Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешний долг и проблемы его обслуживания




Внешний долг (External Debt) –это задолженность правительства страны перед иностранными кредиторами. Наличие некоторого внешнего долга у каждой страны –это весьма заурядное явление современной экономической жизни, так как активное участие правительства страны в процессе производства и распределения требует привлечения заемных средств для финансирования своих расходов. Возможность займа за рубежом позволяет расширить возможности правительства по стимулированию спроса в экономике.

Однако в некоторых случаях это заурядное явление начинает создавать незаурядные проблемы государству и …его кредиторам. Такие проблемы возникают, когда суммы, которые приходится тратить из бюджета страны на обслуживание внешнего долга, становятся слишком большими, собственных источников становится не достаточно для продолжения обслуживания долга, а возможность рефинансирования долга на внутреннем и внешнем рынках пропадает. В этом случае правительству страны ничего не остается, как объявить о приостановлении обслуживания своих внешних обязательств, то есть объявить дефолт по внешнему долгу (внешний дефолт).

Внешний дефолт создает серьезные проблемы для страны:национальная валюта обесценивается, фондовые индексы падают, в стране снижается заработная плата, люди теряют работу и стремительно беднеют.

В современной истории иногда случается так, что если происходит внешний дефолт у одной страны, то велика вероятность, что та же участь постигнет и соседей со сходной структурой экономики и долгов. Действительно, если инвестор видит проблемы с обслуживанием долга, например, у Аргентины, то для страховки он, скорее всего, предпочтет избавиться от ценных бумаг стран всего региона Латинской Америки:в итоге возможности рефинансирования долга пропадут и у остальных соседей по несчастью, что может подтолкнуть их к внешнему дефолту. Крупные совместные дефолты за последние 20 лет произошли, например, в Мексике и Латинской Америке (1982), Восточной Азии (1997).

Рассмотрим причины того, что внешний долг страны возрастает до угрожающих величин:

1. Высокий первичный дефицит бюджета страны приводит к тому, что стране приходится занимать на внутреннем и/или внешнем рынках. Если данное явление становится структурной проблемой, решение которой все время откладывается на потом, это неизбежно приведет к долговому кризису. Например, после 2 мировой войны развитые страны выдали очень много кредитов развивающимся странам для покрытия дефицита бюджета.

2. Высокая ставка процента обслуживания долга. Когда сам внешний долг вырастает до тех величин, которые кажутся опасными для иностранных инвесторов, вложивших средства в активы данной страны, ставка процента повышается. Это приводит к тому, что правительству приходится выплачивать из бюджета все большие средства на обслуживание долга, или рефинансировать долг, беря взаймы все большие суммы. Так долг начинает расти в геометрической прогрессии.

3. Рост валютного курса вызывает рост суммы долга в пересчете в отечественную валюту. Так как выплата долга правительством, ведется из собранных налогов, то можно говорить об увеличении бремени долга страны.

4. Проблемы с внутренним рынком заимствований. Если ставка процента на внутреннем рынке велика, и правительство вынуждено сокращать объем внутреннего долга, часто оно прибегает к дополнительным заимствованиям на внешнем рынке, переводя часть внутреннего долга во внешний долг.

Проблема внешнего дефолта доставляет не меньшие неприятности и кредиторам, которые могут из-за дефолта страны должника попросту обанкротиться. Не удивительно, что были созданы специальные организации кредиторов:Парижский клуб кредиторов, объединивший основные страны –кредиторы (в их число вошла и Россия) и Лондонский клуб, объединивший банкиров для решения проблем с внешним долгом.

Какова же основная стратегия поведения кредиторов с должниками, близкими к внешнему дефолту? В 1980х годах существовало 2 мнения по поводу разрешения проблем кредиторов:

1. План Бейкера (Baker plan, 1985-1988) предполагал решить проблему с помощью выдачи новых кредитов странам должникам для того, что бы они могли выиграть время и увеличить свой экспорт и производство, чтобы выплатить и новые и старые долги. План предполагал обязательное осуществление структурных реформ в странах-должниках. Был признан неудачным, и был заменен на план Брэди.

2. План Брэди (Brady plan, 1989) предполагал прощение части долга странам должникам. Кредиторам предлагалось списать часть долга, перевести его в более длинные бумаги с меньшей доходностью. МВФ должен активно участвовать в помощи станам, остро нуждающимся во внешних займах, а не ждать того, как разрешатся переговоры с кредиторами. Оказался более успешным.

Успешность плана Брэди сделала практику списания части долгов кредиторами правилом в мировых финансах и сейчас вкупе со структурными реформами экономики страны-должника является основным рецептом выхода из долгового кризиса. В 1993 году Мировой банк идентифицировал 25 стран с низким уровнем дохода как сильно обремененными внешним долгом.

Межправительственные кредиты, которые сначала доминировали, резко сократились и с 1995 г. представляют относительно незначительные суммы — около 0,3 млрд долл. США ежегодно (за исключением 1999 г. — 1,22 млрд долл.). Довольно ритмическая динамика и за кредитами МФО — увеличение кредитов на начальной стадии сотрудничества с дальнейшим снижением. Кроме того, следует учитывать зависимость объемов этих кредитов от экономической и финансовой ситуации в стране, а также от выполнения требований и условий, которые устанавливаются этими организациями. Наибольшей синусоиднистью отмечается динамика коммерческих займов. Тем не менее эта тенденция имеет достаточно логическое объяснение: коммерческие займы увеличивались в случае снижения других заимствований, и наоборот. Использование именно этого вида финансового заимствования как балансирующего источника также целиком поняло: эти займы наиболее дорогие и потому их привлекают тогда, когда не хватает других источников. Характерным признаком 2001 г. было снижение больше чем вдвое против предыдущего года объемов внешних заимствований, которые, несмотря на их важность, не являются основными факторами достигнутого экономического роста.

