государство неоконсерваторы понимали как государство с развитыми политическими функциями, с твердой, самостоятельной внешней и внутренней политикой.

Если обратиться к опыту Великобритании в период нахождения у власти М.Тэтчер, то обращает на себя внимание новый подход во взаимоотношениях государства и общества:

1. Было приватизировано 2/3 госсектора (900 тысяч рабочих мест).

2. В 1979 г. только 5% взрослого населения имели акции, а в 1982 г. уже 30%.

3. В 60-70-х гг. имелось 1,7 млн. мелких фирм, позднее их стало около 3 млн. Выросло количество бизнесменов, имеющих свое дело, с 3,7 млн. до 7 млн.

4. Возросла конкуренция между людьми наемного труда. В результате производительность труда в 80-е годы выросла на 50% в экономике в целом, а в машиностроении - на 80%.

5. Рост уровня жизни составил 35%, средняя зарплата - также 35%.

6. Налоги на доходы предпринимателей, напротив, уменьшились с 35 до 25%.

7. Расходы на медицину и на образование увеличились.

Но в политике тэтчеризма имелись и негативные последствия, а именно: углубились социальные контрасты. В 1979 г. количество лиц, живущих ниже черты бедности, составило 9,4 млн. человек. В то же время 2% населения получало больше доходов, чем 75% населения. Число бездомных удвоилось и составило 112 тысяч человек. Уровень социальных услуг стал неадекватен уровню жизни. Все это сыграло не последнюю роль в вынужденном уходе М.Тэтчер из большой политики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.