Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о балансе банка и принципах его построения




Бухгалтерский учет представляет собой систему процедур накопления и преобразования формализованного знания о движении финансовых и материальных потоков, т.е. «финансовую память» организации. Чем более оперативна, гибка и адаптивна такая «память», тем более совершенной можно считать саму систему бухгалтерского учета. Весьма важно знать, понимать и верно оценивать «что было», но не менее важно объективно оценивать «что есть» и достоверно прогнозировать «что будет».

При разработке нового Плана счетов бухгалтерского учета и Правил его применения (они оба действуют с 1 января 1998 г.) учтены следующие принципы бухгалтерского учета:

Непрерывность деятельности. Этот принцип предполагает, что кредитная организация будет непрерывно осуществлять свою деятельность в бу­дущем.

Постоянство правил бухгалтерского учета. Кредитная орга­низация должна постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятель­ности или правовом механизме. В противном случае должна быть обеспечена сопоставимость с отчетами предыдущего периода.

Осторожность. Активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожаю­щие финансовому положению кредитной организации риски на следующие пе­риоды.

Отражение доходов и расходов по кассовому методу. Принцип означает, что доходы и расходы относятся на счета по их учету после фак­тического получения доходов и совершения расходов, за исключением слу­чаев, установленных в настоящих Правилах.

День отражения операций. Операции отражаются в бухгалтер­ском учете в день их совершения (поступления документов), если иное не преду­смотрено нормативными актами Банка России.

Раздельное отражение активов и пассивов. В соответствии с этим принципом счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде.

Преемственность входящего баланса. Остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода.

Приоритет содержания над формой. Операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой.

Единица измерения. Активы и пассивы учитываются по их пер­воначальной стоимости на момент приобретения или возникновения. Возникает т.н. «книжная» стоимость активов и пассивов, которая не изменяется до момента их списания, реализации или выкупа, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Фе­дерации и нормативными актами Банка России. Однако активы и обязательства в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни должны переоцениваться по мере изменения валютного курса и цены металла в соответствии с нормативными актами Банка России.

Открытость. Отчеты должны достоверно отражать опе­рации кредитной организации, быть понятными информированному пользо­вателю и избегать двусмысленности в отражении позиции кредитной организации.

План счетов бухгалтерского учета для кредитных органи­заций разработан с учетом накопленного опыта деятельности банковской сис­темы в нашей стране, сложившейся практики банковского учета в зару­бежных странах. При этом имеется в виду, что бухгалтерский учет должен в полной мере использоваться для принятия управленческих решений, способство­вать получению прибыли, сокращению финансовой и статистической отчетности.

План счетов разделен на 5 глав:

· балансовые счета;

· счета доверительного управления;

· внебалансовые счета;

· счета для учета срочных операций;

· счета ДЕПО.

Баланс коммерческого банка является бухгалтерским балансом, отражающим состояние собственных и привлеченных средств банка и их размещение в активные операции (в т.ч. кредитование). Можно сказать, что балансовые счета (Глава А Плана счетов) отражают действительное распределение и движение средств «здесь и теперь», причем речь идет обо всех операциях за исключением трастовых, для которых предусмотрена особая глава Плана счетов.

Глава Б Плана счетов отображает учет операций банка по доверительному управлению (трастовых операций).

Глава В («Внебалансовые счета») служит для отображения различного рода вспомогательной информации, а также учета находящихся в наличии, но не используемых в действительных операциях документов, ценных бумаг и т.п.

Счета для учета срочных операций (Глава Г) предназначены для учета операций по заключенным сделкам, условиями которых предусматривается разнесение во времени событий поставки и оплаты. Отражению какой-либо операции по счетам главы Г обязательно сопутствует отражение этой же операции по счетам главы А, т.е. не существует срочных операций, которые бы не затрагивали балансовых счетов.

Счета ДЕПО (Глава Д) предназначены для учета ценных бумаг в штуках.

