Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По способу установления и сфере регулирования




• свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения;

• договорно-контрактные цены, устанавливаемые по соглашению сторон;

• цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-либо принудительные условия;

• регулируемые цены и тарифы, устанавливаемые под контролем государства или субъектов Федерации. Возможно установление фиксированных цен, предельных цен (нефть, газ), надбавок, предельных коэффициентов повышения действующих цен. Контролируются и регулируются цены на продукцию предприятий-монополистов.

По способу учета затрат и чистого дохода:

• оптовые цены предприятия;

• оптовые цены промышленности;

• розничные цены.

По срокам действия:

• твердые (постоянные), не изменяемые в течение всего действия контракта;

• текущие, меняющиеся в рамках действующего контракта;

• сезонные, действующие в рамках одного определенного периода;

• скользящие, устанавливаемые на изделия с длительным сроком изготовления.

По методу включения транспортных расходов в цену товара:

• цена «франко-склад поставщика» (все расходы по доставке продукции несет покупатель);

• цена «франко-станция отправления» (в цену продавец включает все расходы по доставке продукции на станцию отправления);

• цена «франко-склад потребителя» (расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.

Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, представляет структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровня. Структура розничной цены.

 

 

Себестоимость продукции При- Акцизы (по подакцизным товарам) Налог на добавлен ную стоимость Наценки посредниче- ских организаций Торговые наценки
быль пред-
приятия
 
   
, Отпускная цена предприятия      
Оптовая цена          
Розничная цена        

 

Прибыль предприятия: сущность, виды.

Прибыль - экономическая категория, выражающая финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия. Формирование прибыли - сердцевина коммерческой деятельности фирмы. Масса прибыли составляет результаты и указывает на масштабы деятельности предприятия. Сравнения прибыли с затратами характеризует эффективность работы предприятия.

Относительный уровень прибыли называют рентабельностью.

Основные функции прибыли:

1. Функция показателя итогов деятельности (результат работы).

2. Распределительная функция (распределение выручки между обществом, предприятием, коллективом и собственником.

3. Функция экономического стимулирования (прибыль - основной источник накопления финансовых ресурсов государства).

Величину получаемой прибыли определяют многие факторы: величина производственных фондов; численность промышленно-производственного персонала; уровень и динамика роста производительности труда; динамика себестоимости; динамика цен на продукт; изменение структуры производства; качество продукции.

Прибыль от реализации (продаж) - (маржинальный доход) рассчитывается как разность между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Прибыль от продажформируется как разность между выручкой от продаж и полной себестоимостью реализованной продукции, включающей в себя себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы. Прибыль от производства – рассчитывается как разность между доходом (выручкой) от реализации и полными затратами предприятия на производство продукции. Прибыль от прочей реализации – это результат непроизводственной деятельности предприятия. Валовая прибыль – складывается из прибыли от реализации, прибыли от прочей реализации, а также результата от внереализационной деятельности предприятия (внереализационные доходы минус внереализационные убытки).

 

Распределение и использование прибыли предприятия.

 

Финансовый результат от всех видов обычной деятельности выражается двумя показателями: прибылью до налогообложения (разность между доходами и расходами от основной, финансовой или инвестиционной деятельности) и прибылью после налогообложения, которая в отчете о прибылях и убытках называется прибылью от обычной деятельности и представляет собой разность между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль.

Конечным финансовым результатомдеятельности организации является чистая (нераспределенная) прибыль, которая рассчитывается как сумма прибыли (убытка) от обычной деятельности плюс сальдо доходов и расходов от операционной и внереализационной деятельности плюс сальдо чрезвычайных доходов и расходов минус налог на прибыль. Чистая прибыль является основным показателем для объявления дивидендов акционерам, а также источником средств, направляемых на увеличение капитала предприятия. Она распределяется в резервный фонд, фонд накопления, фонд потребления (фонд социального развития, фонд материального поощрения, выплата дивидендов и процентов по ценным бумагам, благотворительные цели)

 

Понятие и виды рентабельности.

