Метод
| Определение
| Формы, диапазон
| Экономический пример
| Преимущества и проблемы
|
|
|
|
|
|
1. Количественные методы прогноза
| Оценка будущего на основе прошлых данных с помощью математических и статистических методов
| Кратко- и среднесрочные
|
| Получение количественных данных на будущее. Учет прошлых данных. Необходимо детальное структурирование проблемы
|
Экстраполяция тренда
| Проекция конкретного временного ряда в будущее
| Краткосрочные
| Развитие сбыта или прибыли для определенного промежутка времени
| Невысокие затраты, быстрое получение данных. Резкие изменения тренда. Низкий потенциал раннего обнаружения
|
Прогнозы на основе индикаторов
| Оценка хода развития процесса, малозависящего от фирмы, на базе одной или нескольких предпосылок
| Краткосрочные
| В основном применяется в отраслях, выпускающих средства производства; оценка поступления заказов на основе анализа инвестиционного климата и поступления заказов в отраслях, потребляющих продукцию
| Более ранее обнаружение изменения тренда, чем при экстраполяции. Трудность в подыскивании подходящих индикаторов. Стабильность связей между индикаторами
|
Регрессионный анализ
| Метод определения направления и силы связи между независимыми и зависимой переменными
| Простая и многофакторная регрессия. Эконометрические модели. Краткосрочные
| Оценка доли рынка (зависимая переменная) при различных расходах на рекламу и цене (независимые переменные)
| Невысокие расходы. Взаимозависимость независимых переменных
|
2. Каче-
ственные
методы
прогноза
| Оценка, словесное
формулирование
будущего с помощью
знаний и интуиции. Как правило, оценки экспертов
| От среднесроч-
ных до долго-
срочных
|
| Подходит для комплексных проблем, плохо поддающихся структуризации. Нет необходимости в числовом выражении /сходных данных. Ограниченная объективность и надежность
|
Метод
Дельфи
| Форма опроса экспертов. при которой их анонимные ответы собирают в течение нескольких туров и через ознакомление с
промежуточными результатами получают групповую оценку интересующего процесса
| Долгосрочные
| Производство, сбыт
отрасли при различных величинах влияющих факторов, изменения общественных норм поведения
| Наглядность результатов, привлечение экспертов по интересующей проблеме, анонимность участников. Негибкая методика, высокая потребность во времени, тенденция к консервативным оценкам, непредсказуемость технических изменений
|
Сценарии
| Предсказание развития v, будущего состояния факторов, влияющих на предприятие и определе-
ние возможных действий предпринимателя
| Долгосрочные
| Исследования типа:
«Вертолет начала следующего столетия —
будущее коммуникационной техники —
будущее международ-
ных космических
исследований»
| Подходит для сложных комплексных проблем типа генерации идей новых продуктов или структурирования стратегического планирования диверсификации. Высокая субъективность оценок, трудность проверки процесса
|