Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекции 2-3. История демографической мысли. Демография в России




(4 часа)

1. Демографические воззрения в древней истории и в эпоху феодализма.

2. Демография в новое время. Т. Мальтус и его теории народонаселения.

3. Содержание основных концепций современной демографии в зарубежных странах.

4. Своеобразие развития демографической мысли в России.

1.

Приступая к рассмотрению темы, прежде всего, следует дать определение истории демографической науки, а также исторической демографии.

История демографической науки – научная дисциплина, являющаяся органической частью демографии и исследующая исторический процесс развития демографической науки как в целом, так и по отдельным периодам и проблемам. Охватывает период от возникновения демографической мысли до современного научного знания, взаимодействует с исторической наукой, а также с изучением истории статистики, формирования социологических методов, методов ряда других наук.

История демографии – научная дисциплина, объектом исследования которой является история воспроизводства населения в широком социально-экономическом, культурном и природном контексте. Рассматривает демографическую историю как органическую часть общественно-исторического развития человечества.

История развития демографической науки охватывает много столетий. Долгое время она существовала как преддемография, в неинтегрированном виде – демографическая мысль была вплетена в философскую, этическую, экономическую, политическую.

Стремление изучать народонаселение восходит к глубокой древности. В Древней Греции, Риме, Китае государство стремилось знать о численности своих подданных, размещении их на территориях, чтобы лучше управлять, собирать налоги, формировать войска.

Платон Афинский (427 – 347 до н.э.) в сочинениях об идеальном государстве («Политик», «Государство», «Законы») обязательным условием его существования выдвигал ограничение числа граждан, живущих в городах, регламентацию возраста вступления в брак. Идеальным числом семей в государстве он считал 5040. Высказывания о социальном составе населения: три сословия – 1) философы; 2) воины; 3) ремесленники, земледельцы, купцы. Если философы включают в себя людей «царствующих искусно», пожилых по возрасту и мудрых, то воины, число которых до 1 тыс. чел., находятся в своем сословии до 30 лет, а далее – после 50 лет – могут участвовать в управлении обществом. Семьи у них нет, браки – по воле правительства, воспитывают детей вместе, так, чтобы все чувствовали себя родителями по отношению ко всем детям, а все дети – детьми по отношению ко всем воинам. Женщины производят детей от 20 лет до 40, мужчины – от 25 до 55 лет.

Аристотель Стагирит (384 – 322 г. до н.э.) видел в семье источник происхождения родовой общины, а далее – государства (полиса). Лишь в нем возможно существование народа, иначе люди либо не развиты в нравственном отношении, либо это сверхчеловеки. Естественность рабства, варвары – рабы от природы. Численность рабов – в зависимости от экономической выгоды и имущественного положения рабовладельца – не более того. Немногочисленность населения – благо, необходимо регулирование государством этого: для ограничения роста населения – принудительная миграция – образование греческих и римских колоний. Было широко распространено ограничение рождаемости, и применялся ряд мер по борьбе со смертностью.



В Древнем Китае Конфуций (551 – 479 до н.э.) в рамках своей идеи «жэнь» (человечность, гуманность) считал необходимым изучать, прежде всего, жизнь. «Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть», – писал он. Отношения в семье должны быть идеальны, где младший подчиняется старшему, но и старшие понимают молодежь. Семья – пример для отношений в государстве.

В конце Ш в. до н.э. в Китае существовала школа легитимистов (законников). Возглавлявший ее Хань-Фэй-цзы (280 – 233 до н.э.) создал теорию поступательного развития общества на основе роста народонаселения: рост населения обусловил переход от собирательной экономики к земледелию и скотоводству. Предсказывал, что увеличение численности людей может приводить к нищете.

Уже в древней цивилизации поставлен вопрос об оптимальной численности населения в зависимости от количества земли. Новая эпоха внимания к демографическим исследованиям связана с феодализмом. В центре – проблема соотношения населения и ресурсов.

