Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение правого статуса сословий. Табель о рангах Петра I

Возникновение и утверждение абсолютной монархии в России. Гос. аппарат при Петре I

Правовое положение крестьян и посадских людей по Соборному Уложению 1649г.

Соборное уложение 1649 г. – юридическое закрепощение крестьян. «Суд о крестьянах» (глава 11). 1) Бегство крестьян не освобождало их от крепостной зависимости. Бессрочный сыск. Они подлежали возвращению с их имуществом. Частновладельческие, переписные и отказные (фиксировали переход крестьян) книги. Все крестьяне, попавшие в эти книги вместе с прямыми и боковыми min до 3-4 колона становились крепостными. Для установления родства применялась пытка. 2) Курс на продворянскую политику. Если крестьяне убегут из вотчин бояр в поместье дворян, то их можно не возвращать, а если наоборот, то гос-во оказывало поддержку в розыске крестьян. 3) Для укрывателей беглых крестьян – штраф 10 руб. за каждого беглого, за каждый год проживания. 4) Вводился институт выкупа, если девушка выходила замуж в др. хоз-во, то за нее должны были заплатить.

Абсолютная монархия – форма правления, при которой монарху принадлежит вся полнота власти в стране. Для ее развития необходимо существование экономических, соц. и политических предпосылок.

В начальный период становления абсолютизма в России монарх в борьбе с боярской аристократией опирался на верхи посада, которые требовали ограничений конкуренции иностранных купцов. Т.о. купечество было заинтересовано в становлении АМ в стране. Зарождающийся абсолютизм, в свою очередь, поощрял развитие торговли и промышленности особенно в I четверти XVIII в. В результате развития экономики стало возможным содержать бюрократический аппарат и большую армию.

В XVII в. основой экономики все же остается феодальное хоз-во, которое было вынуждено приспосабливаться к рынку и товарно-денежным отношениям. Возрастает роль поместного хоз-ва и, соответственно, дворянство, на которое опирался монарх в борьбе с боярской и церковной оппозицией, выступавшей против усиления власти царя.

Монарх стремится консолидировать класс феодалов, укрепив тем самым свою соц. базу. Этот процесс был начат еще СУ 1649 г., где говорилось о правовом уравнивании поместья и вотчины, и закончен Указом Петра I «О единонаследии» 1714 г., отменой местничества и изданием Табели о рангах 1722 г.

Создание АМ сопровождалось более эффективным подавлением недовольства народных масс, для чего использовались армия, полиция, суд. Но решающим фактором все же стала борьба внутри классов феодалов.

Внешнеполитическими причинами установления абсолютизма стала необходимость восстановления политической и экономической независимости страны и выхода к морю. АМ была более приспособлена к решению этих задач нежели сословно-представительная.

Абсолютизм в России возник во II половине XVII в. С этого момента прекратили собираться Земские соборы, ограничивающие власть царя. Укреплялась приказная система, подчиненная только царю, было создано постоянное царское войско. Царь имел значительную финансовую независимость, получая доходы со своих вотчин. Снизилось значение БД, состав которой пополнился дворянами. Происходил интенсивный процесс подчинения церкви гос-ву.

Окончательно абсолютизм сформировался в I четверти XVIII в. при Петре I.

Функции БД 1701 г. перешли к «ближней канцелярии», которая координировала работу важнейших гос. органов. Лица, работавшие в ней назывались министрами, а их Совет – Конзилией министров. Окончательно БД перестала существовать с возникновением Сената 1701 г.

В I четверти XVIII в. АМ была закреплена законодательно. В 1721 г. в связи с победой Сенат и Духовный Синод преподнесли Петру I титул «Отца Отечества, Императора Всероссийского». Россия стала империей.

За 250 лет существования абсолютизма в России не оставался неизменным. В его развитии можно выделить осн. этапы. 1) АМ с БД (I половина XVII в.); 2) чиновничье-дворянская монархия (XVIII в.); 3) АМ 1861 - 1904 гг. 4) период 1905 – 1917 гг. АМ была свергнута в результате Февральской революции.

Гос. строй. Во главе гос-ва стоял монарх, которому принадлежала исполнительная, судебная власть. С подчинением церкви гос-ву он становится и главой церкви. В 1711 г. учрежден Сенат, в котором главную роль играло присутствие (Общее собрание сенаторов). При Сенате существовало несколько особых должностей, имевших важное значение в области гос. управления, в частности фискалы, которые должны были взирать за исполнением законов, предотвращать казнокрадство, взяточничество, хищение.

В 1722 г. была учреждена должность генерал-прокурора, которому надлежало осуществлять гласный надзор за деятельностью всех учреждений в т.ч. Сената.