Кредитная организация разрабатывает и утверждает учетную политику, основанную на «Плане счетов…» и правилах бухгалтерского учета, изложенных в инструкциях и нормативных актах Центрального банка Российской Федерации. В этой связи обязательному утверждению руководителем кредитной органи­зации подлежат:

· рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации, ее филиалах и подведомственных учреждениях, основанный на утвержденном Бан­ком России Плане счетов;

· формы первичных учетных документов, применяемых для оформления опера­ций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым не предусмотрены в альбомах Госкомстата типовые формы первичных учетных документов;

· порядок расчетов со своими филиалами (структурными подразделениями);

· порядок проведения отдельных учетных операций, не противоречащих дейст­вующему законодательству и нормативным актам Банка России;

· порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имуще­ства и обязательств;

· правила документооборота и технология обработки учетной информа­ции;

· порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями;

· порядок и периодичность вывода на печать документов аналити­ческого и синтетического учета. При этом ежедневно распечатываются баланс, бухгалтерский журнал, лицевые счета, по которым были проведены операции (проведена операция), а также выписки (вторые экземпляры лицевых счетов) по клиентским счетам;

· другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

За организацию бухгалтерского учета, соблюдение законо­дательства при выполнении банковских операций ответственность несет руководитель кредитной организации.

За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчет­ности ответственность несет главный бухгалтер кредитной организации.

Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству Российской федерации, указаниям Центрального банка Рос­сийской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обяза­тельств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников кредитной организации.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченных им должно­стных лиц денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обя­зательства, оформленные документами, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Бухгалтерский учет совершаемых операций по счетам клиен­тов, имущества, требований, обязательств, хозяйственных и других операций кредитных организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.

Учет имущества других юридических лиц, находящегося у кредит­ной организации, осуществляется обособленно от материальных ценностей, являю­щихся ее собственностью.

Бухгалтерский учет ведется кредитной организацией непре­рывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганиза­ции или ликвидации в порядке, установленном законодательством Россий­ской Федерации.

Кредитная организация ведет бухгалтерский учет имущества, банков­ских, хозяйственных и других операций путем двойной записи на взаимосвязан­ных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгал­терского учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Синтетическими считаются счета первого и второго порядков.

Все операции подлежат своевре­менному отражению на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропус­ков или изъятий.

В бухгалтерском учете кредитных организаций текущие внутри­банковские операции и операции по учету собственных капитальных вло­жений учитываются раздельно.

Кредитная организация должна составлять сводный баланс и отчетность в целом по кредитной организации. Используемые в работе кредитной организации ежедневные бухгалтерские балансы составляются по счетам второго порядка.

Ценности и документы, отраженные в учете по балансо­вым счетам, по внебалансовым счетам не отражаются, кроме случаев, преду­смотренных настоящими Правилами и нормативными актами Банка России.

Счета в бухгалтерском учете определены только активные или только пассивные. В аналитическом учете на счетах второго порядка, определенных "Списком парных счетов, по которым может изменяться сальдо на противопо­ложное», открываются парные лицевые счета. Допускается наличие остатка только на одном лицевом счете из открытой пары: активном или пассивном. В начале операционного дня операции начинаются по лицевому счету, имеющему сальдо (остаток), а при отсутствии остатка - со счета, соответствующего характеру операции. Если в конце рабочего дня на лицевом счете образуется сальдо (остаток), противоположное признаку счета, то есть на пассивном счете - дебетовое или на активном - кредитовое, то оно бухгалтерской проводкой на основании мемориального ордера должно быть перенесено на соответствующий парный лицевой счет по учету средств.

Если по каким-либо причинам образовались сальдо (остатки) на обоих парных лицевых счетах, то необходимо в конце рабочего дня перечислить бух­галтерской проводкой на основании мемориального ордера меньшее сальдо на счет с большим сальдо, имея в виду, что на конец рабочего дня должно быть только одно сальдо: либо дебетовое, либо кредитовое на одном из парных лицевых счетов.

Образование в конце дня в учете дебетового сальдо (оверд­рафта) по пассивному счету или кредитового по активному счету не допуска­ется.

Если, в установленных законодательством случаях, кредитная органи­зация принимает документы от клиентов для списания средств с их расчетных (те­кущих) счетов сверх имеющихся на них средств, то документы оплачиваются с этих счетов. Поскольку в этом случае возникает кредитная операция, то обра­зовавшееся дебетовое сальдо в конце дня перечисляется с расчетных (текущих) счетов на счета по учету кредитов, предоставленных клиентам. Такие операции проводятся, если это предусматривается в договоре банковского счета.

При разработке Плана счетов бухгалтерского учета принята следую­щая структура: главы, разделы, счета первого порядка, счета второго порядка, лицевые счета аналитического учета.

Исходя из этого, а также с учетом кодов валют, защитного ключа, придания счету наглядности определена схема обозначения счетов и их нумера­ции.