Большинство правителей стремилось поддержать рост населения, что вело к увеличению военной, политической, финансовой мощи (войско, налоги), рассматривалось как укрепление государства.

Этому же способствовала церковь – католическая, протестантская, православная. Получили распространения популяционистские идеи. Они высказывались мыслителями разных философских и политических ориентаций – Ф. Аквинским, Н. Макиавелли, Т. Мором, Т. Компанеллой.

2.

Популяционистские идеи дальнейшее развитие получили в трудах мыслителей эпохи первоначального накопления капитала (Т. Мэн, А. Сера, С. Фортей), считавших, что многочисленное население, особенно трудовое, составляет основу мощи и богатства государства.

По мнению многих ученых, возникновение демографии относится к 1662 году, когда вышла книга английского ученого Джона Граунта (1620 – 1674) «Естественные и политические наблюдения, упомянутые в прилагаемом перечне и сделанные на основе бюллетеней о смертности Джоном Граунтом, гражданином Лондона, в отношении к правительству, религии, занятиям, росту, воздуху, болезням и различным изменениям названного города». В книге впервые дан анализ статистических данных, выявляющих отдельные закономерности развития народонаселения, впервые были составлены таблицы смертности на основе многолетнего изучения записей крещения и погребения в Лондоне. Впервые был сделан вывод, что число родившихся мальчиков больше, чем девочек, что смертность среди мальчиков в первые годы жизни превышает смертность среди девочек; рассмотрены уровни повозрастной смертности, а также уровни смертности в городах и сельской местности.

Помимо этого Д. Граунт определил науку демографию (еще не давая термина «демография»), ее цели, предмет и методы.

«Можно было бы задать вопрос: какова цель этого трудоемкого выцеживания и этой систематизации? Узнать численность населения? Сколько имеется мужчин и женщин? Сколько состоящих и не состоящих в браке? Сколько женщин способно родить? Сколько есть семи или десятилетних детей?

В общем, я бы на это ответил, что тем, кто не может уяснить себе значение этих исследований, не стоит и утруждать себя такими вопросами… Я бы ответил также, что великое наслаждение в том, чтобы из скудных презираемых книг регистрации смертей добыть столько глубоких и неожиданных выводов и ступить на ту почву, которая оставалась нетронутой… Основа и непременные части честной и безвредной политики состоят в том, чтобы знать землю и работников, ее населяющих, которыми надо управлять сообразно с их внутренними способностями и случайными различиями между ними. Так, хорошо было бы знать геометрическую площадь, очертания и положение всех земель королевства, особенно в их наиболее естественных границах…Не менее необходимо знать, сколько людей там проживает каждого пола, семейного состояния, возраста, вероисповедания, вида промысла, ранга или звания и т.п. Зная это, можно сделать промыслы и управление государством более надежными и правильными».

В это же время изучал процессы народонаселения английский экономист, основоположник количественного измерения массовых демографических и социально-экономических процессов Уильям Петти (1623 – 1687 гг.). Метод изучения жизни – «политическая арифметика»: «Вместо того чтобы употреблять слова только в сравнительной и превосходной степени и прибегать к умозрительным аргументам, я вступил на путь выражения своих мнений на языке чисел, весов и мер», – отмечал он.

В работах «Политическая арифметика» (1696), «Политическая анатомия Ирландии» (1672) дан подсчет населения Ирландии, его социально-экономическая характеристика; население как главное богатство страны, «человеческий капитал». Петти интересовался проблемами смертности, продолжительности жизни. «Малое народонаселение – вот подлинная бедность» (страна в 8 млн. чел. в 2 раза богаче, чем в 4 млн. чел.) – подводил он итог.

