Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы планировки и застройки заводской территории

При составлении генплана следует выявить наиболее экономичные связи между цехами, изучить технологические взаимосвязи и др., начиная с ввоза сырья и кончая вывозом готовой продукции.

Проектирование должно начинаться с группировки цехов в возможно малое число блоков (в частности, блок шумных цехов) и последующего распределения территории между этими блоками, как показано на рисунке 10.9.

 

Рисунок 10.9 – Расположение цехов в промышленном здании

Зонирование – первый из основных принципов проектирования генпланов промышленных предприятий.

Есть различные виды зонирования. Важнейший из них – зонирование территории по производственному (функциональному) признаку.

В общем случае площадка предприятия, как правило, разделяется на 4 зоны:

· 1) предзаводская зона – «за пределами ограды или условной границы предприятия». Зона размещается со стороны основных подъездов и подходов работающих; создает первое впечатление о предприятии. Здесь – предзаводские площади, стоянки пассажирского транспорта, проходные и др. (более обширные зоны контакта промышленных и жилых районов называются «контактно-стыковые»).

· 2) производственная – основные цехи заготовочного, обрабатывающего и сборочного циклов.

· 3) подсобная зона – энергетические объекты, полосы прокладки инженерных коммуникаций и т.п.

· 4) складская – зона складов и транспортных устройств.

Деление на зоны уточняется с учетом конкретных условий строительства (уже говорили о том, что если есть одно сблокированное здание, то зонирование идет в пределах этого здания), смотрим рисунок 10.10, где приведен пример зонирования территории автозавода.

Цехи с наибольшим количеством работающих располагают вблизи входа на территорию предприятия (это «зонирование по степени трудоемкости цехов»).

 

I – предзаводская зона, II – зона сборочных и вспомогательных цехов (производственная зона), III – подсобная зона, IV – зона заготовительных цехов, V – зона складов и основных транспортных устройств,

1 – главный корпус, 2 – блок вспомогательных цехов, 3 – группа литейных цехов, 4 – кузнечный цех, 5 – прессовый корпус, 6 – корпус экспедиций, 7 – заводоуправление, 8 – учебный центр, 9 – вспомогательное производство главного корпуса, 10 – энергетические объекты, 11 – стоянки готовой продукции, 12 – обкаточный трек.

Рисунок 10.10 – Пример зонирования территории автозавода (схема генплана)

Также производится зонирование: по степени вредности и пожарной опасности (т.е. санитарное и противопожарное). Производства, выделяющие вредности (газы, дым, пыль, копоть) и шумные цехи размещают на подветренной стороне территории, дальше от главного входа и зданий, где работает основная часть работающих.

Пути передвижения людей должны быть наиболее короткими и не пересекаться с грузовыми потоками. Если пересечения неизбежны, их предусматривают в разных уровнях (переходы, мостики и т.д.). На рисунке 10.11 приведена схема разделения людских и грузовых потоков на генплане машиностроительного завода.

 

Рисунок 10.11 – Схема разделения людских и грузовых потоков на генплане машиностроительного завода

Изоляция людских и грузовых потоков – второй основной принцип проектирования генпланов предприятий.

Следующим, третьим принципом разработки генпланов является блокирование зданий и компактности застройки (как это осуществляется, мы рассмотрим на примере главного корпуса ВАЗа).

Блокирование сокращает протяженность производственных потоков; транспортных путей; длину коммуникаций; облегчает управление производством, бытовое обслуживание и др.

Ещё один пример блокирования – размещение в одном здании различных производств, приведен на рисунке 10.12.

Блокирование не всегда возможно, есть оптимальные пределы. Так нецелесообразно объединение крупных литейных и кузнечных цехов (требующих аэрации, а отсюда большого фронта проемов) в одно здание с механо-сборочными цехами и т.д.

 

1 – цех крепежа, 2 – инструментальный завод, 3 – объединенные службы промышленного узла, 4 – завод нестандартного оборудования, 5 – инженерный корпус.

Рисунок 10.12 – Пример блокирования промышленных зданий

Резервы – их иметь (в том числе территориальные) очень важно.

Выделяются 3 типа резервов:

· - в самом здании, для возможности развития отдельного корпуса. Составляют 5-10%;

· - в пределах площадки предприятия (отдельного). Эти резервы на новых заводах около 20% территории (КамАЗ – 19%; ВАЗ – 22%);

· - для промышленного района в целом; принимают 10-20% территории. Все эти резервы обеспечивают рост производства в 1,5-2 раза.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Генеральные планы промышленных предприятий | Планировка предзаводской зоны
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.