Для оценки работы недостаточно знать абсолютный размер прибыли. Для характеристики доходности используют показатели рентабельности (доходности, отражающие относительный уровень прибыли. Используют понятие рентабельности (доходности), отражающее относительный уровень прибыли.

1. Рентабельность производствап)характеризует эффекгивность использования предприятием основных и оборотных средств.

Прибыль от основной продукции * 100%

Рп = Среднегодовая стоимость основных

и оборотных средств предприятия

2. Рентабельность продукциипрод)характеризует эффективность издержек предприятия на производство и реализацию отдельных видов продукции.

По всей продукции определяют рентабельность реализованной продукции.

Прибыль на единицу продукции
Рпрод =Полная себестоимость единицы продукции

 

3. Рентабельность деятельноепшд)отражает способность фирмы контролировать себестоимость реализованной продукции и ее успехи в политике ценообразования.

Прибыль * 100%

Рд=Выручка от реализации продукции (Объем продаж)

 

 

Организация и анализ финансов предприятий ЛК.

Финансы предприятия определяют как совокупность денежных отношений, функционирующих на уровне конкретного субъекта хозяйствования. Базовые функции финансов на уровне предприятия:

- аккумулирующая, выражающаяся в процессе мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для деятельности субъекта хозяйствования;

- распределительная, выражающаяся в процессе использования ранее мобилизованных финансовых ресурсов для своевременного и полного удовлетворения соответствующих потребностей субъекта хозяйствования;

- контрольная, выражающаяся в обеспечении контроля за всеми направлениями деятельности субъекта хозяйствования через контроль за движением его денежных средств.

Финансовые ресурсы предприятия отражаются в соответствующих статьях бухгалтерского баланса и имеют две сферы практического применения:

- денежные средства, инвестированные (т.е. вложенные) в основные фонды различного назначения;

- денежные средства, инвестированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения.

В процессе деятельности хозяйствующего субъекта возникают финансовые обязательства, как совокупность внешних и внутренних финансовых требований.

Внешние финансовые обязательства предприятие несет перед:

• государством;

• партнерамипо хозяйственной деятельности.

Внутренние финансовые обязательства предприятие несет перед:

•собственниками;

• филиалами и «дочерними фирмами»;

• наемным персоналом.

Последовательность реализации финансовых обязательств зависит от обстоятельств. В кризисных условиях в первую очередь производится выплата задолженности перед бюджетом); затем окончательные расчеты по зарплате; расчеты с прочими кредиторами: расчеты с собственниками предприятия.

Если предприятие длительное время не может удовлетворить требования кредиторов, то реализация его внешних финансовых обязательств осуществляется в установленном законом принудительном порядке через механизм банкротства.

 

Оценка финансового состояния предприятия.

На основании данных бухгалтерской отчетности можно сделать оценку финансового состояния предприятия. Для характеристики финансового состояния применяют критерии финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности, рентабельности.

Финансовая устойчивость предприятия - это такое состояние финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска. Общую характеристику финансовой устойчивости дает соотношение собственных и заемных средств.

Платежеспособность - это возможность предприятия расплачиваться по своим обязательствам.

Ликвидность баланса - это степень покрытия обязательств предприятия такими активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств.

Под кредитоспособностью предприятия понимают его возможности в получении кредита и способности его своевременного погашения за счет собственных средств и других финансовых ресурсов.

Для достижения и поддержания финансовой устойчивости предприятия важна не только абсолютная величина прибыли, но и ее уровень относительно вложенного капитала или затрат предприятия, то есть рентабельность.

В современных условиях систематический анализ и контроль финансового состояния предприятия позволяет принимать оперативные решения по выходу из кризисных ситуаций. Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 утверждены показатели для характеристики ликвидности, обеспеченности собственными средствами и восстановления (утраты) платежеспособности, позволяющие сделать вывод о финансовом состоянии предприятий с целью решения вопроса о его банкротстве.

 

Планирование деятельности предприятий ЛК.

Планирование на предприятии – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей, определяющих темпы, пропорции и тенденции его развития как в текущем периоде, так и на перспективу.