2004 г. в сфере долговой политики государства ознаменовался возвращением Украины к нормальному состоянию расчетов за государственным долгом, закреплением доверия со стороны внутренних кредиторов и улучшением отношений с иностранными кредиторами, которое будет оказывать содействие выходу Украины из 2005 г. на внешние рынки капитала с целью привлечения средств на финансирование бюджета на более удобных условиях, чем в предыдущие года. В этом контексте особого значения приобретает полное и своевременное выполнения Украиной своих внутренних и внешних долговых обязательств.

Начиная с 2003 г., увеличились платежи за государственным долгом сравнительно с 2002 г. (платеже за государственным долгом в 2003 г. по общему фонду составили около 2,125 млрд долл. США, сравнительно с 1,8 млрд долл. США в 2002 г.).

С целью недопущения роста долговой нагрузки необходимо прежде всего контролировать уровень прямого государственного долга, поскольку операции именно за ним оказывают непосредственное влияние на показатели государственного бюджета.

Рассмотрим возможные следствия существования внешнего долга для страны:

· Государственный долг не является чем-то угрожающим:

· если его размеры не превышают принятые параметры макроэкономики. Например, на возмещение долгов и уплату процентов тратится не больше 25 % экспортных поступлений страны;

· если большему или меньшему государственному долгу противостоит больший или меньший долг других стран-дебиторов.

· Когда условия благоприятные, государственный долг способный даже «работать» на государство. Так, в конце XIX ст. в России за счет выпуска и размещение за границей государственных облигаций (фактически внешний долг) были основанные многочисленные казенные заводы, построенные железные дороги и другие важные объекты.

· Если государственный долг возрастает быстрее, чем ВВП, обслуживание государственного долга может осуществляться и за счет накопления и потребление, т.е. за счет снижения жизненного уровня населения.

· Если государственный долг возрастает в условиях прекращения роста ВВП или его падение, то следствия для страны-должника могут быть более отрицательными:

· когда долги накапливаются из года в год, это может привести страну к долговой кабале;

· привести к потере экономической независимости и потери политических позиций в мировом сообществе.

Изучение международного опыта урегулирования долговых проблем и анализ ситуации с государственной задолженностью в Украине удостоверили, что единственно возможными путями выхода из долгового кризиса в Украине есть:

· прекращение обслуживания государственных облигаций, которые находятся в собственности НБУ, и ликвидация рынка ОВДП;

· частичное перенаправление осуществляемой денежной эмиссии на погашение долговых обязательств Правительства (в размере 1,5 % к ВВП):

· достижение первичного профицита бюджета объемом 3,5-2,4 % к ВВП;

· сокращение импорта потребительских товаров через усиление тарифного регулирования;

· осуществление валютного регулирования и задействие механизмов остановки бегства капиталов за границу;

· заключение соглашений с кредиторами относительно реструктуризации задолженности на условиях снижения долговой нагрузки и применение инструментов активного управления государственным долгом.

С целью послабления долгового давления на бюджет и платежный баланс Украина должна также добиваться заключения соглашений с кредиторами относительно реструктуризации долга на условиях уменьшения долговых выплат и обмена долговых обязательств государства на имущественные активы. При этом следует учитывать богатый мировой опыт урегулирования внешней задолженности.

Задолженность перед официальными кредиторами может быть реструктурированная через заключение соглашений с «Парижским клубом»; задолженность перед иностранными коммерческими банками - с консорциумом коммерческих банков. Займа международных финансовых организаций (МВФ, Мирового банка) реструктуризации не подлежат, в случае чрезвычайных обстоятельств помощь этих организаций заключается в предоставлении положительных нетто-кредитов. Ставя перед кредиторами вопроса о реструктуризации, страна-заемщик должен предоставить программу корректирования платежного баланса на среднесрочный срок. Необходимым условием реструктуризации долга есть реализация заемщиком стабилизационной программы МВФ.

Кроме того, с 1989 г. начали проводиться операции из добровольного сокращения размера долга с учетом котировок вторичного рынка. Для сокращения суммы долговых выплат ценные бумаги государства подлежали обмену на новые долговые обязательства с дисконтом или с низшими процентными ставками, или же государственные обязательства должны были выкупаться заемщиком за денежные средства. Через осуществление указанных операций фактически была списана часть внешней задолженности Аргентины, Мексики, Венесуэлы, Коста-Рики, Филиппин, Уругваю, Иордании, Бразилии, Доминиканской республики.

Исходя из формальных критериев (объем внешнего долга до 40 % ВВП, норма обслуживания долга до 20 % экспорта), за которыми страна получает право на льготный подход, в 2000 г. Украина имела законные основания добиваться задействия схем реструктуризации, в рамках которых происходит частичное уменьшение размера государственного долга и процентных выплат.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.