С ростом капитализма проблема соотношения роста населения и общественного развития вновь вышла на первое место. Экономический закон роста населения как закон взаимосвязи роста населения и воспроизводства рабочей силы сформулировал А. Смит: «Спрос на людей, как и спрос на всякий товар, регулирует производство людей, ускоряет его, когда оно происходит слишком медленно, задерживает, когда оно происходит слишком быстро. Именно этот спрос регулирует и определяет размножение рода человеческого решительно во всех странах мира, в Северной Америке, Европе и Китае; он вызывает бурное размножение людей в первой, медленное и постепенное во второй и держит население на стационарном уровне в Китае».

А. Смит назвал 4 фактора, обуславливающих рост народонаселения:

- степень разделения труда и масштабы накопления капитала;

- размеры территорий, используемых для сельскохозяйственного производства, эффективность ее использования;

- уровень потребления населения;

- степень удовлетворения потребностей населения в продовольствии за счет внешней торговли.

Таким образом, Смит видел в населении как производителя, так и потребителя материальных благ.

Мысль А. Смита о взаимосвязи роста населения и ограниченности земельных ресурсов («закон убывающего плодородия почвы») была высказана ранее шотландским фермером Д. Андерсоном в ХУШ в., далее была развита Д. Рикардо. Он сформулировал положение: существует давление населения на средства существования, истощение земли приводит к росту стоимости продуктов, что фактически снижает реальную заработную плату.

Общий вывод А. Смита и Д. Рикардо: численность населения и темпы роста складываются как своеобразная производная экономических и природно-климатических факторов. Отсюда опасность перенаселения.

В ХУШ веке широкую известность получила книга Т.Р. Мальтуса (1766 – 1834), английского священника и экономиста, «Опыт о законе народонаселения и его воздействие на улучшение общественного благосостояния с замечаниями на исследование господина Годвина, Кондорсе и других авторов» (1798). По существу, это первая в науке теория народонаселения, хотя и вызывающая острую критику до настоящего времени.

Теория Мальтуса была направлена против тех мыслителей, которые видели источник бедствий (нищета масс, безработица и т.д.) в социальных беспорядках, созданных капитализмом. Например, Голдвин В. доказывал это, а также зависимость народной нищеты от видимой «нищеты природы». Мальтус считал, что рост народонаселения – причина социальных бедствий, экологических катастроф, политических потрясений.

Рост населения безграничен, поскольку любое биологическое существо имеет тенденцию к размножению быстрее, чем оно способно обеспечить себя необходимой пищей (геометрическая и арифметическая прогрессии). Человек, «который родился в уже занятом мире, в случае, если родители не могут его прокормить и если общество не нуждается в его труде, не имеет никакого права требовать даже маленькой порции пропитания. На великом банкете Природы для него не окажется прибора. Природа ему прикажет уйти и не замедлит добиться своего требования» – такова главная идея Мальтуса. В тот момент она была направлена против действовавшего с 1795 г. Закона о бедных, предусматривавшего помощь неимущим. Росту рождаемости, по мнению Мальтуса, есть два препятствия - естественный, безусловный тормоз – войны, эпидемии, природные катаклизмы, – и превентивные, предупредительные меры, которые в большинстве своем порочны – проституция, аборты, контрацепция, сексуальные извращения. Единственное, что допустимо, – это длительное безбрачие и целомудрие.

Два ключевых положения Т. Мальтуса:

- «закон убывающей производительности в сельском хозяйстве»;

- «принцип демографического давления на средства существования» («убывающей производительности последовательных затрат»)

входят как основополагающие в направление демографической науки, называемое мальтузианством.

Мальтузианство – совокупность концепций, рассматривающих рост численности населения как главную причину социальных бедствий, политических потрясений, экологических катастроф. Название произошло от Т.Р. Мальтуса, обосновавшего теорию народонаселения биологической природой воспроизводства населения и выдвинувшего методологический принцип демографической детерминированности общественного развития.

В превращении демографии в интегрированную науку огромную роль сыграла в Х1Х в. наука «статистики населения».

