Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный процесс – совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий




Лекция 4. Социальные институты и социальные процессы

1. Социальные институты: понятие, сущность, основные признаки и виды.

2. Институциализация и ее последствия.

3. Основные принципы функционирования системы социальных институтов.

4. Функции и дисфункции социальных институтов.

5. Социальные процессы общества.

 

1. Социальные институты – исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающие выполнение жизненно важных для общества функций, включающие совокупность норм, ролей, предписаний, образцов поведения, специальных учреждений, систему контроля. Институты – базисный механизм регулирования общества. Их предназначение – удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества.

Чтобы лучше понять сущность социальных институтов, рассмотрим институт образования. Овладение определенными знаниями, накопленными предыдущими поколениями, - одно из важнейших условий динамичного развития общества, жизненного успеха личности. Но как институт образование сложилось не сразу. Родители от случая к случаю передавали какие-то знания, навыки своим детям, но этот путь овладения знаниями, накопленным опытом ненадежен и не гарантирует необходимый уровень подготовки и может охватывать недостаточное количество людей.

Образование как институт отличается от спорадических, случайных социальных связей с целью передачи знаний прежде всего постоянным и глубоким взаимодействием между участниками этой связи; четким определением функций, прав и обязанностей, обеспечивающим высокую степень взаимодействия каждого учителя и ученика; регламентацией и контролем за этим взаимодействием; наличием специально подготовленных людей, передающих знания молодежи, концентрирующих усилия прежде всего на этой деятельности (профессионализация), и т.д.

Для социальных институтов характерны следующие признаки:

1) Четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институализированного взаимодействия, в результате чего поведение личности в рамках социального института обладает высокой степенью предсказуемости.

2) Разделение труда и профессионализация выполнения функций, что обеспечивает достаточно высокую эффективность институтов в деле удовлетворения потребностей людей.

3) Особый тип регламентации – как и всякая социальная связь, институт основывается прежде всего на социальном регулировании взаимоотношений.

Регулярность и самовозобновляемость большинства социальных институтов обеспечивается за счет обезличенности требований к тому, кто включается в деятельность института. Именно деиндивидуализация требований предохраняет институт от развала, распада при каждом изменении персонального состава: поколения сменяются, а коллективные формы их взаимодействия сохраняются, самовоспроизводятся, вовлекая в себя все новые и новые поколения.

4) Более четкий, более рационально обоснованный, жесткий и обязывающий характер механизмов регуляции.

Обязывающая сила социального института органично связана с наличием:

- четко фиксированных, однозначно толкуемых образцов поведения – норм;

- социального контроля, санкций, стимулирующих желательное поведение и препятствующих нежелательному поведению.

5) Наличие учреждений, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляется управление, контроль за его деятельностью (Например, институт здравоохранения имеет в своем распоряжении больницы, поликлиники, свои органы управления, институт армии – генштаб, округа, армии, взводы и т.д.).

Кроме того, каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами (Например: для деятельности системы здравоохранения нужны материальные ресурсы в виде помещений, медицинского оборудования, интеллектуальные ресурсы в виде высококвалифицированных врачей, моральные ресурсы в виде доверия со стороны клиентов и т.д.).

Перечисленные признаки социального института свидетельствуют о том, что именно в рамках института социальное взаимодействие между людьми по поводу того или иного предмета социальной связи приобретает гарантированно регулярный, самовозобновляющийся высококачественный характер. Институциональное взаимодействие предстает как хорошо отлаженный порядок повседневной жизни в основных сферах нашего бытия, как реальная практика социальной жизни.

Все социальные институты подразделяются на главные (фундаментальные) и неглавные (частные).

Главных институтов в человеческом обществе пять:

- институт семьи (потребности в воспроизводстве рода),

- политические институты (потребности в безопасности и социальном порядке),

- экономические институты (потребности в добывании средств существования),

- институты образования (потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров),

- институты религии (потребности в решении духовных проблем, смысла жизни).

Внутри главных институтов находятся неглавные, или неосновные институты, которые называют также социальными практиками или обычаями. В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность. Например, внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения, выкупа невесты и т.д.