Основные этапы процесса планирования:

1. Анализ внешней и внутренней среды функционирования предприятия.

2. Обоснование целей и путей их достижения.

3. Непосредственно процесс планирования и выбор оптимальных плановых решений.

4. Организация выполнения плановых решений.

5. Контроль результатов.

План – экономически обоснованная программа, определяющая основные направления функционирования и развития предприятия и его структурных подразделений, содержащая систему плановых показателей и разработанная на определенный период времени.

Методы разработки планов:

- Балансовый метод - согласование потребностей производства с возможностями их удовлетворения; наличия ресурсов с потребностями в них.

- Нормативный метод –плановые расчеты выполняются с применением технически обоснованных норм и нормативов использования ресурсов и затрат.

- Пофакторный метод – плановые показатели определяются исходя из фактически достигнутых в отчетном периоде, скорректированных на изменение условий (факторов) работы в плановом периоде.

- Программно-целевой метод –план составляется в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам.

- Графический метод – планы представляются в виде графиков.

- Экономико-математические методы – в основе лежат экономико-математические модели, устанавливающие логические и количественные зависимости между составляющими экономических процессов.

Классификация планирования:

1. По уровню управления производством:

а) заводское;

б) цеховое (внутризаводское);

в) внутрицеховое.

2. По методам реализации:

а) директивное;

б) индикативное (ориентирующее).

3. По горизонтам планирования:

а) долгосрочное;

б) среднесрочное;

в) краткосрочное планирование.

4. По назначению:

а ) стратегическое планирование;

б) технико-экономическое планирование;

в) оперативно-производственное.

 

Инвестиционная деятельность предприятий ЛК.

Под инвестициями понимают вложение капитала в любой форме с целью получения дохода или социального эффекта в будущем.

Различают реальные инвестиции (вложение капитала в строительство, расширение или развитие производства) и финансовые инвестиции (приобретение ценных бумаг, акций, облигаций, вложения денег в банках).

Инвестиции могут осуществляться в следующих основных формах:

• движимое и недвижимое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью (здания, сооружения, машины, оборудование, другие материальные ценности);

• денежные средства и их эквиваленты (целевые банковские вклады, акции, облигации, другие ценные бумаги);

• имущественные права, права пользования землей, другими природными ресурсами.

Источниками инвестиций являются:

1) собственные финансовые средства инвестора (накопления, прибыль, амортизационные отчисления, суммы страховых возмещений), а также иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность);

2) привлеченные средства инвесторов (средства от продажи акций, благотворительные и иные взносы, средства, выделяемые вышестоящими организациями, финансово-промышленными группами);

3) ассигнования из местного, регионального, федерального бюджета, фонда поддержки предпринимательства;

4) различные заемные средства, кредиты банков, облигационные займы, векселя.

Инвестиции во «внешние условия» осуществляют, как правило, в форме долевого участия фирмы в совместных проектах, прямого кредитования, деятельности на рынке ценных бумаг.

Среди инвестиций «внутреннего характера» выделяют капитальные вложения, т.е. все вложения, связанные с созданием, обновлением основных и приростом оборотных средств.

Капитальные вложения состоят из элементов:

• затрат на строительно-монтажные работы;

• на приобретение различных видов машин, оборудования;

• капитальных работ и затрат на проектно-изыскательскую деятельность, содержание дирекции строящегося предприятия;

• подготовку и переподготовку эксплуатационных кадров.

Распределение капитальных вложений между основными перечисленными элементами отражает технологическую структуру капитальных вложений.

Воспроизводственную структуру капиталовложений характеризует распределение их по основным формам воспроизводства основных фондов:

на новое строительство;

на реконструкцию;

на расширение действующих предприятий;

техническое перевооружение;

модернизацию.

Планирование инвестиций на предприятии включает разработку плана портфельных инвестиций ( приобретение и реализация акций, облигаций, других ценных бумаг), плана реальных инвестиций на производственное и непроизводственное развитие предприятия.

План капитального строительства состоит из разделов:

1. Плановое задание по вводу в действие производственных мощностей и основных фондов.

2. Объем капитальных вложений и их структура.