В 1855 г. французским ученым А. Гийяром был введен термин «демография». Он рассматривал демографию как науку в широком смысле слова – как «естественную и социальную историю человечества» и в узком – как «математическое познание населений, их общего движения, физического, гражданского, интеллектуального и морального состояния», или «математическую географию человеческого рода», описанную посредством чисел.

Итак, демография складывалась до ХХ в. как комплексная наука, вбирая достижения статистики, истории, медицины. В ХХ веке она вышла на современный уровень.

3.

В развитии современной зарубежной мысли просматривается влияние внутренних и внешних факторов – борьба идей, методов внутри самой науки, а также воздействие происходящих в мире и в странах демографических процессов.

С учетом важнейших критериев выделяются направления, учитывающие:

- метод;

- объект;

- масштаб исследования;

- период возникновения.

По методу различия состоят в акцентировке внимания на приемах, путях исследования – преобладание статистических, или социологических данных, рассмотрение демографии как «статистики населения», либо как системы наук. Прослеживается в этой связи изменение взглядов на предмет демографии: вначале рассматривается широко, как развитие человеческих популяций как в историческом, так и в естественном плане; позднее подход сузился: демография, отмечал Л. Ландри, – это изучение «человеческих популяций, главным образом их размеров, структур и развития в количественном аспекте».

Распространено рассмотрение демографии как части социологической науки (У. Мур).

Различия по объекту состоят в учете целого или частного моментов.

По масштабу и уровню исследований выделяются микродемографические теории народонаселения в различных срезах, подсистемах, например, в семье, домохозяйствах, а также макродемографические, изучающие их в рамках всего общества.

По периоду возникновения различаются: теории, возникшие в эпоху формирования капитализма, но распространенные и сейчас, модифицированные: неомальтузианство, биологический детерминизм демографического поведения, социальной капиллярности, а также новейшие теории, вызванные демографическими изменениями в мире и регионах, а также идеологическим противоборством двух систем: теории демографической политики, глобального демографического развития, международной стратегии регулирования населения, демографического перехода и демографической революции.

Возможность использовать тот или иной подход определяется целью и задачами исследований. Применение всех позволяет всесторонне проследить демографические процессы.

Традиционный для западной науки – технико-экономический подход к экономическим факторам – природным ресурсам, земле – добавлен капитал, инвестиции. Акцент перенесен на раскрытие зависимости между накоплением капитала и ростом населения. Используются (неоклассиками и неокейнсианцами) понятия экономической теории и демографии. Неоклассики за основу берут среднедушевой доход и рост населения, делают вывод, что рост населения приводит к снижению уровня жизни населения. Р. Нельсон – теория «ловушки равновесия». Применяется к развивающимся странам: прирост национального дохода покрывается («съедается») приростом населения, что стабилизирует доход на минимальном уровне. Вырваться из этого – через более высокие темпы накопления капитала, нежели роста населения. Вывод используется для разработки программ развивающихся стран: чтобы не допустить снижения жизненного уровня, ВВП (внутренний валовой продукт) должен ежегодно возрастать на 9%, не допуская роста народонаселения более чем на 3%. Реально норма накопления в развивающихся странах – 10%, население растет выше чем на 3%, значит, не существует реальной возможности выхода из бедности.

Базирующая на экономической теории рождаемости экономическая теория домохозяйства связывает интенсивность деторождения не непосредственно с экономикой, а с ее последствиями: оценкой человеком своего дохода, «стоимости» человеческого времени, «стоимости потерянных возможностей» женщины, оценки качества ребенка (его здоровья, образования).

По выводам этой теории, рост цены времени определяет падение полезности каждого последующего ребенка в развитых странах, а в развивающихся цена времени невысока (воспитывают ребенка все, не надеются на особые изменения), отсюда разная рождаемость.

