Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировые финансы




Рис.3.6. Экономические последствия квот на импорт

Протекционистская политика, практика введения импортных квот, тарифные ограничения, «добровольные» экспортные ограничения, экспортные субсидии, «новый» протекционизм, роль торговых союзов, зон свободной торговли, ЕЭС, североамериканская зона свободной торговли

Количественные ограничения внешней торговли: квотирование и лицензирование. Преимущества и недостатки квот. Наиболее распространенной формой ограничения внешней торговли является квота или контингент. Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Рассмотрим в качестве примера экономические последствия квот на импорт (рисунок 3.6.).

 
 

 


 

При цене Pw объем импорта (Do-So). Sd+Q - общее предложение зерна на внутреннем рынке после установления квоты Q. Это приводит к росту внутренней цены до Pd, отечественное производство увеличивается до S, а спрос сокращается до D1. В результате потребители несут потери (a+b+c+d+e). Размер дополнительного выигрыша производителя составит область Q. Область (c+d) представляет собой либо доход государства, если лицензия продается, либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получают лицензии бесплатно. В любом случает этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии и теми кто их получает. Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны (b+c), т.е. результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояния идентичной. Разница лишь в том, что при введении тарифа государством всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.

Государство предпочитает использовать квоты как средство ограничения импорта, так как: 1) квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи путем снижения цен; 2) квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменения тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями; 3) использование квот делает внешнюю торговую политику более селективную, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.

Недостатки использования квот на импорт: 1) способствует монополизации экономики, ограничивает ценовую конкуренцию и, гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка; 2) способствует развитию коррупции (т.к. распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах).

 

Другие виды торговой политики. Добровольное ограничение экспорта. Добровольное ограничение экспорта (ДЕО) представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной - импортером, а страной - экспортером ДЕЭ являются не добровольными, а вынужденными; они вводятся место в результате политического движения страны - импортера, либо под угрозой применить более честные протекционные меры. Последствия такой меры для экономики страны-импортера носят еще более негативный характер, чем при и использовании тарифа или импортной квоты.

Несмотря на дополнительные потери, государство настаивает на введении ДЕО, т.к. будучи достаточно действенным инструментом количественного ограничения импорта и защиты внутреннего рынка, ДЕО раньше формировать не запрещались положениями ТАП. В настоящее время в рамках ГАТТ/ВТО поставлена задача отмены ДЕО к 2000 году.

 

Экспортные субсидии. Государство для защиты национальных производителей может поощрить экспорт нужен представления экспортных субсидий. В результате экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Экспортные субсидии могут быть прямыми (выплата дотаций производителю при его выходе на внешний рынок) и косвенным (путем льготного налогообложения, страхования и т.д.). В результате страна терпит потери.

В соответствии с правилами ГАТТ/ВТО применение экспортных субсидий запрещено. Но если они все-таки используются, то импортирующим странам разрешено принимать ответные меры путем взимания компенсационных импортных пошлин.

 

Демпинг. Антидемпинговые мероприятия. Распространенной формой борьбы на мировом рынке является демпинг, который может являться следствием государственной внешнеторговой политики, когда экспортер получает субсидии; во-вторых, может стать результатом монополистической практике дискриминации в ценах, когда фирма - экспортер, которая занимает монопольное положение на внутреннем рынке, при неэластичном спросе максимизирует доход, повышая цены, тогда как на конкурентом зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж.

В целях защиты они демпинга государство может вводить антидемпинговые пошлины если низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов, то возникает опасность злоупотребления антидемпингового законодательством, а превращения его в чисто протекционистский инструмент, что может увеличить цены импортных товаров и ограничить конец раньше на внутреннем рынке.