Сенат сыграл большую роль в укреплении абсолютизма, сосредоточив в своих руках управление центральными и местными учреждениями. После смерти Петра I роль Сената стала постепенно снижаться.

До созданий Коллегий в России действовала система приказов (в 1699 г. было 44 приказа). Петр I стремился приспособить систему приказов к нуждам гос-ва (первоначально военным). Так были созданы Преображенский, Корабельный, Провиантский, Рейтарский и Иноземные приказы. Однако в новых соц.-экономических условиях приказы уже не могли удовлетворить все возрастающие потребности гос-ва. Помимо этого верхушка приказов, состоявшая из бояр и думских дьяков была настроена к начинаниям Петра I оппозиционно. С 1718 – 1720 гг. происходит перестройка системы приказов и создание коллегий, преимущество которых состояло в том, что компетенция их была строго очерчена, а структура – единообразна. Функции и внутреннее устройство коллегий определялись генеральным регламентом коллегий. В 1720 г. был образован на правах коллегии главный магистрат для рук-ва деятельностью магистратов, деятельность которого распространялась на городское население.

Реформа органов центрального управления содействовала дальнейшей централизации гос. аппарата. Однако она не была до конца последовательной; отраслевой принцип, положенный в основу разграничения компетенции, не был до конца выдержан. Коллегии не охватывали такие сферы гос. управления как почта, полиция, просвещение, медицина.

В I четверти XVIII в. происходит существенная перестройка местного аппарата. Она вызвана 1) антифеодальными выступлениями и, следовательно, необходимостью усиления карательного аппарата на местах; 2) необходимостью слаженного управления на местах с целью реализации правительственных мероприятий в сфере экономики, финансов и проч.

Преобразовательные мероприятия начались с городов. В Москве была учреждена Бурмистерская палата (1700г. - Ратуша), которая управляла посадским населением всех городов; ей подчинялись бурмистерские избы. Бурмистерская палата являлась также центральным казначейством. Указ 1702 г. отменил губных старост и передал их функции воеводам, которые должны были управлять совместно с особыми дворянскими советами. Т.о. в местное самоуправление вводилась коллегиальность. Указом 1708 г.вся территория России делится на 8 губерний, к 1714 г. их становится 11. ВО главе губернии стояли губернаторы, в руках которых находилась административная, судебная и военная власть. В 1713 г. с целью поставить деятельность губернатора под контроль дворянства были учреждены ландраты (советники). Губернии делились на уезды, которые возглавляли коменданты.

В 1712-1715 г. территориально-административное деление уже было следующим: вся территория гос-ва делилась на губернии, губернии – на провинции, провинции – на уезды (ликвидированы в 1715 г.). С 1719 г. территория гос-ва делилась на 45 провинций, которые являлись основными единицами управления и делились на дистрикты (округа).

Городское управление регулировалось регламентом Главного магистрата 1721 г. и Инструкцией городовым магистратам 1724 г. Городские магистраты являлись выборными коллегиальными учреждениями, куда входило, как правило, крупное купечество. Они обладали финансовыми полномочиями, собирали гос. сборы и пошлины, содействовали развитию образования, ремесла и торговли. Городское население было исключено из ведения администрации провинций.

В 1724 г. введены полковые дистрикты, которые территориально на совпадали с гражданскими. Цель создания – укрепить карательный аппарат на местах, а также перевести содержание армии в мирное время за счет местного населения. Такая система вносила большую путаницу в аппарат местного самоуправления, а также была весьма дорогостоящей.

Суд по-прежнему был феодальным: при определении наказания играла роль классовая принадлежность подсудимого. С укреплением абсолютизма возрастает роль царя в свершении правосудия.

Сенат также был судебным органом. Он подчинил себе Юстиц-коллегию и все судебные учреждения, входящие в систему.

Судебными функциями по отношению к своим чиновникам по должностным преступлениям обладали коллегии и приказы. В 1713 г. в губерниях были учреждены ландрихтеры, обязанностью которых было осуществлять судебное разбирательство. С 1719 г. территория страны была поделена на округа, в которых создавались надворные суды (всего в 10 городах). В качестве суда первой инстанции они рассматривали дела о должностных преступлениях, расследуемые по доносам фискалов, а также все уголовные и гражданские дела по месту нахождения суда (при отсутствии в городе нижнего суда).

Помещики занимались гражданскими и мелкими уголовными делами крестьян. Городское население судили магистраты и Главный магистрат. Политические дела рассматривались в Преображенском приказе Тайной канцелярии. Для духовенства судебными органами являлись Синод и духовных дел управители.