Позитивность теории – исследования конкретно-прикладного характера на микроуровне. В то же время – невозможность подсчитать все «стоимости» на протяжении жизни семьи, не учитываются все мотивы репродуктивного поведения.

Оппонентом таких теорий выступает австралийский ученый Дж. Колдуэлл. Объектом анализа для него является многопоколенная патриархальная семья, в которой определяющую роль играют традиции.

На Западе также распространен социально-психологический подход к исследованию демографических процессов. Это теория «ценности и стоимости» детей (Э. Мюллер, США).

«Ценность» – способность к удовлетворению потребностей родителей с помощью детей; «стоимость» – затраты на рождение и воспитание их, взятые в субъективной оценке родителей.

«Семья в аграрном обществе, - пишет Э. Мюллер, - оценивает будущую семью выше, а их стоимость ниже объективного значения, что и обуславливает формирование в обществе идеала многодетности». Низкая «стоимость» детей в нем объясняется отсутствием различий в благах будущих и настоящих в аграрном обществе (в отличие от индустриального). Отсюда лишения при рождении ребенка не рассматривается как жертва, а завышение «ценности» – из-за надежд на помощь от них в старости. Чтобы изменить тип воспроизводства населения, необходимы экономические преобразования – вывод Мюллера.

Проблемы рождаемости рассматриваются в русле демографического подхода, это, так называемые, дивелопменталистские воззрения. Основная роль отводится различным технико-экономическим факторам:

- росту и уровню национального дохода на душу населения,

- урбанизации,

- индустриализации.

Действие этих факторов на изменение репродуктивного поведения населения и тип воспроизводства населения идет неравномерно, сложно, поэтому вычленить стадии демографического перехода, взяв один или два критерия невозможно.

Распространены теории стадийного характера развития демографических процессов, именно:

- концепции демографической революции,

- многофазного демографического перехода.

(А. Ландри, Д. Каугилл, Ф. Нотенштейн, Д. Ноан, А. Омран. При этом есть различие критериев выделения стадий, фаз динамики уровня рождаемости, уровень смертности, изменение возрастной структуры населения, движущих сил и демографического перехода).

Для развитых стран используется концепция «оптимума населения» (А. Саундерс, А. Сови).

С 30-50 гг. выдвигалась гипотеза о достижении оптимума численности населения, к которому оно стихийно стремится, и максимально доступным уровнем дохода на душу населения.

А. Сови выделил оптимумы населения:

- общий, обеспечивающий максимум среднедушевого дохода и жизненного уровня всего населения,

- экономический, выявляемый на основе предельной производительности труда и численности активного населения,

- статистический и динамический.

Поставлен вопрос об оптимальном темпе роста возрастной структуры населения. Показатель такой структуры, когда объем материальных благ, производимый активным населением, существенно превышает объем их потребления возрастными группами моложе 15 и старше 65 лет. Этот вывод берется как основа для расчета объема демографических инвестиций или расходов общества по обеспечению нетрудоспособного населения. При этом не берется в расчет распределение национального дохода между различными группами населения. Отсюда абстрактность понятия «среднедушевой доход».

Появление многовариантности оптимума с учетом природных ресурсов, состояния здравоохранения, окружающей среды, образования, основных показателей уровня и качества жизни. Над этим работают центры по изучению народонаселения США, Зап. Европы, Японии.

Поскольку роль демографических процессов в социально-экономическом развитии возросла, постольку существует потребность регулирования народонаселения как составной части экономической политики и национального развития. Основа демографической политики – теоретические концепции.

Концепции политики постоянно совершенствовались, наполнялись новым содержанием. Среди них – теории Б. Барельсона, М. Фридмена, адресованные развивающимся странам. Первое время – это было лишь направление снижения рождаемости и планирования семьи. С середины 70-х гг. – включение этих программ в планы социально-экономического развития. Шла координация различных программ и одновременно – совершенствование внутреннего единства их.