 

Международные картели. Международные картели - монополитические объединения экспортеров, которые путем обеспечения контроля за объемами производства ограничивают конкуренцию выгодных цен. Международный картель может получать большой дополнительный выигрыш за счет государств - импортеров, он зависит от эластичности спроса на продукцию картеля: чем ниже эластичность спроса, тем больше надбавка к цене, которую может установить картель над рынком не может быть долговечной, т.к. покупатели дорогого продукта и искать товары - субституты.

 

Экономические санкции и торговое эмбарго. Крайней формой государственного ограничения внешней торговли является экономические санкции, например, торговое эмбарго государством ввоза или вывоза товаров.

Целью введения эмбарго является не получение экономических выгод, а оказание давления на страну для достижения определенных политических целей.

Успех эмбарго более вероятен в том случае, если: 1) страна, вводящая эмбарго, имеет высокую эластичность экспортного предложения, т.е. может относительно безболезненно сократить объем своего экспорта;

2) у страны, против которой вводиться эмбарго, низкая эластичность спроса на импорт, т.е. она сильно зависит от внешней торговли; 3) если вводимые санкции масштабны.

Предпринимательский капитал.

 

4.1. Международное движение капитала и рабочей силы.

Вывозя средства за рубеж в виде кредитов иностранным партнерам или через организацию своего дела за границей, оставляя там свои деньги на банковских и других счетах или же покупая иностранные ценные бумаги и недвижимость — во всех этих случаях отечественный предприниматель осуществляет вывоз капитала из России. Капитал вывозит и российское государство, например, через предоставление другим странам займов. По этим же направлениям капитал ввозится в Россию, особенно в виде государственных займов. Любая страна мира вывозит капитал, например, путем открытия в зарубежных банках корреспондентских счетов своих банков. И каждая страна ввозит капитал из-за рубежа. Поэтому можно говорить о международном движении капитала применительно к любой стране, подразумевая двустороннее движение (но, отнюдь не подразумевая, что каждая страна ввозит капитала ровно столько, сколько вывозит).

 

Сущность и формы движения капитала. Международное движение капитала — это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции (инвестиции за рубежом).

Классификация форм международного движения капитала отражает различные стороны этого процесса. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах:

1. В форме частного или государственного капитала в зависимости от того, вывозится он частными или государственными организациями и компаниями. Движение капитала по линии международных организаций часто выделяется в самостоятельную форму. По приблизительной оценке, в 1995 г. вывоз капитала из России составил около 60 млрд. долл., в том числе в форме государственного капитала лишь 206 млн. долл., а остальное — в форме частного капитала.

2. В денежной и товарной формах. Так, вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или покупаемой там фирмы. Другим примером могут быть товарные кредиты.

3. В краткосрочной (обычно на срок до одного года) и долгосрочной формах (рис. 4.1.). В 1995 г. больше половины вывоза капитала из России приходилось на краткосрочную форму, преимущественно за счет экспортных кредитов.

 

 

 


Рис.4.1. Деление ввоза и вывоза капитала на краткосрочный и долгосрочный

 

Хотя депозиты в банках и средства на счетах в других финансовых институтах могут быть помещены на срок более года, их традиционно относят к краткосрочному капиталу. Прямые и портфельные инвестиции будут рассмотрены ниже.

4. В ссудной и предпринимательской форме (рис. 4.2.). Так, в 1995 г. Россия вывозила капитал в основном в ссудной форме, опять же преимущественно за счет экспортных кредитов.

Капитал в ссудной форме (ссудный капитал) приносит его владельцу доход в основном в виде процента по вкладам, займам и кредитам, а капитал в предпринимательской форме (предпринимательский капитал) — преимущественно в виде прибыли.

 

 

 


Рис.4.2. Деление ввоза и вывоза капитала на ссудный и предпринимательский

Прямые и портфельные инвестиции. Предпринимательский капитал включает прямые и портфельные инвестиции. Характерная черта прямых инвестиций, по определению МВФ, состоит в том, что инвестор владеет управленческим контролем над объектом (предприятием), в который инвестирован его капитал. Портфельные инвестиции такого контроля не дают. Они обычно представлены пакетами акций (или отдельными акциями), на которые приходится менее 10—20% собственного капитала фирмы, а также облигациями и другими ценными бумагами. В разных странах формальную границу между прямыми и портфельными инвестициями устанавливают по-разному, но обычно в указанных пределах.