Нумерация счетов позволяет в случае необходимости вводить в установ­ленном порядке дополнительные лицевые счета.

Специального раздела в Плане счетов бухгалтерского учета по учету иностранных операций не выделено. Счета в иностранной валюте от­крываются на всех счетах, где могут, в установленном порядке, учитываться операции в иностранной валюте.

При этом учет операций в иностранной валюте ведется на тех же счетах второго порядка, на которых учитываются операции в валюте Российской Федера­ции - в рублях, с открытием от­дельных лицевых счетов в соответствующих валютах.

Совершение операций по счетам в иностранной валюте произ­водится с соблюдением валютного законодательства Российской Федерации. По­рядок осуществления расчетных операций в иностранной валюте определяется кредитной организацией самостоятельно, с учетом правил совершения расче­тов в рублях, а также особенностей международных правил и заключаемых дого­ворных отношений.

Аналитический счет в валюте отличается от аналитического счета в рублях только иным трехзначным цифровым кодом валюты (например, не 52301 810 900000000001 в рублях, а 52301 840 900000000001 в долларах США).

Счета аналитического учета в иностранной валюте могут вестись по ре­шению кредитной организации в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации и в иностранной валюте или только в иностранной валюте.

Все совершаемые кредитными организациями банковские операции в ино­странной валюте должны отражаться в ежедневном едином бухгалтерском балансе банка только в рублях.

Возможны различные варианты группировки учета по счетам первого и второго порядков. В основном группировка производится исходя из экономического смысла проводимых операций. Иногда экономический смысл операции определяется статусом контрагента, поэтому группировка по счетам первого или порядка может соответствовать операциям с конкретным контрагентом. Кроме того, учет ряда операций, как правило, связанных с рыночным риском, производится исходя из группировки по счетам второго порядка в разрезе сроков исполнения (векселя, депозиты и т.п.).

Учет кредитных операций (активных и пассивных) преду­сматривается вести, кроме сроков, по собственникам, коммерческим, некоммерческим организациям (т.е. имеется в виду открытие аналитических счетов персонально по конкретным клиентам).

Порядок расчетов между кредитными организациями, их филиа­лами и дополнительными офисами определяют сами кредитные организации с обязательным соблюдением основных принципов и условий, определенных Банком России. При определении внутрибанковских расчетов кредитные организации исходят из того, что они несут ответственность за риск и пра­вильную организацию этих расчетов.

В Плане счетов бухгалтерского учета предусмотрены счета второго порядка по учету доходов, расходов, прибылей, убытков кредитных организа­ций, использования их прибыли. Для полноты учета и анализа результатов дея­тельности кредитных организаций должен активно использоваться аналитиче­ский учет.

Все совершенные за рабочий день операции отражаются в ежеднев­ном балансе кредитной организации (ее филиала).

Рассмотрим главы и соответствующие разделы Плана счетов.

Глава А («Балансовые счета») включает в себя 7 разделов.

· Раздел 1 «Капитал и фонды» объединяет ряд пассивных счетов.

Счета 102 (УК за счет ОИА), 103 (УК за счет ПИА), 104 (УК неакционерных банков) – по акционерам (участникам) ведутся лицевые аналитические счета.

Счет 105 (доли УК, выкупленные банком) – один общий аналитический счет.

Счет 106 (добавочный капитал) – средства от переоценки, эмиссионный доход, безвозмездные поступления и т.п.

Счет 107 (Фонды) – все что поступает, учитывается на отдельных лицевых аналитических счетах по каждому фонду.

· Раздел 2 «Денежные средства и драгоценные металлы».

Активный счет 202 (Наличная валюта и платежные документы) содержит счета 2 порядка по всем видам денежных средств в национальной и иностранной валюте и платежным документам в инвалюте. Наличная инвалюта и платежные документы в инвалюте в аналитике отражаются в двойном выражении – в инвалюте и в рублях, в синтетике они показываются только в рублях.

Активный счет 203 (драгметаллы), активный счет 204 (природные драгоценные камни) – счета второго порядка и аналитические счета детализируют…

· Раздел 3 «Межбанковские операции».

Счет 301 (корсчета) - значительное количество активных и пассивных счетов (в т.ч. в значении «лоро» и «ностро») отражает многообразие корреспондентских операций банков.

Счет 302 (счета по другим операциям) – различные расчеты с Банком России (ФОР, чековое депонирование, накопительные счета по акциям, клиринговое депонирование и т.п.).