3. Титульные списки строек и объектов.

4. План проектно-изыскательских работ.

5. Программа строительно-монтажных работ.

6. Экономическая эффективность капитальных вложений.

 

Понятие и основные принципы рыночной экономики

 

Рыночная экономика – это экономика, в которой решения принимаются в основном децентрализованным путем.

Принципы рыночной экономики:

- свободный выбор видов и форм деятельности – каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом;

- всеобщность рынка – неизбежность проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства;

- равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности - экономические права каждого субъекта должны быть адекватны для всех;

- саморегулирование хозяйственной деятельности – экономика рыночного типа полагается не на государственное управление, а на рыночные механизмы саморегуляции;

- принцип договорных отношений – в рыночной экономике действуют не приказы, а договоры, контракты, соглашения;

- свободное ценообразование – цена никем не назначается, а формируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем, в итоге взаимодействия спроса и предложения;

- самофинансирование – необходимость хозяйственной единицы покрывать все финансовые расходы на свое существование и развитие из собственного кармана;

- децентрализация управления и самостоятельность – рыночной экономике свойственен свободный, незакрепощенный указаниями сверху режим хозяйственной деятельности;

- экономическая ответственность – необходимость компенсации нанесенного урона его виновниками;

- государственное регулирование – осуществляется посредством законодательства, на основе выпускаемых правительством нормативных актов;

- конкуренция – это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов;

- механизм социальной защиты – это постоянно действующие ограничители и компенсации, не позволяющие рыночным эффектам достичь социально опасного уровня.

 

Понятие рынка, его положительные и отрицательные стороны

 

Рынок – это саморегулируемая, основанная на экономической свободе деятельности система обмена, купли-продажи между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, которая обеспечивает удовлетворение спроса на товар с передачей юридического права собственности после его оплаты.

Рынок является формой взаимоотношений, связей между отдельными, самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.

Преимущества рынка:

- эффективное распределение ресурсов;

- гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям;

- оптимальное использование научно-технических достижений;

- свобода выбора действий потребителей и предпринимателей;

- способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.

Негативные стороны рынка:

- не способствуют сохранению невоспроизводимых ресурсов;

- не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;

- не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству;

- игнорирует потенциально-негативные последствия принимаемых решений;

- не гарантирует право на труд и доход;

- не обеспечивает фундаментальных исследований в науке;

- ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги;

- подвержен нестабильному развитию с присущими этому инфляционными процессами.

 

Классификация рынков

Рынок – это саморегулируемая, основанная на экономической свободе деятельности система обмена, купли-продажи между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, которая обеспечивает удовлетворение спроса на товар с передачей юридического права собственности после его оплаты.

Классификация рынков:

1. По форме конкуренции:

а) высококонкурентный, немонополизированный;

б) монополизированный (абсолютная монополия);

в) смешанный.

2. По мерам государственного регулирования:

а) нерегулируемый;

б) централизованно-управляемый;

в) регулируемый.

3. По географическому положению:

а) местный;

б) внутренний (национальный);

в) мировой;

4. По видам и способам торговли:

а) рынок непосредственной торговли за наличные деньги;

б) продажа по безналичному расчету;

в) продажа по бартеру;

5. По объемам продаж:

а) рынок оптовой торговли;

б) рынок розничной торговли;

6. По отраслям:

а) автомобильный;

б) нефтяной;

в) компьютерный;

и так далее все отрасли народного хозяйства……;

7. По видам товаров и услуг:

а) рынок продовольственных товаров;

б) рынок промышленных потребительских товаров;

в) рынок бытовых, коммунальных и информационных услуг;

г) рынок жилья;

д) рынок средств производства (здания, сооружения, машины и оборудование, сырье, материалы, топливо, энергия);

е) рынок земли, природных богатств, полезных ископаемых;

ж) рынок непроизводственных зданий и сооружений;

з) финансовый рынок (рынок денег, валюты, ценных бумаг);

и) рынок рабочей силы;

к) инвестиционный рынок;

л) инновационный рынок;

м) рынок духовных, интеллектуальных продуктов;

8. По легальности:

а) легальный;

б) нелегальный (теневой).