Нужно вообще иметь в виду, что граница между прямыми и портфельными инвестициями во многом условна. Часто возможность управленческого контроля может дать весьма небольшой пакет акций (паев) фирмы, особенно если собственный капитал фирмы распределен между многими владельцами или если в руках владельца небольшой части капитала важная для фирмы технология и т.д. Нечеткость границы наблюдается в некоторых случаях и между предпринимательским и ссудным капиталом. Так, к прямым инвестициям относят займы родительских фирм своим зарубежным филиалам.

Через вывоз прямых инвестиций инвесторы учреждают за рубежом новую фирму (самостоятельно или с местным партнером); покупают существенную долю в уже действующей за рубежом фирме; полностью покупают (поглощают) эту фирму. За рубежом такие фирмы обычно называют зарубежными филиалами (англ. Foreign affiliates) родительских компаний (в России под филиалом часто имеют в виду то, что на Западе именуют отделением).

В свою очередь, эти филиалы подразделяются на отделения, дочерние и ассоциированные компании. Отделение (англ. Division, branch), хотя и регистрируется за рубежом, не является самостоятельной компанией с собственным балансом и полностью (на 100%) принадлежит родительской фирме, а потому не является юридическим лицом. Дочерняя компания (англ. subsidiary) регистрируется за рубежом как самостоятельная компания (т.е. является юридическим лицом) с собственным балансом, но контроль над ней осуществляет родительская фирма, в силу того что она обладает основной частью акций (паев) дочерней компании или же всем ее капиталом. Ассоциированная компания (англ. Associated company, associate) отличается от дочерней тем, что находится не под контролем, а под влиянием родительской фирмы за счет того, что той принадлежит существенная (но не основная) часть акций (паев).

В России отделениям, дочерним и ассоциированным компаниям соответствуют филиал, дочернее и зависимое общества.

К разновидности ассоциированной компании можно отнести и большинство совместных компаний, совместных предприятий (англ. Joint ventures), создаваемых на паях двумя или несколькими национальными фирмами (хотя среди них могут быть и иностранные) Узкий ассортимент продукции, короткий срок существования, совсем не обязательное иностранное участие — в этом отличие западного толкования термина «совместное предприятие» от российского.

К зарубежным филиалам иногда относят такие предприятия, в которых родительской компании не принадлежит ни одна акция (пай). Управленческий контроль над подобным подразделением родительская компания осуществляет через заключение соглашения, например через контракты на управление этим предприятием (особенно это относится к гостиницам), на совместное производство в рамках принадлежащего местному партнеру предприятия (через поставки сырья, технологии и т.д.), на совместную добычу сырья (англ. Production sharing) и др. В данном случае определяющим является не владение собственностью (частью собственности) этих филиалов, а существование контрактных отношений на базе кооперации. Для таких отношений употребляют термин «кооперационные соглашения» (англ. Cooperative agreements). Если имеют в виду и кооперационные соглашения, и совместные предприятия, то используют термин «стратегические союзы» (англ. Strategic alliances).

4.2. Понятие инвестиций. Инвестиционный климат. Виды инвестиционных риской и способы их оценки.

Понятие инвестиционного климата. Инвестиционным климатом (иногда предпринимательским) называется ситуация в стране с точки зрения иностранных предпринимателей, вкладывающих в ее экономику свои капиталы. Этот климат складывается из большого числа элементов (так называемых факторов риска), которые можно объединить в следующие группы:

1. Социально-политическая ситуация в стране и ее перспективы.

2. Внутриэкономическая ситуация и перспективы ее развития.