3 направления:

1. Структурное усложнение мероприятий, научно-исследовательских организаций, административных, бюджетно-финансовых, медицинских, юридических, информационно-пропагандистских и одновременно – разделение экономических, правовых и воспитательных мероприятий.

2. Включение в систему здравоохранения учреждений по охране материнства и детства, ликвидация ряда опасных заболеваний, улучшение качества детского питания и санитарной пропаганды.

3. Децентрализация управления, ориентация на сельскую или городскую общину как главного координатора и исполнителя программы.

Программы планирования семьи выполняются в 37 из 40 многонаселенных стран. Успешнее осуществляются там, где государство оказывает сильное влияние и население подготовлено к снижению рождаемости. Недостаточная эффективность – в силу расхождений программ с традициями и интересами населения.

Выделились три направления в трактовке социально-экономических мер регулирования демографических процессов в развивающихся странах:

1. предпочтение чисто демографическим мерам: мероприятия по изменению воспроизводства населения (П. Молдуин, С. Лоо). Такая политика направлена на уменьшение роста населения, изменение функций семьи, что является «основным фактором структурного развития экономики».

2. формирование социально-экономического развития, достижение такого уровня, который приведет к снижению рождаемости и смертности (Л. Таба, Э. Коул). Наука нужна лишь для разработки долгосрочных прогнозов развития населения. Демографическая политика направлена на некоторую корректировку воспроизводства населения, отсюда – второстепенность мероприятий по демографической ситуации.

3. Сформировалось в последнее десятилетие (С. Гольдштейн, П. Аралмс). Синтезирует предыдущие. Меры демографической политики сочетаются с социальными и экономическими. Цель – дать научную оценку деятельности государства и общественных организаций по достижению равновесия между воспроизводством населения, экономическим ростом и состоянием окружающей среды. Комплексность подхода в демографической политике.

Интерес к вопросам народонаселения существует в России давно. Демографические взгляды имели свою специфику, обусловленную особенностями развития страны – обширность территории, многонациональность населения, длительность существования феодальных пережитков, особенность политического строя, неравномерность развития через «прерывность и изменение типа цивилизации», как говорил Н.А. Бердяев.

О народах, населявших территорию Древней Руси, писал историк Геродот, Гиппократ (V в. до н.э.), географ Страбон (I в. до н.э.); секретарь посольства Багдадского халифа у болгар Поволжья Ахмед Ибн-Фалдан (Х в. н.э.). Последний описывал в записке «Руссы»:

«Я видел руссов, когда они пришли со своими товарами и расположились по реке; и я не видел более совершенных членами, чем они, как будто они пальмовые деревья; они рыжи, не надевают ни курток, ни кафтанов, но у них мужчина надевает кису (покрывало, плащ – З.П.), которою он набивает один из боков, и одну руку опускает из-под нее. Каждый из них имеет при себе неразлучно меч, нож и секиру; мечи же их суть широкие, волнообразные…

Они приходят из своей страны и бросают якорь в Итиль (Волга – З.П.), которая есть большая река, и строят на ее берегах большие деревянные дома; в одном же доме собирается их десять, двадцать, также менее или более. У каждого из них есть скамья, на которой он сидит вместе с красивыми его девушками».

В XVII веке проблемы народонаселения привлекали внимание Юрия Крижанича (1617-1683). Ученый, хорват, жил в России. Сосланный в Сибирь, написал ряд работ. В одной из них – «Из политических дум» – рассуждал об иноземных купцах: «А наибольший вред и разорение земли происходит от иноземной торговли в том случае, если какой-либо король допустит иноземным купцам пребывать или жить в его державе, держать лавки и склады и торговать всюду по земле.