 

Экономические субъекты рыночной экономики

К экономическим субъектам рыночной экономики относятся:

1) государство – это все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления при необходимости контроля над хозяйствующим субъектом и над рынком для достижения общественных целей.

Государство в лице правительства закупает на рынке труда рабочую силу, необходимую для службы в государственных учреждениях и бюджетных организациях. На рынке средств производства и предметов потребления государство приобретает у производителей товары общественного, государственного пользования, в том числе вооружение, здания, машины и оборудование и т.д., поступающих в результате закупок в государственную собственность. В ряде случаев государство оплачивает научные исследования, духовные и культурные ценности, представляющие общественный интерес.

В качестве продавца государство продает в основном услуги, но способно продавать землю, природные ресурсы, жилье и др. товары, находящиеся в государственной собственности.

Обычно объем государственных продаж существенно ниже объема государственных закупок, так как основную долю денежных средств государство получает путем взимания налогов.

2) предприятие (фирма) – это экономическая единица, которая самостоятельно принимает решение, стремится к увеличению прибыли, использует факторы производства для изготовления и продажи другим фирмам, домашним хозяйствам и государству товаров и услуг.

Предприятия продают на рынке в основном производимые ими товары и услуги, но могут продавать и принадлежащие им другие имущественные ценности (земельные участки, сырье, здания, сооружения, оборудование, материалы).

Покупают предприятия на рынке рабочую силу от домашних хозяйств, необходимую им продукцию других предприятий, а также природные ресурсы, ценные бумаги и т.д.

3) домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, является собственником каких-либо факторов производства, стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Домашние хозяйства продают на рынке труд и способны продавать принадлежащие им землю, капитал, имущественные ценности.

Покупают люди и семьи на рынке преимущественно потребительские товары и услуги, хотя вполне возможна закупка домашними хозяйствами других имущественных ценностей.

 

Сущность и основные характеристики предпринимательства

 

Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность. Статус предпринимателя приобретается посредством государственной регистрации предприятия. Предпринимательству обычно присущи тактический способ действий, относительная кратковременность бизнес-операций. Предприниматель склонен проводить ряд сменяющих друг друга операций не очень большой продолжительности. В одних ему способствует успех, в других – неудача. Важно, чтобы в целом прибыль покрывала убытки. Все это не исключает связи предпринимательства с крупными, долговременными экономическими проектами.

Классификация предпринимательства:

По форме собственности:

а) государственное;

б) частное;

в) муниципальное;

г) общественных организаций;

2) По количеству собственников:

а) индивидуальное;

б) коллективное;

3) По количеству работников на предприятии:

а) малое;

б) среднее;

в) крупное.

 

Виды предпринимательства. Схемы предпринимательской деятельности.

Различают следующие виды предпринимательства:

Производственное – предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов собственные или приобретаемые орудия и предметы труда, рабочую силу производит продукцию, работы или услуги для последующей продажи их потребителям или торговым организациям. Функция производства в этом виде является определяющей.

Коммерческое – предприниматель выступает в роли торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю, покупателю. Здесь фактором является сам товар, а прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения.

Финансовое – особая форма коммерческого предпринимательства, в которой в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. По сути это продажа одних денежных средств за другие.

Посредничество – предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли связующего звена, основная цель которого – соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает комиссионный доход.

Страховое – предприниматель гарантирует страхователю за определенную плату компенсацию возможного ущерба имущества, жизни в результате непредвиденного бедствия. Таким образом, предприниматель получает страховой взнос, который возвращает только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

 

Организационно-правовые формы предприятий

Наличие различных организационно-правовых форм служит важнейшим условием для эффективного функционирования рыночной экономики. Рассмотрим основные организационные формы хозяйствования, закрепленные в Гражданском Кодексе РФ для коммерческих организаций:

1) хозяйственные товарищества (полные товарищества, товарищества на вере или командитные товарищества);

2) хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа);

3) унитарные предприятия (государственные и муниципальные);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.148 сек.