3. Внешнеэкономическая деятельность и ее перспективы.

Каждый фактор риска имеет свою долю и оценивается в баллах. Поэтому становится возможным количественное измерение, как отдельных групп факторов риска, так и инвестиционного климата в целом.

Понятие инвестиционных рисков и их оценка. Упомянутые выше группы факторов риска определяют ситуацию в самых важных для иностранного предпринимателя сферах жизни той страны, в которой он собирается вложить (или уже вложил) свой капитал. С точки зрения иностранного предпринимателя, это факторы, характеризующие различные виды риска, с которыми он сталкивается в зарубежной стране. В данном случае риск — это вероятность потери средств, вложенных потенциальным инвестором. Поэтому вместо термина «фактор риска» может употребляться просто «риск», а вместо социально-политической ситуации (внутриэкономической, внешнеэкономической) в стране и перспективах ее развития можно говорить о социально-политических (внутриэкономических, внешнеэкономических) рисках.

Социально-политический риск оценивается прежде всего исходя из того, насколько стабильна ситуация в стране с точки зрения социально-политических перемен, которые могут изменить экономическую политику страны настолько, что это приведет к заметной потере средств действующих в стране иностранных компаний. Аналогично можно определить и внутриэкономический, и внешнеэкономический риск.

Существует и чаще используется и другой подход к классификации рисков. Выделяют следующие три группы:

1. Политические риски (включая и некоторые социальные).

2. Финансовые риски, определяющие в основном платежеспособность страны с точки зрения предоставления ей и ее, юридическим лицам ссудного капитала.

3. Риски операций и в особенности:

а) риски для внешнеторговой деятельности (внешнеторговый риск);

б) риски для производственной деятельности (производственный риск).

Оценка рисков чрезвычайно важна для любого инвестора, но особенно для осуществляющего капиталовложения за рубежом, так как он попадает в незнакомую среду. Поэтому ему следует отчетливо представлять достоинства и недостатки систем оценки инвестиционного климата:

— подбор факторов риска и их доля в любой системе не могут быть полностью объективны. Поэтому целесообразно, сравнивать оценки риска, даваемые различными системами;

— при анализе факторов риска инвестору целесообразно уделить особое внимание тем из них, с которыми он будет сталкиваться чаще;

— все вышеуказанные системы оценки деловых рисков недостаточно конкретны и слабо специализированы по отраслям, в которых фирма намеревается осуществить инвестиции.

Учет рисков. Системы оценки рисков нацелены на то, чтобы помочь потенциальному инвестору лишь на начальной стадии инвестиционного проекта: при открытии фирмы за рубежом, когда нужно принимать решения типа «где» (выбор страны размещения капиталовложений), «как» (способ проникновения на рынок) и «когда» (в зависимости от предполагаемого срока жизни проекта); при уже функционирующей за рубежом фирме, когда требуется решать, нужно ли расширять ей свою деятельность на этом рынке, сбыт какой продукции там следует планировать и следует ли ей полностью или частично уйти с этого рынка. Возможны различные методы снижения рисков:

1) добавление «премии за риск» к стоимости проекта. Так, если уровень общего инвестиционного риска по стране составит 90—100 баллов (по 100-балльной системе), то инвестор обычно не закладывает в стоимость проекта существенной «премии за риск». Если этот уровень составит 80—89 баллов, то целесообразно реальную ставку дисконта (т. е. очищенную от инфляции) увеличить на 3 процентных пункта. Если же уровень ниже 60 баллов, то целесообразно добавить не менее 11 процентных пунктов к ставке дисконта. Возможна коррекция ставки через добавление «премии за риск» к стоимости авансируемого первоначального капитала или же к внутренней норме доходности;

2) создание (расширение) резервного фонда фирмы в качестве страховки от возможных потерь от инвестиционной деятельности за рубежом;