Эти купцы во время дешевизны везде скупают наши товары, и своим иноземцам-соотечественникам рассказывают о всяких тайнах, не только торговых, но и политических, нарушают наши народные обычаи и завлекают наш народ в свои распутные, погибельные обычаи, соблазняют многих благочестивых и вводят их в душевную погибель; за все это король должен будет дать ответ перед богом…эти купцы являются причиной неисчислимых телесных и душевных ущербов и убытков. А дохода от них нет, кроме некоторых подарков, которые они дают царю, мы можем считать ни за что, потому что, сколько бы они нам своего имущества не дали, то в десять раз больше имущества вывезут вон из нашей страны…»

Царская обязанность: «учинить многолюдство, заботиться о мире, установить дешевизну, печалиться и заботиться о чести народной и о содействии общему благу».

Начало собственно демографических исследований в России связано с Д. Бернулли (1700 – 1782), который одним из первых в мире истолковал методы теории вероятностей для оценки эффективности мер по профилактике заболеваемости и снижения уровня смертности населения («Опыт нового анализа смертности, вызванной оспой», 1760) и как это влияет на порядок вымирания и среднюю продолжительность жизни.

В работе «О средней продолжительности браков при всяком возрасте супругов и о других смежных вопросах» (1768) – использовал принципы таблиц смертности при изучении длительности браков, рассчитал вероятность прекращения браков, среднюю его продолжительность в зависимости от возраста супругов.

Другой ученый Л. Эйлер (1707 – 1783) применил математические методы к демографическому анализу. В работе «Общие исследования о смертности и об умножении человеческого рода», впервые дал четкую формулировку порядка вымирания (положения, лежащего в основе любой таблицы смертности, - создал «метод Эйлера»). Дал основу теории размножения: прирост живущих равен превышению рождаемости над смертностью. Назвал три соотношения: численность населения постоянна, если число рождений равно числу смертей; население увеличивается, если число рождений больше числа смертей; население сокращается, если число рождений меньше числа смертей.

Исходил из неизменности процессов рождений и смертей, что в современной демографии назвали стабильным населением. Ввел понятие вероятной продолжительности жизни, указал на различия ее у женщин и мужчин, у городского и сельского населения. Отметил роль миграции при исследовании смертности.

Вопросами народонаселения занимался Татищев В.Н. (1686 – 1750), написавший многотомную «Историю Российскую». Первым в России создал труд по учету населения, - «Рассуждения о ревизии поголовной и касающемся до оной», выступал за единый текущий учет населения по единому переписному документу, за сокращение сроков переписи, повышение квалификации счетчиков. В браке видел основу воспроизводства населения, считал возможным разрешить женщине брак с 18 лет.

Специально задаче роста населения уделил внимание русский ученый-энциклопедист Ломоносов М.В. В 1750 г. он приступил к подготовке работы по экономической политике, в которой первая глава посвящалась сохранению и размножению народа. Важнейшие положения этой работы:

Рождаемость. Поставил ее в зависимость от возрастов супругов, выступил против обычая женить «малых ребят, к супружеской должности неспособных, на девках взрослых». Поздние браки женщин уменьшают число возможных рождений, а здоровью мужа-подростка наносят вред, «из-за чего бывают детоубийства с прижитым от другого ребенка и даже малолетнего мужа».

Разность возрастов супругов: невеста старше жениха – не более 2-х лет, жених – не более 15 лет невесты. Причина – женщины скорее старятся, особенно от частой беременности. Женщины «родят едва далее 45 лет, а мужчины и до 60 лет к плодородию способны».

Против принудительных браков: «где нет любви, ненадежно и плодородие… Несогласия, споры и драки вредят плоду зачатому и нередко бывают причиной безвременному и незрелому рождению». О желании вступить в брак спрашивать заранее, а не тогда, «когда они уже приведены в церковь к венчанию».

Отмена запретов на брак в четвертый раз.

