Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Построение системы налогообложения в России




Границы действующей системы налогообложения России законодательно зафиксированы в Налоговом кодексе Российской Федерации. Часть 1 его введена 31 июля 1998 г. (Закон №146-ФЗ), часть II 5 августа 2000 г. (N 117-ФЗ).

Если с 1993 до 1996 года в России в результате принятия негативного по сути Указа Президента от 22 декабря 1993г. №2268 «О формировании республиканского бюджета и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994 году», практически до введения нового налогового законодательства действовало около 100 налогов, то НК РФ существенно уменьшил их общее количество.

Каждый из взимаемых налогов направляется в бюджет соответствующего уровня – федеральный, субъекта федерации или местный. Некоторые налоги делятся на части, определенные законом и самостоятельно плательщиком направляются в разные бюджеты. Например, налог на прибыль, до 01.01.2005 г. определялся по ставке 24 % от балансовой прибыли, в том числе 19,0% направлялось в бюджет субъекта (в т.ч. 2% - в бюджет местного уровня, на территории которого расположено предприятие), с 01.01.2005г. доля налога на прибыль в бюджет субъекта уменьшена до 17,5% (в т.ч. 2% - в местный). Сейчас он определяется по ставке 20%, в том числе 18% уходит в бюджет субъекта. Распределение в местные бюджеты не предусмотрено. Разница направляется в федеральный бюджет. На долговые обязательства и дивиденды установлены меньшие ставки налога на прибыль — 0%, 9%, 15%. Такие налоги называются регулирующими.

Структура системы налогообложения выглядит следующим образом (Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ с изменениями):

Федеральные налоги и сборы: 1. НДС; 2. Акцизы на отдельные виды товаров, 3. налог на доходы физических лиц; 4. ЕСН (с 01.01.2010 - страховые взносы); 5. налог на прибыль с организаций; 6. налог на добычу полезных ископаемых; 7. водный налог; 8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 9. государственная пошлина.

Региональные налоги и сборы: 1. налог на имущество организаций; 2. налог на прибыль; 3. транспортный налог; 4. налог на игорный бизнес; 6. региональные лицензионные сборы. Отменены дорожный налог и налог с продаж.

Местные налоги и сборы: 1. земельный налог; 2. налог на имущество физических лиц; 3. налог на наследование или дарение; 4. местные лицензионные сборы. Отменены налог на рекламу и сбор на содержание милиции.

Некоторые налоги в соответствии с ежегодно принимаемыми законами о бюджетах изменяют уровень бюджетного обеспечения. Например, до 2005 года налог на прибыль (24% от прибыли предприятия) распределялся в следующих пропорциях – 5% в федеральный бюджет, 19 – в бюджет субъекта федерации, в том числе 2% в местный бюджет той администрации, на территории которой находится данное предприятие. Начиная с 01.01.2005 года доля отчислений в бюджеты субъектов уменьшилась до 17,5% (в том числе 2% - в местные бюджеты). При этом бюджет, например, Иркутской области, уменьшился на сумму около 400 млн. руб. С 01.01.2006 года Законодательным собранием Иркутской области принято решение, в соответствии с которым все 17,5% остаются в бюджете области. Сейчас этот налог составляет 20% из которых 18 остаются в бюджете субъекта.

Распределение налогов между бюджетами бюджетной системы таково, что самые обильные и просто собирающиеся переданы в ведение федерального уровня, труднособирающиеся переданы субъектам и местным образованиям. Ставка налога на имущество составляет от 0,3 до 1,5% в год от стоимости имущества.

Для того, чтобы представить распределение функций, выполняемых разными бюджетами, рассмотрим направления финансирования на всех уровнях:

Исключительно из средств федерального бюджета финансируются следующие виды расходов общегосударственного уровня:

1 обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление; 2 функционирование федеральной судебной системы; 3 международная деятельность государства; 4 национальная оборона, обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных предприятий, правоохранительная деятельность; 5 фундаментальные исследования и содействие НТП; 6 государственная поддержка промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи, атомной энергетики; 7 ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; 8 исследование и использование космического пространства; 9 формирование федеральной собственности и пополнение государственных запасов, фондов и резервов; 10 содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ (в том числе учреждений социальной сферы); 11 обслуживание и погашение государственного долга РФ; 12 компенсации государственным внебюджетным фондам расходов на выплату пенсий, пособий, других социальных выплат; 13 выборы и референдумы РФ; 14 финансовая поддержка субъектов РФ; 15 другие расходы.

Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются функциональные виды расходов, связанные с осуществлением их полномочий:

1 обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ; 2 обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; 3 выборы и референдумы субъектов РФ; 4 формирование государственной собственности субъектов РФ; 5 осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; 6 содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ; 7 оказание финансовой помощи местным бюджетам; 8 компенсация дополнительных расходов, связанных с увеличением или уменьшением бюджета; 9 финансирование деятельности СМИ субъектов РФ; 10 другие расходы.

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

1 содержание органов местного самоуправления; 2 формирование муниципальной собственности и управление ею; 3 организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; 4 содержание муниципальных органов охраны общественного порядка и противопожарной безопасности; 5 организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; 6 муниципальное дорожное строительство и содержание дорого местного значения; 7 благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; 8 организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных); 9 содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов; 10 организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; 11 охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований; 12 реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; 13 обслуживание и погашение муниципального долга, целевое дотирование населения, содержание муниципальных архивов; 14 проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

1. государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитена; 2 обеспечение правоохранительной деятельности; 3 научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие НТП; 4 обеспечение социальной защиты населения; 5 обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; 6 обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; 7 развитие рыночной инфраструктуры; 8 обеспечение деятельности СМИ; 9 финансовая помощь другим бюджетам; 10 прочие расходы, находящиеся в совместном ведении.

Налоговая система РФ крайне несовершенна. Основные недостатки ее следующие:

- противоречивость и запутанность налогового законодательства, его нестабильность и непредсказуемость, существенные изменения некоторых налогов.

- сложный порядок определения налогооблагаемой базы большинства налогов;

- чрезвычайно высокое налоговое бремя для предприятий, подавляющее деловую активность потенциальных инвесторов (совокупное налогообложение дохода предприятий составляет от 60 до 85%) – напомнить структуру стоимости;

- несоблюдение многих принципов налогообложения, в том числе принципа справедливости, когда низко обложение сверхвысоких доходов, а также деятельности, связанной с продажей национального достояния – ресурсов;

- излишне жесткие санкции за нарушение налогового законодательства;

- уклонение от налогов в связи с высоким налоговым бременем, в результате чего бюджетная система государства недополучает огромные суммы;

С 1 января 2006 года отменнена презумпция невиновности налогоплательщиков. Налоговые органы наделяются правом взыскивать налоговые штрафы в бесспорном порядке. То есть без решения суда. Причем делают они это по собственному усмотрению в отсутствие каких-либо законодательных процедур досудебного урегулирования налоговых споров. Отмену презумпции невиновности инициировал президент. Администрация президента под лозунгом разгрузки судов от налоговых дел на "копеечные" суммы предложила ввести внесудебный порядок взыскания налоговых штрафов на мелкие суммы – до 50 тыс. рублей с организации и до 5 тыс. рублей с индивидуального предпринимателя.

 

ГосУдарственные и муниципальные финансы

1. Социально-экономическая сущность бюджета

В настоящее время Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Экономика государства напрямую зависит от того, насколько эффективно государство руководит процессом ее развития. Но и в том случае, когда экономика развивается устойчиво, нельзя пренебрегать возможностями регулирования – развитие должно быть планомерным, постоянным и целенаправленным.

Государство, как орган управления, регулирует экономику (воздействует на экономику) путем применения целого набора механизмов регулирования в числе которых есть и бюджетные. Более подробно обо всей совокупности механизмов регулирования экономики мы будем говорить при изучении дисциплины «Экономика предприятия». Бюджетные же механизмы определяют размеры и направления использования бюджетных средств, полученных государством ОТ экономики и В РЕЗУЛЬТАТЕ функционирования экономики.

Однако бюджет не только регулятор развития экономики. Регулирование невозможно без контроля и стимулирования. Необходим контроль за использованием бюджета, при этом само расходование бюджета, как передача определенных средств на необходимое направление, есть стимулирование развития.

Но бюджет, как финансовый инструмент воздействия на экономику первоначально появился не как регулятор, а как совокупность средств, накопленных или собранных для того, чтобы у некой хозяйствующей структуры появилась возможность выполнять те функции, выполнение которых на уровне отдельно взятого субъекта просто невозможно.

Если мы говорим о государстве как о социально-экономическом образовании, то есть хозяйствующей структуре, образованной с одной стороны индивидуумами – людьми (физическими лицами), с другой стороны – предприятиями (юридическими лицами), то очевидно, что ни отдельно взятый человек, ни даже совокупность людей, объединенных предприятием, не могут выполнять некоторые функции, но которые должно и может выполнять государство. В частности, необходимо содержать армию, т.е. быть готовым оборонять данное сообщество, надо заниматься здравоохранением и образованием граждан, заботиться о пенсионерах, заниматься развитием науки и культуры, поддерживать правопорядок и судебную систему, содержать исправительно-трудовые учреждения и т.д.