3) страхование от политического риска через частные страховые компании, а также через государственные и полугосударственные организации и службы. В США это Экспортно-импортный банк (ЕХIМ Ваnk) и особенно Корпорация зарубежных частных инвестиций (ОРIС), в России — Государственная инвестиционная корпорация и другие организации. Под эгидой Всемирного банка действует Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций, участником которого является и Россия. Наша страна имеет также несколько десятков соглашений с зарубежными странами о поощрении и взаимной защите капиталовложений;

4) подбор такого проекта, который явно нужен принимающей стране (с новой технологией, с экспортной направленностью) и поэтому будет «опекаться» за рубежом;

5) «перевод» риска, основанный на использовании неакционерных форм собственности;

6) диверсификация риска через географическое рассредоточение портфеля зарубежных активов фирмы.

Возможны и многие другие способы уменьшения риска, но наиболее распространенный состоит в том, что инвесторы просто воздерживаются от рискованных стран и проектов.

 

4.3. Прямые инвестиции и транснациональные корпорации

Как известно, международные корпорации представляют собой крупные объединения промышленных, торговых, транспортных или банковских фирм и компаний, деятельность которых выходит далеко за границы стран базирования и обеспечивает им благоприятные позиции в производстве, сбыте, закупке товаров и оказании услуг. Первые международные объединения предприятий возникли в 60— 80-е гг. XIX в. в сфере добычи, закупки и сбыта минерального сырья. По мере развития капиталистических отношений они образуются в различных секторах мирового хозяйства.

Во второй половине XX в. формы и характер деятельности международных компаний изменяется. Расширение сферы функционирования крупных корпораций до масштабов мирового хозяйства привело к тому, что международные объединения картельного типа, характерные для первой половины XX в., уступили место международным концернам и другим мощным производственным фирмам. Международные объединения нового типа не довольствуются деятельностью на ограниченных территориях, как это чаще всего происходило в колониальную эпоху, а руководствуются концепцией глобальной экспансии. Они рассматривают все мировое хозяйство как сферу приложения своего капитала.

Возникновение международных производственных формирований является закономерным результатом развития разделения труда и производственной кооперации (производственного предприятия). В самом деле, участие предприятий в разделении труда ведет к их специализации, которая сопровождается ростом концентрации производства и капитала, т.е. увеличением масштабов самих предприятий. Эта тенденция присуща всем без исключения хозяйствующим субъектам. Дело в том, что в условиях рыночной экономики концентрация является фактором выживания в конкурентной борьбе, обеспечивая снижение издержек производства, возможность наилучшего осуществления НИОКР, эффективную рекламу, минимизацию накладных расходов и других затрат. Вероятно, предела концентрации капитала нет. Осуществив увеличение производства в рамках своих стран, предприятия стремятся наладить выпуск товаров за рубежом. Вот здесь и появляется проблема создания международных производственных объединений. Как видим, причиной возникновения международных производственных формирований является традиционное стремление предпринимателей снизить издержки производства и получить сверхприбыль. В погоне за высокими доходами они выходят на мировой рынок, объединяются и направляют производственную, сбытовую, финансовую и социальную политику на использование природных и трудовых ресурсов в глобальных масштабах, на использование всего мирового рыночного пространства. Выход многих предприятий на мировой рынок обостряет конкуренцию между ними, что также побуждает предпринимателей концентрировать свои капиталы и производство в международном масштабе.

Статистика ООН первоначально в качестве международных корпораций рассматривала лишь крупные фирмы с годовым оборотом более 100 млн. долл., имевшие при этом филиалы или дочерние компании не менее чем в шести странах мира. В настоящее время к этим показателям, характеризующим международный статус фирмы, добавлен уровень процента ее продаж, осуществляемых за пределами страны базирования, а также доля заграничных активов в общей структуре активов.