О поведении белого и черного духовенства: неправильно запрещать жениться овдовевшим попам и дьякам и насильно постригать их в монахи. «Надо запретить монашество всем женщинам до 45 лет, а мужчинам до 50 лет», ибо «монашество в молодости не что иное есть, как черным платьем прикрыть блудодеяние и содомство, наносящее знатный ущерб размножению человеческого рода». В итоге будет приумножаться народ, меньше будет «беззаконно рожденных, следовательно, и меньше детского душегубства».

О снижении смертности. Учредить «богадельные дома для невозбранного зазорных детей приему», т.е. для внебрачных и подкидышей. Также «коли много есть столь несчастливых родителей, кои до 10 и 15-ти детей родили, а в живых ни единого не осталось» – составить книжку о повивальном искусстве, использовать рукопись великого медика Гофмана.

Против крещения в холодной воде: «невеждам попам физику толковать нет нужды, довольно принудить властью, чтобы всегда крестили водою летней.…Таких упрямых попов, кои хотят насильно крестить холодной водой, почитаю я палачами затем, что желают после родин и крестин вскоре и похорон для своей корысти».

Борьба с невоздержанностью народа и пагубность церковных праздников.

«Паче других времен пожирают у нас масленица и святая неделя. Мертвые по кабакам, по улицам и дорогам и частые похороны доказывают то ясно. А на Пасхе люди объедаются и опиваются. О том, что особенно много умерших в дни праздников, можно справиться по церковным запискам».

Кроме этих проблем М.В. Ломоносов писал об охране здоровья населения – выпускать больше лекарств, об эпидемических заболеваниях, несчастных случаях, убийствах. Борьба с ними содействует «сохранению и приращению подданных», без чего государство не будет сильным.

Радищев А.Н. (1749 – 1802) увеличение численности населения связывал с повышением культуры, развитием ремесел, привлечением к заинтересованному труду («дайте ему работу, но с работой и плату»), что приведет к росту их благосостояния, к улучшению питания и жилищных условий – к избавлению «от наготы и худыя пищи», к падению смертности («тогда птенцы его не погибнут»)

В сер. XIX века в русской литературе была подвергнута критике теория Мальтуса, особенно экономистом В.А, Милютиным («Мальтус и его противники», 1847г.). Лишь глубокий анализ всей жизни общества, писал он, позволит успешно развиваться демографии и всем наукам и позволит решать практические задачи народонаселения.

Ученые-естественники – Тимирязев К.А., Докучаев В.В., Костычев П.А., Измаильский А.А. отвергли вывод Мальтуса о «законе убывающего плодородия почв», показали возможности повышения продуктивности сельскохозяйственного производства.

В России многое сделано для развития этнодемографии – необходимой для России отрасли демографии. О народах России писали С.П. Крашенинников, И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Ф.П. Врангель. Этому способствовало создание в 1845 г. Русского географического общества с отделением этнографии; Общества любителей естествознания с отделом этнографии в 60-х гг. XIX в.

Наряду с учеными-путешественниками (Н.М. Пржевальским, П.П. Семеновым-Тянь-Шанским, Н.Н. Миклухо-Маклаем, и др.), проблемы демографии просматриваются в работах выдающихся историков: Соловьева С.М., Ключевского В.О., Костомарова Н.И.

О социальных корнях проблем народонаселения писали Чернышевский Н.Г., Плеханов Г.В., Ленин В.И., которые связывали их с законами капитализма.

Подъем демографической науки, несмотря на тяжелую обстановку в стране, отмечался в 20-х гг. Организованы Институт демографии АН УССР (1919г.), Демографический институт АН СССР (1930г.), проведена образцовая по тем временам перепись населения 1926 года. В период с сер. 30-х гг. до начала 60-х наблюдался спад в демографических исследованиях.

Возрождение отечественная демография пережила в начале 60-х годов. От проблемной лаборатории на экономическом факультете МГУ до создания в 1986 году Центра по изучению проблем народонаселения, интеграции отечественной науки в мировую – таков путь развития демографической науки в современной России.

 





Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.156.90.21
Генерация страницы за: 0.022 сек.