Счет 303 (расчеты с филиалами) – расчеты головного банка с филиалами – отдельно активные и пассивные счета 2 порядка.

Счет 304 (расчеты на ОРЦБ) – средства участников, депонированные в расч. центрах ОРЦБ (расчетная система ММВБ).

Счет 306 (расчеты по ценным бумагам) – учет расчетов по операциям с ЦБ по договорам поручения или комиссии. – Содержит активные и пассивные счета 2 порядка, отражающие средства клиентов по брокерским операциям, расчеты с эмитентами по обслуживанию выпусков ЦБ, расчеты с Минфином по ценным бумагам.

Пассивные счета 312 (кредиты от Банка России), 313 (кредиты от кредитных организаций), 314 (кредиты от банков-нерезидентов) – по счетам 2 порядка отражаются полученные кредиты в разрезе кредиторов и сроков пользования.

Пассивные счета 315 (депозиты), 316 (депозиты банков-нерезидентов) учитывают привлеченные средства в соответствии с депозитными договорами.

Пассивные счета 317 (просроченная задолженность по полученным МБК), 318 (просроченные % по полученным МБК) – аналитика в разрезе кредиторов, видов кредитов, по каждому договору.

Активный счет 319 (депозиты в Банке России).

Активные счета 320 (кредиты, пред. банкам), 321 (кредиты, пред. банкам-нерезидентам), 322 (депозиты в кредитных организациях), 323 (депозиты в банках-нерезидентах) – в аналитике учет ведется по получателям средств. На счетах 2 порядка учет распределен по срокам. На отдельном счете – овердрафты.

Активные счета 324 (просроченная задолженность по пред. МБК), 325 (просроченные % по пред. МБК).

· Раздел 4 «Операции с клиентами».

Пассивные счета 401 (средства Федерального бюджета), 402 (ср-ва бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов), 403 (прочие ср-ва бюджетов). - - - - - - - - - - Федеральное Казначейство!!!

Пассивный счет 404 (ср-ва гос. внебюджетных фондов) – для каждого фонда – счет 2 порядка.

Пассивные счета 405 (счета предприятий в фед.собств.), 406 (счета предприятий в гос. собственности кроме фед.), 407 (счета негосударственных предприятий) отображают средства на расчетных и текущих счетах основных клиентов.

Пассивные счета 410 – 440 отображают различные депозиты, вклады и прочие привлеченные ср-ва юридических и физических лиц. Счета 2 порядка ведутся по срокам привлечения, а также по категориям субъектов – вносителей средств. В аналитике ведутся лицевые счета в разрезе вкладчиков, владельцев средств и видов пластиковых карт, по срокам привлечения, размерам процентных ставок, видам валют.

Активные счета 441-457, 460-473 отображают выданные кредиты и средства, предоставленные Минфину России, финансовым органам, внебюджетным фондам, предприятиям и организациям различной организационно-правовой структуры и форм собственности, а также физическим лицам. На счетах с этими же номерами открываются счета 2 порядка для учета резервирования под возможные потери. Аналитика ведется в разрезе заемщиков по каждому кредитному договору.

· Раздел 5 «Операции с ценными бумагами». Выделены группы счетов по видам операций.

Вложения в долговые обязательства (кроме векселей) – активные счета 501-507

Вложения в акции – активные счета 508-511

Учтенные / переучтенные векселя – активные счета 512-519

Выпущенные банками ценные бумаги – счета 520-523

Счета первого порядка открыты: по вложениям кредитных органи­заций в ценные бумаги - по группам субъектов - эмитентов ценных бумаг, по учтенным векселям - по группам субъектов, выдавших или авалировавших векселя, по выпущенным кредитными организациями ценным бумагам - по видам ценных бумаг.

Ценные бумаги в портфеле кредитных организаций, в зависимости от цели их приобретения, разделены на три категории: приобретенные по операциям РЕПО, для перепродажи, для инвестирования.

Учтенные векселя, а также выпущенные кредитными организациями ценные бумаги разделены по срокам их погашения.

 

· Раздел 6 «Средства и имущество».

Счета по учету собственных средств банков, направленных на приобретение долей участия (акций) в УК сторонних организаций. Активные счета 601 (участие в дочерних и зависимых АО), 602 (прочее участие)

Расчеты по хоз.операциям, налогам, по зарплате с персоналом. Счет 603 (расчеты с дебиторами и кредиторами) – парные счета 2 порядка.