В 1722 г. была проведена судебная реформа. Упразднились нижние суды. В каждой провинции были созданы провинциальные суды. Надворные суды сохранились в качестве надзорной инстанции для провинциальных судов; только эти суды выносили приговоры по делам о преступлениях, за которые полагалась смертная казнь или каторга. Помимо гражданских был создан военный суд (кригсрехт). При каждом суде стоял аудитор, который наблюдал за законностью решений.

В тот же период была предпринята попытка отделения суда от администрации, однако условия для этого еще не созрели. Новшествами в судоустройстве были коллегиальность судов, а также контроль над судами прокуроров и фискалов.

В этот период гос-во стремится к правовой регламентации всех сословий: дворянства, духовенства, крестьян, городского населения.

Основа правого положения дворян – монопольное право на земельную собственность. Указ (О единонаследии» 1714 г. не только уравнял в правах поместье и вотчину, но и превратил поместья в наследственную собственность дворян. Указ о подушной переписи 1718 г. закрепил право дворян на платить подати.

Укреплению дворянской диктатуры способствовал Табель о рангах 1722 г. Все гос. должности занимали дворяне, служба которых при Петре I была пожизненной. Петровские указы требовали от дворян прохождения военной службы, начиная с солдатского звания, а также обучения за границей.

Только в 1762 г. Петр III манифестом «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» освободил дворян от обязательной военной и дворянской службы. Консолидации этого сословия способствовала «Жалованная грамота дворянству» 1785 г., согласно которой дворяне имели право использовать полезные ископаемые, найденные на территории их владений; они были освобождены от личных податей, телесных наказаний и получили право создавать сословные организации.

В период абсолютизма происходит процесс огосударствления церкви. Духовенство было важной политической силой в стране. Оно делилось на черное (монашествующее) и белое (несущее службу в церквах). Начатая Петром I церковная реформа не оправдала его ожиданий. В I четверти XVIII в. были проведены преобразования, свидетельствующие о начальной фазе секуляризации. С 1722 г. установлены жесткие правила вхождения в духовное сословие. С 1737 г. проводится мобилизация в армию безместного духовенства. В 1764 г. церковь была лишена всех вотчин, епархиальные архиереи и монастыри переводились на штатные оклады. Тем самым было ликвидировано феодальное землевладение церкви. Формально выход из духовного сословия был открытым, но желающих изменить статус практически не находилось.

Основную массу населения составляли феодально-зависимые крестьяне. Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и дворцовых.

Развитие экономики способствовало выделению из среды крестьянства торговцев и ростовщиков. Но основная масса крестьян несла повинности в пользу хозяина в виде барщины или оброка. Ежегодно крестьяне направляли по одному рекруту с 20 дворов. Кроме того, они работали на строительстве городов, верфей. В 1718 г. была введена подушная подать, которая ликвидировала такой разряд населения, как люди вольные и гулящие.

Различие между холопами и крестьянами стирается. Помещики в отношении крестьян обладали широкими полномочиями, более того, распоряжались ими как своей собственностью. Указом 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков под угрозой телесных наказаний и каторжных работ. Феодально-зависимыми были и гос. крестьяне.

В 1721 г. купцам было разрешено покупать селения (с крестьянами) и приписывать их к мануфактурам; так появились посессионные крестьяне. В результате секуляризации церковных земель возникли гос. крестьяне, которые несли в пользу гос-ва денежный оброк. Дворцовые (с 1797 г. – удельные) крестьяне принадлежали императорской фамилии.

Города развивались как центры торговли и промышленного производства. Гос-во, заинтересованное в преодолении экономической отсталости страны, предоставляло различные льготы. Особо привилегированное положение получили владельцы мануфактур.

Посадское население избирало свои органы самоуправления – магистраты. Кроме того, существовал городской сход (собрание населения). Согласно регламенту Главного магистрата 1721 г. посадское городское население делилось на знатных, регулярных граждан (которые делились на 2 гильдии) и «подлых людей».

Руководящие должности занимали крупные купцы.

Опубликованная в 1785 г. «Грамота на права и выгода городам Российской империи» поделила городское население на 6 разрядов: «настоящие» городские обыватели, купцы всех 3-х гильдий, ремесленники, записанные в цехи, иностранцы и иногородние, записавшиеся в мещане, именитые горожане, все остальное посадское население.

Мещане составляли большую часть городского населения и являлись податным сословием. Горожане имели свой сословный суд и органы местного самоуправления – общую городскую думу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Преступление и наказание по Соборному Уложению 1649 г | Общая характеристика эпохи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.