Институализированные социальные связи могут быть формальными (оформленными, т.е. регулируемым законами, инструкциями) и неформальными.

Примером неформальных социальных институтов может быть дружба. Регламентация в дружбе достаточно полная, четкая и подчас даже жесткая. Обида, ссора, прекращение дружеских связей – своеобразные формы социального контроля и санкций в этом социальном институте. Но эта регламентация не оформлена в виде законов, административных уложений. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатия, длительность знакомства и т.д.), но нет учреждений. Она имеет четкое отграничение (от любви, взаимоотношений с коллегами по службе, братских отношений), но не имеет четкого профессионального закрепления статуса, прав и обязанностей партнеров.

Формальные социальные институты имеют общий признак – взаимодействие между субъектами на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений. Формальные социальные институты определяют прочность общества.

 

2. Процесс возникновения, формирования и развития социальных институтов называется институционализацией. Она включает в себя следующие этапы:

1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

2) формирование общих целей;

3) возникновение социальных норм и правил, вырабатываемых в процессе создание социального института;

4) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

5)развитие необходимых для успешного функционирования социального института организационных структур;

6) создание системы статусов и ролей;

7) процесс интернализации (усвоение) индивидами новых социальных норм и ценностей, стандартов поведения, свойственных данному социальному институту.

Институционализация социальных связей, обретение последними свойств института приводит к глубочайшим преобразованиям социальной жизни.

Социальные последствия институционализации:

- фактически каждый социальный институт, с одной стороны, способствует более качественному, надежному удовлетворению потребностей индивидов, а с другой – ускорению общественного развития. Поэтому чем больше общественных нужд удовлетворяется специально организованными институтами, тем более многогранно развито общество;

- чем шире область институализированного, тем больше предсказуемости, устойчивости, упорядоченности в жизни общества и личности. Расширяется зона, в которой личность свободна от своеволия, неожиданностей, повышается организованность социальной жизни. Не случайно степень развитости общества определяется степенью развитости социальных институтов;

- благодаря социальным институтам обезличенность требований приобретает значительную жесткость, эффект неодолимости, т.е. люди, вступающие в социальные институты, вынуждены действовать по уже готовому сценарию, так, как положено, предуказано действовать. В результате институализации общество, коллективные формы социальной жизни обретают свойство объективно не зависеть от людей, во многом предопределять их поведение. Этим объясняется появление таких выражений, как «Общество требует…», «Обществу это вредит…» и т.д;

- различие между способностями, умениями людей, выполняемыми ими функциями и решаемыми задачами приобретает в условиях социальных институтов характер устойчивой социальной дифференциации по горизонтали и вертикали. Возникает не только профессиональное размежевание статусно-ролевых позиций (дифференциация по горизонтали), но и социально-иерархическое разделение статусно-ролевых позиций (дифференциация по вертикали), т.е. социальная стратификация). Социальная стратификация, располагающая людей по разным ступеням общественной лестницы в зависимости от занимаемой социальной позиции, - это одно из наиболее значимых социальных последствий процесса институализации.

Институциональный кризис – обратный процесс, характеризующий падение авторитета данного института. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции.

 

3. Основные принципы функционирования системы институтов:

1) принцип взаимосвязи и совместимости институтов – социальные институты в рамках одного общества функционально должны основываться на единых коренных исходных принципах, ценностных приоритетах.

Так, одна и та же личность в одно и то же время включена и в институты семьи (отец, мать), и в политические институты (избиратель, активист какого-либо общественно-политического движения) и в экономические институты (работник предприятия, руководитель отдела, фирмы). Усвоенные им нормы, принципы поведения, например, на работе должны быть совместимы с признанными нормами его поведения в семье, теми идеалами, представлениями, которые он внушает своему сыну, и т.д. Совместимость главных, исходных идей, принципов, представлений, которыми руководствуются люди в различных сферах жизни общества, является главным условием духовно-моральной целостности личности.