Активный счет 604 (основные средства)

Активный счет 605 (основные средства, переданные в пользование организациям банков)

· Раздел 7 «Результаты деятельности».

Счет 701 (Доходы)

Счет 702 (Расходы)

Счет 703 (Прибыль)

Счет 704 (Убыток)

Счет 705 (Использование прибыли)

 

Глава Б («Счета доверительного управления»)

 

Глава В («Внебалансовые счета»)

· Раздел 2 «Неоплаченный уставный капитал кредитных организаций»

Счет 906 (неоплаченный УК кредитных организаций) – неоплаченная часть номинальной стоимости паев (акций), размещенных с отсрочкой платежа

· Раздел 3 «Ценные бумаги»

Счет 907 (неразмещенные ЦБ) – бланки собственных ЦБ и собственные ЦБ, выкупленные банком до срока погашения

Счет 908 (ЦБ прочих эмитентов) – учет ЦБ принятых на комиссию или на хранение

· Раздел 4 «Расчетные операции и документы». Счета по учету документов по расчетным операциям, расчеты банка по обязательным резервам, ценности и документы по внешнеторговым операциям.

· Раздел 5 «Кредитные и лизинговые операции». Учет обеспечения по кредитам, в т.ч. ЦБ и имущество.

· Раздел 6 «Задолженность, списанная и вынесенная за баланс из-за невозможности взыскания».

· Раздел 7 «Источники финансирования капитальных вложений»

 

Глава Г («Срочные операции»). Обязательства учитываются на пассивных счетах, а требования – на активных. В день наступления срока расчетов по сделке учет сделки прекращается с одновременным отражением на балансовых счетах.

 

Глава Д («Счета ДЕПО»)

6.2. Принципы расчетно-кассовой работы КБ.

 

Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, т.к. достигается значительная экономия на издержках обращения и имеется заинтересованность в этом государства по причине удобства влияния на макроэкономические процессы.

Безналичные расчеты – это денежные расчеты путем записей по счетам банков, когда деньги списываются со счета плательщика и записываются на счет получателя.

Безналичные деньги – это вторая производная действительных денег (золота) и первая производная наличных бумажных денег. Это технология, развившаяся из технологии вексельного обращения, конкретнее – процедур домициляции векселей.

Безналичные расчеты существуют в рамках строгой системы, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

В рыночной экономике выделяются основные принципы организации БН расчетов:

1. БН расчеты осуществляются по банковским счетам, открываемым для хранения и перевода средств. Это касается и физических, и юридических лиц.

2. Платежи со счетов осуществляются банками по распоряжению владельцев в порядке установленной очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. Без распоряжения клиента списание денежных средств допускается только по решению суда, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (в календарной очередности). При недостаточности денежных средств списание осуществляется в следующей очередности:

· списание по исполнительным документам (возмещение вреда, ущерба здоровью, алименты);

· списание по исполнительным документам (перечисление или выдача выходных пособий и зарплаты);

· списание по платежным документам, предусматривающим выплату зарплаты, отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд занятости;

· списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, не предусмотренные в предыдущей очереди;

· списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

· списание по платежным документам в порядке календарной отчетности.

3. Субъекты рынка вправе свободно выбирать формы безналичных расчетов и закреплять их в хозяйственных договорах. Банки не вправе вмешиваться. Банку отводится роль посредника в платежах, и не более того.

4. Срочность платежа. Получатель денег заинтересован в их зачислении на свой счет не «когда-нибудь», а в строго оговоренные сроки.

5. Обеспеченность платежа. Для соблюдения срочности платежа у плательщика на счету должна иметься сумма, обеспечивающая полноту платежа.

РАСЧЕТНЫЕ СЧЕТА открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета вправе распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, самостоятельно платит все налоги, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. Т.о. владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость.

ТЕКУЩИЕ СЧЕТА в настоящее время открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющим статуса юридического лица. Традиционно владельцы текущих счетов – это общественные и бюджетные организации. Самостоятельность владельца текущего счета существенно меньше. Он вправе распоряжаться средствами на текущем счету строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией. Перечень операций по текущим счетам регламентируется.

Для открытия юридическим лицом расчетного счета в банке предоставляется пакет документов, включающий в себя: заявление об открытии, полный комплект копий учредительных документов, полный комплект копий внутренних кадровых приказов на первых лиц, комплект справок о постановке на учет во внебюджетных фондах, карточки с образцами подписей.

Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением договора о расчетно-кассовом обслуживании. Поскольку расчетно-кассовое обслуживание клиентов осуществляется банками на платной основе, то в этом договоре предусматривается специальный раздел о стоимости услуг и порядке расчетов за них.

В случае, когда субъекты БН – плательщик и получатель – являются клиентами одного банка, корреспонденция их расчетных счетов осуществляется путем простого списания и зачисления в рамках операционного отдела банка.

Если плательщик и получатель являются клиентами различных банков, то возникают расчеты между банками.

Межбанковские расчеты возникают тогда, когда плательщик и получатель обслуживаются разными банками, а также при взаимном кредитовании банков и перемещении наличных денег. Такие расчеты осуществляются через корреспондентские счета, открываемые на балансе каждого банка.

Межбанковские расчеты в России носят характер корреспондентских отношений, суть которых заключается в том, что платежи банков ограничены имеющимися у них денежными средствами.

Расчеты между банками носят взаимный характер и отражаются одновременно на двух счетах.

Открытый коммерческим банком корреспондентский счет в Центральном банке или в другом коммерческом банке в балансе этих банков является пассивным (счет «лоро»). Тот же счет в самом коммерческим банке является активным (счет «ностро»). Остатки по счетам «лоро» и «ностро» должны быть идентичными, хотя могут не совпадать по времени, и равенство выявляется в результате специальной сверки ежемесячно по состоянию на 1-е число.

Списание средств со счета «лоро» производится только на основе распоряжения владельца счета (платежного поручения). Исключение составляют т.н. инкассовые поручения, оплата которых производится в бесспорном порядке.

Существует 2 варианта организации межбанковских расчетов – прямые расчеты между банками и расчеты с участием структур Центробанка.

В России межбанковские расчеты ориентированы на 2-й вариант. Проведение расчетов между банками осуществляют специально созданные для этой цели подразделения Банка России – расчетно-кассовые центры (РКЦ). В РКЦ по месту нахождения учреждений коммерческих банков банкам открываются корреспондентские счета.

Сеть РКЦ накрывает всю территорию страны. В каждом субъекте федерации существует по несколько РКЦ. Частота их размещения имеет сугубо физические причины – количество коммерческих банков в том или ином регионе (которое во многом коррелирует с густотой населения и размещением производства), а также физическую удаленность населенных пунктов друг от друга. Имеется в виду, что любой коммерческий банк должен иметь возможность, используя автотранспорт, ежедневно посещать «свой» РКЦ. Это особенно актуально в сельских районах, где на несколько административных единиц (районов) приходится один РКЦ. С другой стороны, имеет место фактор загруженности самого РКЦ. Так, в Москве существует 2 РКЦ, что обусловлено огромным количеством банков, и, соответственно, огромным количеством операций по их корсчетам.

Через корреспондентские счета банки осуществляют весь круг операций, связанных с обслуживанием клиентов, а также операции самого банка как хозяйствующего субъекта. Для учреждения банка корсчет в РКЦ – это своего рода «расчетный счет», на нем хранятся все средства коммерческого банка (собственные, клиентские, взятые по МБК).

Главный принцип осуществления платежей по корсчетам КБ – это осуществление их строго в пределах остатка средств на этих счетах.

В исключительных случаях при недостаточности средств на счете банки могут рассчитывать на получение кредита от Банка России. Но это исключительные случаи.

В целом принцип организации расчетов по системе РКЦ нацелен на активизацию депозитной политики коммерческих банков, рациональное размещение ими ресурсов с соблюдением должного уровня ликвидности.

Если расчеты между КБ одного региона производятся через один РКЦ, то расчеты по операциям КБ разных регионов производятся на уровне расчетов между соответствующими РКЦ. Эти расчеты осуществляются через т.н. систему межфилиальных оборотов. На балансе ЦБ РФ открывается 2 счета по межбанковским расчетам: счет Начальных межфилиальных оборотов и счет Ответных межфилиальных оборотов. Расчетный центр, начавший операцию по расчетам (начальный провод), условно называется филиалом А, а расчетный центр, принявший документы к ответному проводу, - филиалом Б. Операции друг друга РКЦ осуществляют на основании специальных документов – авизо, представляющих собой официальное извещение о выполнении расчетной операции. Авизо бывают почтовыми, телеграфными, электронными, а также дебетовыми и кредитовыми.