В экономической литературе, исследующей проблемы развития международных корпораций, все они разделены на три группы. К первой относят так называемые транснациональные корпорации (ТНК), которые представляют собой крупнейшие компании преимущественно с однонациональным акционерным капиталом и характером контроля над деятельностью всей корпорации. ТНК осуществляют свою деловую активность в других странах с помощью организации там филиалов и дочерних компаний, обладающих самостоятельными службами производства и сбыта продукции, научно-исследовательскими центрами и т.д. Типичными примерами подобных международных корпораций являются американские фирмы «Дженерал моторс», «Форд», IВМ и «Эксон», швейцарский пищевой концерн «Нестле» и др.

Во вторую группу исследователи включают многонациональные корпорации (МНК). Это тресты, концерны и другие производственные объединения, которые являются международными фирмами не только по ареалу их деятельности, но и по контролю над ними. МНК объединяют национальные компании двух или более стран на производственной и научно-технической основе, которые принадлежат собственникам из этих стран. В качестве примера такой многонациональной корпорации может служить англо-голландский химикотехнологический концерн «Юнилевер», существующий с 1907 г., англо-голландский концерн «Ронял датч/Шелл», англо-итальянский резинотехнический концерн «Данлоп—Пирелли», итало-французский автомобильный концерн «Фиат—Ситроен».

Многонациональные объединения предприятий исторически возникли ранее транснациональных корпораций, но они не имеют столь широкого влияния, как ТНК. Видимо, это можно объяснить тем, что в фирмах различной национальной принадлежности ни одно из государств не занимает доминирующего положения в производстве, что бесспорно наблюдается в национальных корпорациях, размещающих свои активы за рубежом.

В третью группу международных корпораций входят так называемые международные корпоративные союзы, чаще всего выступающие в организационной форме консорциумов. Эти образования создаются на производственной, научно-технической и коммерческой основе и представляют собой специальные объединения промышленных, банковских и других концернов, создаваемых для решения крупных экономических задач. Классическим примером такого международного союза концернов является западноевропейский консорциум «Эрбас индастри».

При характеристике современных международных концернов важно не столько их происхождение, сколько место приложения капитала. Именно с этим связан тот факт, что в экономической литературе и на практике все группы международных производственных объединений чаще всего называются одинаково как транснациональные корпорации. Мы также будем употреблять этот термин как однозначный для всех групп международных корпораций. Но при этом следует иметь в виду, что, по классификации ООН, к транснациональным корпорациям относятся только те международные объединения, которые имеют филиалы и дочерние предприятия в шести или более зарубежных странах и при этом осуществляют координацию их деятельности.

В последнее время в западной научной и периодической печати стали употреблять термин «глобальные корпорации», который применяют к международным корпорациям, ведущим свою деловую активность в масштабах всего мира. На наш взгляд, упомянутые выше транснациональные, многонациональные корпорации и международные консорциумы и есть отдельные виды глобальных корпораций, действующих в нескольких странах. Таких же корпораций, которые функционировали бы во всех странах мира, на практике не существует, а потому и термин «глобальные корпорации» не имеет дополнительного содержания по сравнению с упомянутыми международными корпорациями.

Одновременно с изменениями географического базирования идет процесс отраслевой концентрации инвестиций транснациональных корпораций. По данным американского журнала «Форчун», примерно 80% продаж крупнейших ТНК мира сосредоточены в четырех отраслях промышленности — автомобилестроительной, нефтяной, химической и электронике. При этом международные фирмы проводят дифференцированную страновую отраслевую направленность своих зарубежных капитальных вложений. Как показала мировая практика, приоритетное значение в страновой инвестиционной политике ТНК придают вкладам в обрабатывающие отрасли промышленности развитых стран, а также новых индустриальных стран. Напротив, в других развивающихся государствах, особенно беднейших, международные производственные гиганты предпочитают осуществлять капитальные вложения в добывающую промышленность, а также увеличивать туда товарный экспорт. Следует отметить, что этот курс реализуется не только в отношении Анголы, Мозамбика или Намибии, но и всех стран, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза.

