Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и основные задачи экологии




Лекция 15

Краткая история её формирования.

Ныне слово «экология» стало весьма популярным, этот термин нередко употребляют в сочетании с обществом, культурой, семьёй, здоровьем и т.д. наиболее часто применяют это слово, указывая на неблагополучное состояние окружающей нас природы.

Термин «экология» образован из двух греческих слов (oikos – дом, жилище и logos – наука, знание) и означает в буквальном смысле «наука о местообитании».

Любой специалист – исследователь растительного и животного мира – всегда не только ботаник, зоолог, но и эколог, поскольку невозможно изучать тот или иной организм в отрыве от его местообитания. Поэтому великими экологами прошлого можно назвать К. Линнея (1707-1778), Ж.Б.Ломарка (1744-1829), Т.Мальтуса (1766-1834) и Ч.Дарвина (1809-1882).

Первым трудом по экологии следует считать работу Ч.Дарвина (1859 г.) «Происхождение видов». Сформулированный им вывод о существующей в природе постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных положений экологии. В 1866 г. Вышел в свет фундаментальный труд немецкого зоолога Э.Геккеля «Всеобщая морфология организмов». В нем впервые дано общее определение экологии как суммы знаний по совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической. Ученый отнес экологию к биологическим наукам и наукам о природе, которые, прежде всего, интересуют все стороны жизни биологических организмов.

В качестве самостоятельной науки экология сформировалась к началу 20 в. при этом наряду с зарубежными учеными в её развитие и становление внесли огромный вклад наши соотечественники: К.А.Докучаев, В.И.Вернадский, Н.И.Вавилов, В.Н.Сукачев и др.

Истинное значение экологии по – настоящему стали осознавать лишь на закате 20 в., когда возрастание численности населения планеты и резко усилившееся воздействие человека на природную среду, приведшее к её деградации, поставили вопрос: быть или не быть человеческой цивилизации.

Правомочен вопрос: чем же отличается экология от других биологических наук, например, ботаники, зоологии?

Логика развития экологии как науки, а также потребности практической охраны объектов природы обусловили создание так называемого экологического варианта системного познания, или экологического подхода.

Особенностью подхода является то, что в представление об экологической системе входят две крупные подсистемы: одна из них условно помещается в центре и рассматривается как главный объект, а другая – окружающая среда. Эти подсистемы непрерывно обмениваются веществом, энергией и информацией. Все связи оцениваются, прежде всего, по их воздействию на установленный объект.

Следуя этому подходу. Можно мысленно вычислить из мира живой природы. Всего многообразия живых организмов только одну особь. Эта условно изолированная особь (заяц) будет находиться под воздействием только факторов окружающей среды, среди которых основными окажутся климатические (темп, влажн, освещенность). Именно они имеют определяющее значение в распространении тех или иных видов на Земле.

Изучение действия различных природных факторов на отдельные есть первое и наиболее простое подразделение экологии – аутэкология.

Более высокий уровень организации живой материи, когда особь находится в окружении таких же особей, которые вместе занимают определенную территорию и одному виду называют – популяциями. В популяции особь начинает испытывать влияние соседей, а главное – начинает воспроизводиться. При этом возникают новые проблемы, которые обусловливают необходимость изучения влияния тех же внешних факторов, но уже не на отдельную особь, а на группу особей, на изменение её состава и численности.

Популяция – сумма отдельных особей, а её свойства – сложение свойств этих особей.

Исследование жизнедеятельности отдельных популяций, определение характера и причин их изменений, происходящих в результате внешних и внутренних воздействий, составляет предмет популяционной экологии или демэкологии.

Однако, как отдельная особь не способна длительно существовать вне «родной» популяции, так и сама популяция не может жить изолированно: она нуждается в веществе и энергии, информации, пространстве. Вследствие этого одна популяция вступает во взаимоотношения с другими популяциями. Следовательно, совместно обитающие популяции различных организмов всегда образуют определенное единство, которое называют сообществом, или биоценозом. Важнейшее свойство сообщества – устойчивость, т.е. способность к самоподдержанию своих природных свойств и видового состава при внешних воздействиях. Изучение сообществ, их взаимоотношений с окружающей средой составляет предмет экологии сообществ, или синэкология (от греч. sun – вместе)

Однако и сообщество не способно существовать изолированно от окружающей среды. Сообщество живых организмов занимает определенное жизненное пространство, которое называют биотопом (от греч bios – жизнь, и topos – место).

Биотоп вместе с сообществом живых организмов различных видов образуют экологическую систему. Главная её особенность состоит в том, что в ней длительное время поддерживаются устойчивые взаимодействия между элементами живой и неживой природы. Таким образом, в отличии от популяции, экосистему можно считать вполне самостоятельным объектом. Экосистемами являются лес, озеро, тундра.

Совокупность всех экосистем планеты, которые имеются в пределах трех геосфер и с которыми находятся во взаимодействии живые организмы, образует самую крупную экосистему Земли – биосферу.

Изучение биосферы, в которой все живые организмы тесно связаны между собой и со своим окружением, состоящим из элементов неживой природы – задача сложнейшего раздела экологии – глобальной экологии.

В экологии имеются и другие подразделения, определяемые тем, что ставится в центр внимания и является объектом изучения (экология человека – изучает вопросы сохранения и развития здоровья людей).

В последнее время важнейшим направлением экологии становится социальная экология. Она призвана объяснить и дать прогноз основных путей развития взаимодействия общества с природной средой.

Итак, экология – синтетическая биологическая наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.

Как учебный предмет экологии делится на четыре основных раздела:

1. аутэкология, или факториальная экология (учение о экологических факторах)

2. экология популяций, или демэкология

3. экология сообществ или экосистем

4. основы учения о биосфере

При изучении многообразных процессов, которые происходят в живой природе, экология использует много методов, среди которых главным является наблюдение, сравнительный метод, экспериментальный и моделирование.

Все это определяет стратегическую задачу экологии: на основе познания законов природы, используя все достижения научно – техн прогресса, создать научную базу для гармонизации взаимоотношений общества и природы и разработать практические рекомендации на оздоровление природной среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.