Деятельность РКЦ неразрывно связана с работой ИВЦ. Система «Кобра», система «Ремарт».

Централизованный порядок организации межбанковских расчетов традиционно имел такой серьезный недостаток, как относительно низкую скорость расчетов. В последнее время, благодаря внедрению новых технологий на базе компьютеризации (т.н. электронные платежи), удалось существенно продвинуть решение этой проблемы.

Помимо централизованной технологии расчетов, коммерческие банки могут рассчитываться и напрямую. Такие связи оправданны при наличии устойчивых взаимных финансовых потоков (например, в пределах одного города между банками, обслуживающими хозяйствующие субъекты с устойчивыми взаимными платежами). Кроме того, мелкие провинциальные банки заинтересованы в открытии корсчетов в крупных столичных банках. Это дает им доступ к услугам крупных банков, благодаря чему мелкие банки продают эти услуги своим клиентам практически от своего имени. Для крупных банков открытие у них «лоро»-счетов мелких банков означает фактическое расширение клиентской базы и, кроме того, ничего им не стоит. Поэтому развитие таких связей весьма распространено.

Безналичные расчеты осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет свои специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.

В соответствии с действующим законодательством в современных условиях допускается использование следующих форм безналичных расчетов:

· платежными поручениями;

· платежными требованиями-поручениями;

· чеками;

· аккредитивами.

Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях).

Банковские учреждения обязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом.

В случае несвоевременного или неправильного зачисления на счет или списания со счета клиента денежных средств банки выплачивают проценты на сумму этих средств по ставке рефинансирования Банка России.

Расчетные документы принимаются банками к исполнению только в случае их соответствия стандартизированным требованиям. Любой расчетный документ обязательно содержит такие реквизиты, как

· наименование;

· номер;

· наименование плательщика, № счета, наименование банка плательщика и № корсчета;

· наименование получателя средств, № его счета в банке, наименование банка получателя и № его корсчета;

· назначение платежа (в чеке не указывается);

· сумма платежа (цифрами и прописью).

Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке, и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа.

Расчетные документы принимаются банком к исполнению в течение операционного дня банка.

ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия – получателя средств в том же или другом одногородном или иногороднем учреждении банка. ПП выписывается плательщиком на бланке установленной формы и предоставляется в банк в 4 экземплярах. ПП принимается банком к исполнению только при наличии достаточных средств на счете плательщика. Расчеты ПП имеют ряд достоинств сравнительно с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительно проверить качество оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах. Все названное делает расчеты ПП наиболее перспективной формой.

ПЛАТЕЖНОЕ ТРЕБОВАНИЕ-ПОРУЧЕНИЕ представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленных по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг. ПТП выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием ПТП на инкассо в банке поставщика. ИНКАССО – это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам высылает ПТП в банк плательщика через органы связи или специальной почтой. Инкассовые услуги предоставляются за комиссионное вознаграждение. Т.к. инициатива оплаты в случае ПТП исходит от поставщика, оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) плательщика. Существует несколько видов и соответствующих процедур акцепта. Действующее законодательство предусматривает при использовании в расчетах ПТП акцепт только предварительного характера (т.е. акцепт до списания средств со счета).

ЧЕК – письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки. ДЕНЕЖНЫЕ ЧЕКИ применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например, на зарплату, командировочные, хозяйственные нужды, закупку продукции у сельхозтоваропроизводителей. РАСЧЕТНЫЕ ЧЕКИ применяются для безналичных расчетов. РЧ – это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Отличие РЧ от ПП в том, что РЧ, хотя и выписывается также плательщиком, но передается плательщиком получателю в момент совершения хозяйственные операции, а получатель уже передает РЧ в банк плательщика для оплаты. В настоящее время используются лишь чеки из лимитированных чековых книжек. ЛЧК представляет собой сброшюрованные в виде книжки РЧ (10, 20, 25, 50 листов) которые могут быть выписаны плательщиком на общую сумму, не превышающую установленный по этой книжке лимит. Лимит ограничен суммой предварительно задепонированных в банке средств на отдельном банковском счете.