Обращает на себя внимание, что поток иностранных инвестиций из промышленно развитых стран не уменьшается. В 1993 г. они составили 195 млрд. долл. Из них 41% приходился на долю развивающихся государств. Это самый высокий процент за последние десятилетия, отмечается в отчете ЮНКТАД. Страны же Центральной и Восточной Европы в 1993 г. получили всего 5 млрд. долл., т.е. не более, чем одна Мексика. Так что опасения государств третьего мира, что капитальные вложения Запада пойдут на развитие реформ в бывших так называемых социалистических странах, оказались напрасными.

За последние десятилетия деловой активности транснациональных компаний произошли серьезные изменения. В начале своей деятельности они сложились как одноотраслевые структуры, а к 70-м гг. в США из 500 крупнейших монополии, в число которых входили и все американские ТНК, одноотраслевых осталось лишь 6%. Такая же картина наблюдалась в Англии, Италии и других крупных промышленно развитых странах. Сегодня транснациональные корпорации осуществляют свои операции во многих отраслях промышленности. Например, современные нефтяные ТНК превратились в крупные комплексы с большим удельным весом химического производства. В то же время химические международные компании развернули свою деятельность в металлургической, приборостроительной, текстильной, парфюмерной и других отраслях промышленности. Большую диверсификацию производства провел известный шведский автомобилестроительный концерн «Вольво», который имеет более 30 дочерних компаний в Швеции и несколько десятков за границей. Помимо автомобилей концерн производит автомобильные двигатели, моторы для катеров, продукты, в том числе пиво.

Переход к многоотраслевой структуре усиливает экономические позиции ТНК. Научившись вести многоотраслевое дело в своей стране, они потом используют этот опыт для внедрения в несколько отраслей зарубежных стран, что позволяет им проводить более успешно конкурентную борьбу с другими фирмами на территории принимающих стран.

Несмотря на то что на мировом рынке функционируют десятки тысяч ТНК, да к тому же многие из них выпускают однородную продукцию, тем не менее там четко проявляется тенденция к монополизации. Она особенно заметна в наукоемких отраслях производства, требующих огромных инвестиций и высококвалифицированных работников. Достаточно сказать, что 500 ТНК продают 76% всей продукции машиностроения, 80% электроники и химии, 95% фармацевтики. По прогнозам специалистов, к 2000 г. только 300 международных корпораций будут производить 75% мирового валового продукта.

Особенности современного этапа развития транснациональных корпораций проявляется не только в обострении конкуренции между ними, но, как свидетельствует практика, и в возникновении взаимных отношений сотрудничества, которые получили название стратегических альянсов. В рамках этих формирований транснациональные корпорации могут решать самые разнообразные задачи, встающие перед ними на всех трех основных рынках мира. Так, японская корпорация «Хитати Кэнки», производящая разнообразное строительное оборудование, заключила соглашение о взаимодействии по продаже гидравлических экскаваторов с американской фирмой «Дир» и «Фиат — Эллис» в Европе. «Бритиш петролеум» и «Мобил» подписали договор, в результате которого образовался альянс, контролирующий 10% продаж бензина в Европе, где он успешно соперничает с «Шелл» и «Эксон». Выигрыш от объединения потенциалов оценивается в 400—500 млн. долл. ежегодно. Начаты переговоры и между американскими нефтяными корпорациями «Тексако» и «Шелл ойл компани» (американское отделение концерна «Ройал датч/Шелл») по возможному слиянию в сфере нефтепереработки и маркетинга топливных продуктов на территории США. Этот союз корпораций будет контролировать 15% продаж автомобильного бензина в США, а объем его экономии составит 600—700 млн. долл. в год. Ведутся переговоры о заключении союзов и другими корпорациями.