Эти вопросы находятся в ведении государства. Но для их решения необходимы средства, которые должны быть саккумулированы в едином фонде из которого в дальнейшем, в условиях контроля осуществляются выплаты на перечисленные направления. Этот единый фонд может быть создан только из суммы средств, получаемых на уровне предприятий и только при условии созидания продукции.

Отсюда бюджет (от английского budget – сумка, кошелек) первоначально и должен пониматься как накопитель, аккумулятор средств, формируемых на том или ином уровне управления экономикой и за счет действующей экономики для их перераспределения и обеспечения возможности выполнения задач, стоящих перед соответствующим органом управления.

Иначе говоря, бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджета.

Если же говорить не о сути бюджета, а об его форме, то он представляет собой РОСПИСЬ доходов и расходов государства (региона, города) на определенный срок, утверждаемую в определенном порядке. То есть это финансовый план государства (региона, города), координирующий деятельность всех звеньев конкретной финансовой системы.

Учитывая то, что целью государственной деятельности является оптимальное управление государством с целью наиболее эффективного развития экономики для постоянного повышения материального и культурного уровня человека, бюджет можно охарактеризовать как форму аккумуляции (накопления) денежных средств с целью финансового обеспечения регулирования и стимулирования социально-экономического развития государства, выступающую в виде финансового плана, имеющего вид и силу закона.

Кстати говоря, на каждом уровне управления бюджет именно так и называется – закон. Например, последний ФЗ – «О федеральном бюджете на 2004 год». Подготавливается следующий – на 2005 год, но до тех пор, пока он не утвержден, он не имеет и номера, но все предыдущие – с соответствующими номерами.

Механизм действия бюджета выглядит следующим образом: 1. определяется длительность бюджетного периода; 2. определяется совокупность поступлений в бюджет (доходы бюджета); 3. определяются направления и величина расходования бюджета (расходы бюджета); 4. контролируется соотношение поступлений и расходов; 5. бюджет оформляется в виде закона; 6. контролируются поступление с расходование.

Экономическая основа бюджета – ФУНКЦИОНИРУЮЩАЯ экономика, т.е. действующие и развивающиеся предприятия, создающие пользующуюся спросом продукцию.

Бюджет выполняет следующие основные задачи:

· перераспределение ВВП;

· государственное регулирование и стимулирование экономики;

· финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

· контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Учитывая, что важнейшим элементом управления экономикой является планирование, а бюджет, это финансовый план государства, то надо определить основы построения бюджета.

К ним относятся:

1. данные прогнозов развития экономики, в том числе данные о количестве и мощности предприятий, а также о налоговом бремени;

2. сведения о динамике потребностей членов общества и об изменении возможностей для осуществления и обеспечения этих потребностей;

3. информация об изменении законодательства в области государственной финансовой политики.

В настоящее время в промышленно развитых странах через бюджет перераспределяется до 40% национального дохода. В России – существенно больше.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, затронули и сферу государственных финансов, и в первую очередь бюджетную систему Российской Федерации, которая за эти годы претерпела кардинальные изменения. До 1991 года государственный бюджет России как союзной республики включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались бюджеты всех республик на территории страны, в том числе сельские и поселковые, а также бюджеты министерств (отраслей) и предприятий. При таком положении распределение бюджета осуществлялось не только на социальную сферу, оборону, пенсионное содержание, науку, культуру, здравоохранение, образование и другие социальные направления, но и на развитие производства через целевые субсидии отраслевым министерствам, которые перераспределяли бюджетные средства предприятиям в соответствии с заранее определенным планом. Это положение коренным образом изменилось после 1991 года, что потребовало изменения бюджетных отношений.

Кроме того, и особенно это касается регионов РФ, летом 1998 г. обострился финансово – бюджетный кризис, который оказал чрезвычайно неблагоприятное воздействие на экономику. В отличие от федерального центра регионы не имеют возможности решать свои бюджетные проблемы за счет рублевой эмиссии или масштабного привлечения финансового капитала.

Прямое воздействие августовского валютно-финансового кризиса на экономику регионов выразилось в резком изменении соотношений между объемами рублевых поступлений в территориальные бюджеты и размерами их валютных обязательств перед иностранными инвесторами и кредиторами.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы общества, в том числе и бюджетной сферы.

Составной частью реализации пути выхода из кризиса явилось принятие Государственной Думой 17 июля 1998 г. Бюджетного кодекса РФ, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.