АККРЕДИТИВ – это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов. АК может быть использован как в одногороднем, так и в иногороднем платежном обороте. АК предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия АК не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов данная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка. АК могут открываться двух видов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные). ПОКРЫТЫМ считается АК, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. В этом случае банк плательщика (банк-эмитент) списывает средства с расчетного счета плательщика и переводит их в банк поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы к оплате». Депонирование средств в банке-эмитенте может быть произведено за счет выдачи ссуды поставщику. НЕПОКРЫТЫМ считается АК, по которому платежи поставщику гарантирует банк плательщика. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный АК. Такое ходатайство банк-эмитент, как правило, удовлетворяет только в пользу первоклассных проверенных клиентов, и при условии установления между банком-эмитентом и исполняющим банком прямых корреспондентских отношений. При открытии гарантированного АК банк-эмитент предоставляет право исполняющему банку списывать платежи по АК в пользу поставщика – получателя средств, со своего корреспондентского счета. Каждый АК должен ясно указывать, является он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что АК отзывной. ОТЗЫВНОЙ аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком. При этом, однако, исполняющий банк обязан оплатить документы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива. БЕЗОТЗЫВНОЙ аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Для получения средств по АК поставщик после отгрузки товаров представляет в свой банк товарно-транспортные документы и реестр счетов-фактур на отгруженную продукцию, на основании которых исполняющий банк проверяет выполнение поставщиком условий АК, правильность оформления документов, и только после этого производит выплаты по АК.

Инструментами безналичных расчетов принято также считать вексельные и факторинговые операции. Поскольку это тема отдельного разговора, на данном этапе только их упоминанием и следует ограничиться.

Разумеется, денежное обращение не ограничивается БН расчетами, и кассовая деятельность коммерческого банка (работа с наличными деньгами) образует наряду с обслуживанием БН расчетов единый комплекс расчетно-кассового обслуживания клиентов.

Предприятия и организации (клиенты банка) обязаны осуществлять свои операции с наличными деньгами в рамках утвержденного Минфином и МНС РФ порядка ведения кассовых операций. Так, любые учреждения и организации независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в банках на соответствующих счетах. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета предприятий.

Прием наличных денег предприятиями при расчетах с населением производится с использованием контрольно-кассовых машин. предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банком по согласованию с руководителями предприятия. Всю наличность сверх лимита предприятие обязано сдавать в банк в порядке и в сроки, согласованные с банком. Лимит остатка кассы устанавливается исходя из особенностей деятельности конкретных предприятий и инкассации выручки. Для предприятий, имеющих постоянную денежную выручку и обязанных сдавать ее ежедневно в конце дня, лимит устанавливается в размерах, необходимых для работы с утра следующего дня. Для предприятий, не имеющих постоянной денежной выручки, лимит устанавливается в пределах среднедневного расхода на неотложные нужды. Наличные деньги сдаются в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк.

Для оприходования всех поступающих в банк наличных денег и выполнения расходных операций каждое учреждение коммерческого банка имеет оборотную кассу. Все поступившие до окончания операционного дня наличные деньги должны быть оприходованы в оборотную кассу и зачислены на соответствующие счета в тот же рабочий день. Внутри оборотной кассы существуют свои подразделения, такие как приходная касса, расходная касса, касса пересчета.

Прием наличных от клиентов осуществляет приходная касса. Банки принимают наличные деньги при личной явке клиента и в его присутствии, в баулах и от инкассаторов. Документ – объявление на взнос наличными. Кассир принимает деньги от клиента с полистным пересчетом. При сдаче денег через инкассацию заполняется накладная, сверяются пломбы на инкассаторских сумках, составляется справка. По окончании операционного дня вся принятая наличность должна быть оприходована на расчетные (текущие) счета клиентов. В случае избытка наличности в кассе можно оформить заявку в РКЦ, передать туда наличность и получить взамен пополнение на идентичную сумму корсчета банка.

Обработку купюр осуществляет касса пересчета. Пересчет, сортировка, склейка, штамповка, упаковка.

Выдачу наличных по заявкам клиентов осуществляет расходная касса. Выдача наличных предприятиям и организациям производится на основе кассовых заявок, календаря выдач зарплаты и т.п. Деньги выдаются в основном по денежным чекам из денежных чековых книжек. Кроме того, деньги могут выдаваться по расходным кассовым ордерам. Каждое утро в банке планируется выдача наличных из кассы. В случае недостатка кассовой наличности оформляется заявка в РКЦ, после чего оттуда поступают наличные деньги в требуемом количестве, и на идентичную сумму снижается остаток по корсчету банка в РКЦ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.