В результате рассогласования, несовместимости исходных принципов, норм регуляции основных социальных институтов они начинают блокировать развитие друг друга. Так, система образования, которая воспитывает в духе начетничества, безынициативности, не может не затруднять развитие демократических политических институтов;

2) принцип автономности и специфичности социальных институтов – автономия отгораживает каждый институт от применения в его деятельности функционально нецелесообразных для его задач и целей правил игры, норм. Так, нормы и правила армейской жизни не применимы во взаимоотношениях в семье, а нормы семейной жизни не переносимы в производственный коллектив. Речь идет о том, что нормы, регулирующие деятельность различных социальных институтов, обладают существенным своеобразием, спецификой, призванной обеспечить наиболее эффективное выполнение задач, решаемых данным институтом. Подобная специализация социальных институтов позволила добиться высокой эффективности организации социальной жизни.

4. Все функции социальных институтов можно подразделить на универсальные и специфические. Универсальные функции присущи всем социальным институтам, специфические функции – у каждого института свои.

Универсальные функции социальных институтов:

1) функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;

2) адаптационная функция, обеспечивающая приспособляемость, адаптируемость к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды – как природной, так и социальной;

3) интегративная функция, обеспечивающая взаимозависимость, солидарность и сплоченность входящих в их состав индивидов и всех членов общества;

4) коммуникативная функция, обеспечивающая распространение и освоение информации не только в пределах данного института, но и во всех сферах общества, во всех организациях, институтах, общностях;

5) социализирующая функция, играющая решающую роль в формировании и развитии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ролей, реализации ею своего социального статуса;

6) регулирующая функция, обеспечивающая регулирование взаимодействий между индивидами и социальными общностями посредством выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффективные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям общества или общности, и санкций (наказаний) за действия, отклоняющиеся от этих ценностей и норм.

Функцию социального института можно определить как ту пользу, которую он приносит обществу. Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

Социология разделяет явные и латентные функции социальных институтов. Явные функции – такие последствия действий, которые входили в намерения и осознавались участниками института; латентные – последствия, которые не входили в их намерения и не были ими осознаны.

 

Как правило, разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей.

Социальные изменения представляют одну из важных сторон социального процесса, но не перекрывают его целиком, поскольку в социальном процессе значительное место принадлежит простому воспроизводству уже существовавших ранее структур, функций, норм, стандартов поведения. Т.о., социальные изменения представляют очень важную, наиболее динамичную часть социальных процессов.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить процессы, имеющие общие черты, совокупность которых позволила социологам Р.Парку и Э.Берджесу создать классификацию основных социальных процессов:

1) кооперация (ко – вместе, операри – работать ) – взаимодействие индивидов или групп, находящихся в процессе совместной деятельности, объединенных общей целью или решением конкретной задачи. Основой кооперации является взаимная выгода;

2) конкуренция (соперничество) – это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами. Конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (например, предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов). Как личностная, так и безличная конкуренция осуществляется обычно в соответствии с определенными правилами, которые фокусируют внимание на достижении и опережении соперников, а не на их устранении.

У конкуренции есть свои «плюсы» (конкуренция – это средство, стимулирующее каждую личность к самым большим достижениям, т.е. усиления мотивации к деятельности) и «минусы» (например, если в организации существуют конкурирующие между собой группы, это может негативно повлиять на эффективность деятельности такой организации);

3) приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Иными словами, приспособление – это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными.

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей, это –

- подчинение – обязательное условие процесса приспособления, т.к. любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, правилам, обычаям может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм;

- компромисс – форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации. Компромисс – это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс;

- терпимость – необходимое условие для успешного протекания процесса приспособления, это терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям (например, эмигрант, выезжающий в другую страну, обязан терпимо относиться к образцам чуждой ему культуры, пытаться понять их);

4) конфликт – попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы;

5) ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своемуразмеру, престижу и другим факторам. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая группы в одну большую с однородной культурой;

6) амальгамизация – биологическое смешивание двух и более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.

Литература:

1. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

2. Солдатов З. Методологические проблемы социологии в трудах Х. Ортеги- и Гассета.// Социс, 1997, №10.

3. Социологической словарь, Изд-во Казанского университета, 1997.

4. Социология. Общий курс: Учебник./ Отв. ред. А.С.Страданченков, А.В.Филиппов. – М.,2004.

5. Тадевосян Э. Социология. М., 1999.

6. Проблемы социальной структуры и стратификации общества.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.