Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспертные методы




Экспертные методы (методы экспертных оценок) основаны на исполь­зовании знаний и интуиции специалистов-экспертов и предполагают сбор их мнений об объекте исследования. Общая характеристика экспертных методов исследования показана в табл.2.

Метод экспертных оценок может быть востребован практически во всех видах маркетинговых исследований, но в первую очередь в поисковых и про­гнозных.

Таблица 2 - Характеристика экспертных методов исследования

Описание Достоинства Недостатки
Основываются на изучении мнений специалистов-экспертов об изучаемом объекте. Синтез опыта и интуиции для получения нового знания. Возможность получения количественных оценок в случаях, когда отсутствуют статистические данные или показатель имеет качественную природу. Быстрота получения результатов Достоверность и надежность результатов исследования зависят от компетентности эксперта экспертов Субъективность метода Трудоемкость процедуры сбора и анализа информации. Потребность в высококвалифицированных специалистах для проведения опроса

Экспертные методы исследований ориентированы на привлечение огра­ниченного числа специалистов-профессионалов. Метод опирается на субъек­тивную оценку рынка, личную систему ценностей, опыт, логическое мышле­ние и интуицию привлекаемого специалиста, поэтому результаты исследова­ния в значительной степени зависят от уровня квалификации и личных характеристик эксперта. Поскольку здесь изучаются мнения, то результаты исследования носят субъективный характер, и для нивелирования субъектив­ности оценок разрабатываются довольно сложные процедуры сбора инфор­мации. Оценить достоверность и надежность экспертных оценок весьма за­труднительно. Считается, что чем меньше разброс мнений экспертов, тем точ­нее их суждения. Однако имеются примеры, когда эксперты, оказавшиеся в меньшинстве, давали более правильные оценки. Достоверность измерения на основе устойчивости позиций экспертов определяется только косвенно. Если мнения экспертов резко меняются от одного этапа к другому, то надежность таких результатов невелика.

Поскольку результативность исследования зависит от компетентности эк­спертов, то основной проблемой является подбор специалистов, обладающих равной квалификацией и другими характеристиками, которые могут предста­вить их «качество».

При отборе экспертов рекомендуется обращать внимание на такие харак­теристики, как степень квалификации, опыт работы в определенной области, аналитический склад, широта и конструктивность мышления, способность решать творческие задачи, активность, самокритичность.

Отбор экспертов может опираться на следующие приемы.

1. Оценивание опыта эксперта в данной предметной области (по объек­тивным параметрам) — может выполняться как им самим, в виде самооценки, так и организацией, привлекающей эксперта.

2. Оценивание надежности эксперта по результатам его участия в преды­дущих исследованиях. Под надежностью понимается относительная частота случаев, когда эксперт приписывал более высокую вероятность тем событиям, которые впоследствии имели место (т. е. прогнозы, сделанные именно им, ча­сто сбываются). На этом основании считается, что чем чаще эксперт оказы­вался прав, тем выше его авторитет. Однако бывают обстоятельства, когда человек, несведущий в вопросе, дает правильный ответ с высокой степенью вероятности. Например, на стабильных рынках можно успешно прогнозиро­вать ситуацию на ближайшее будущее, принимая ее такой же, как и сегодня.

3. Оценивание эксперта независимыми специалистами.

4. Взаимное оценивание экспертов в группе (наименее предпочтительно, особенно при открытом взаимодействии экспертов).

Экспертные исследования могут основываться на методах сбора индиви­дуальных оценок или коллективного взаимодействия (рис. 5).

Индивидуальные экспертные методы предполагают индивидуальную работу эксперта, без взаимодействия с другими специалистами. В рамках этой группы можно упомянуть такие методы сбора информации, как интервьюирование эксперта, метод сценариев, метод аналитических записок.

Коллективные экспертные методы предусматривают работу эксперта в команде. Эта группа предпочтительна с точки зрения достоверности и надеж­ности результатов, но применяет более сложную процедуру сбора информа­ции, предполагающую в той или иной мере согласование мнений экспертов. К тому же не всегда удается собрать необходимое количество экспертов, отве­чающих нужным требованиям, поэтому могут использоваться и «заочные» обсуждения (например, номинальные группы).

Методы коллективных экспертных опросов можно классифицировать по форме обсуждения на открытые, закрытые и смешанные.

Открытая форма обсуждения предполагает личное взаимодействие экс­пертов при рассмотрении проблемы, при этом задача достижения консенсуса в ходе дискуссии не всегда является обязательной. Например, метод «комис­сий», метод «мозгового штурма», метод «суда». Открытая форма обсуждения имеет определенные недостатки. Мнение наиболее авторитетного (или зани­мающего более высокое служебное положение) участника может оказать вли­яние на остальных; некоторые эксперты неохотно идут на публичные выступления, так как не готовы публично отказаться от своего мнения и пересмат­ривать ранее сделанные оценки.

Рис.5 – Классификация экспертных методов

 

Поэтому закрытая форма обсуждения явля­ется наименее болезненной для участников.

Закрытая форма обсуждения не предполагает личного контакта специа­листов при рассмотрении проблемы, их заочное взаимодействие организуется исследователями с помощью знакомства с оценками других экспертов. При этом, как правило, предлагается дать комментарии с указанием упущений, слабых мест, сомнительных пунктов в аргументации, либо обоснование по­становки иной проблемы; закрытые вопросы предназначены лишь для оцен­ки уровня уверенности, меры согласия или несогласия с уже высказанными позициями других участников. Закрытое обсуждение реализуется, например, в экспертном опросе по методу Дельфи.

Процедура опроса может быть реализована как одноэтапная или много­этапная (для некоторых методик, например метода Дельфи, бывает трудно заранее предсказать, сколько потребуется этапов). Техника экспертного оп­роса по методу Дельфи предполагает неоднократное обращение к экспертам, вначале для выявления сути позиций, а затем для оценки уровня согласован­ности мнений по наиболее важным пунктам. Например, высказанные оценки предлагается упорядочить по уровню правдоподобности, вероятности, досто­верности, приоритетности. Для согласования мнений специалистов может потребоваться несколько этапов.

Методы экспертных оценок также могут быть классифицированы на ка­чественные (в эту группу можно включить большинство экспертных методов) и количественные, предусматривающие статистические методы обработки (к ним относится, например метод Дельфи).

Типичная процедура исследования экспертными методами такова:

1) формулирование сути изучаемой проблемы и проблемных вопросов;

2) подбор экспертов и изложение мотивов обращения к данному лицу в качестве эксперта;

3) предоставление экспертам информации о содержании предполагаемых вопросов и сбор сведений, подтверждающих их компетентность в данном пред­мете: область занятий, опыт работы в этой сфере, квалификация и др.;

4) выбор метода исследования и методики взаимодействия экспертов;

5) окончательное формирование экспертной группы;

6) опрос экспертов;

7) обработка результатов, дополнительных замечаний, комментариев, пред­ложений; анализ данных скорее качественный, чем количественный.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.