Тенденция к созданию стратегических альянсов набирает силу, и не исключено, что эти образования в ближайшем будущем будут перерастать в более прочные союзы транснациональных корпораций. В этом случае произойдет их перерастание в многонациональные корпорации, но уже на новом, более высоком этапе их развития.

 

Экономические преимущества ТНК. Как указывалось выше, конечной целью транснациональных корпораций является присвоение прибыли. Для достижения этой цели у них имеется множество преимуществ по сравнению с другими участниками международных экономических отношений. Прежде всего — увеличение территории своего действия. Расширение сферы деятельности позволяет им иметь следующие преимущества: они ставят себе на службу природные и людские ресурсы, а также научно-технический потенциал других стран; проникают на рынки других стран «изнутри», минуя таможенные барьеры зарубежных стран приложения своего капитала; имея филиалы в разных странах, преодолевают ограниченность внутреннего рынка стран своей резиденции, увеличивая размеры предприятий и масштабы производимой продукции до наиболее прибыльного уровня.

Транснациональные корпорации получают преимущества не только от расширения территории эксплуатации, но и вследствие извлечения выгоды из разницы в экономическом положении стран приложения своего капитала. Имея филиалы и дочерние компании в разных странах, ТНК могут:

осуществлять быстрый хозяйственный маневр, сосредоточивая те или иные производства в странах с дешевым сырьем и низкими ставками заработной платы;

стремиться получать высокие прибыли в странах, в которых существует низкий уровень налогообложения;

оптимизировать свои производственные и сбытовые программы применительно к специфическим условиям разных национальных рынков;

манипулировать балансами своих заграничных филиалов и дочерних компаний, подчиняя их политику доходов и расходов интересам центральной штаб-квартиры.

Преимущественной чертой развития транснациональных корпораций является развитие в их рамках внутрифирменных отношений. Так, широкое распространение получила внутрифирменная торговля между отдельными филиалами и дочерними компаниями ТНК, расположенными в разных странах, которая по своей форме является международной торговлей. Внутрикорпоративный торговый обмен между различными подразделениями транснациональных фирм ограждает их от влияния международной конкуренции, тем самым оказывая большое воздействие на весь товарооборот.

Кроме того, внутрифирменный обмен позволяет транснациональным корпорациям избегать воздействия тарифных барьеров при импорте в страну своего базирования товаров, произведенных ее филиалами и другими подразделениями. ТНК нередко освобождаются от уплаты пошлин на ранее вывезенные материалы.

ТНК получают немалые преимущества и от того, что внутрикорпоративные коммерческие отношения они осуществляют на базе так называемых трансфертных цен. Внутрифирменные трансфертные цены — это такой вид цен, которые получили широкое распространение при обмене товарами и услугами в рамках международных корпораций. Как правило, конкретные данные об этих ценах составляют коммерческую тайну, так как их уровень значительно отличается от цен при поставках такой же продукции между независимыми предприятиями, не входящими в структуры транснациональной корпорации. По некоторым данным, трансфертные цены примерно в 3—4 раза ниже обычных мировых цен на такие же товары.

В условиях расширения производственной деятельности транснациональных корпораций роль внутрифирменных трансфертных цен как инструмента международного обмена неизменно увеличивается. ТНК используют эти цены для такого калькулирования издержек производства и других экономических показателей, которые позволяют минимизировать доходы, с которых необходимо выплачивать налоги, а также финансировать деятельность одних подразделений ТНК за счет других. Следует подчеркнуть, что по каналам международного внутрифирменного оборота в настоящее время проходит одна треть мировой торговли. Это означает, что ТНК заметно изменили характер мировой торговли, третья часть которой осуществляется не между обособленными собственниками, а внутри транснациональных корпораций.

Таким образом, транснациональные корпорации, формируя межнациональные производственные комплексы, получают возможность шире использовать преимущества международного разделения труда и международной кооперации производства и оказывать глубокое влияние на весь характер международных экономических отношений, в том числе и на состояние мировой торговли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.