Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы взаимозаменяемости




Краткий конспект лекций по дисциплине

Московский государственный строительный университет

Федеральное агенТство по образованию

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственная власть и принцип разделения властей в РФ

Принцип разделения властей

Законодатель­ная власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реали­зуемая коллегиально путем издания законодатель­ных актов, а также наблюдения и контроля за ис­полнительной властью

Ведущее положение парламента в системе госу­дарственной власти и управления называется парла­ментаризмом.

Исполнительная власть — это вторичная, под­законная ветвь государственной власти, деятель­ность которой направлена на обеспечение исполне­ния законов и других актов законодательной, влас­ти.

Судебная власть значительно отличается от за­конодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимает­ся управлением. Но, осуществляя государственную власть в особой форме — форме правосудия, суд не изолирован от других ветвей власти. Он применяет законы, изданные парламентом, другие норматив­ные акты органов государства, а исполнительная власть реализует его решения (тюремное содержание преступников). Правосудием называется деятель­ность суда по вынесению правового суждения о зако­не и правах сторон.

 

 

 

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

 

 

Президент РФ, не входит не в одну из ветвей власти, однако имеет больше полномочий в исполнительной сфере
Государственная власть в рф

Высшим органом исполнительной власти в РФ является ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ.
Законодательную власть в РФ осуществляет парламент РФ –Федеральное собрание которое состоит из государственной думы (нижняя палата парламента) и Совета Федерации (верхняя палата парламента)
Судебную власть в РФ осуществляют суды РФ. Высшими судами РФ являются Верховный суд, Высший арбитражный суд, Конституционный суд

 

 


Итак, все по порядку.

Президент Российской Федерации является главой государства, но не входит и не возглавляет не одну из ветвей власти, а стоит над ними, координирует их работу, он если так можно выразиться дирижер, руководящий оркестром. Но про президента позже.

 

 

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

 

Государственная Дума избирается сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

 

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

 

1. К ведению Государственной Думы относятся:

 

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой <13>;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

 

 

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

 

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

 

Конституционный суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом; дает толкование Конституции Российской Федерации; решает дела о признании неконституционными федеральных законов, нормативно-правовых актов правительства, президента, государственной думы и совета федерации.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

 

 

Общественное мнение часто выделяет и четвертую ветвь власти - средства массовой информации. Этим подчеркивается их особое влияние на принятие политических решении в демократическом обществе. С помощью средств массовой информации отдельные люди, группы, политические партии могут обнародовать свои взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В них публикуется информация о деятельности парламента, в том числе результаты поименного голосования по тому или иному вопросу, что является важным элементом контроля за деятельностью депутатов.

 

Гражданское общество и правовое государство

 

Идея гражданского общества появилась в новое время, в противовес всевластию государства. Концеп­цию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г. Ф. В. Гегель. Он определял гражданское общество как связь (об­щение) лиц через систему потребностей и разделе­ние труда, правосудие, внешний порядок (полицию и т. п.).

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

 

Признаки:

· Наличие в обществе свободных владельцев средств производства, т.е. частная собственность;

· Развитая демократия;

· Правовая защищённость граждан;

· Определённый уровень гражданской культуры;

· наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

· самоуправляемость;

· конкуренция образования их структур и отдельных групп лиц;

· свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

 

 

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

· Обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

· На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

· Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

· Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

· Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

· Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» — прочные структуры гражданского общества.

 

Пра­вовое государство – государство, которое во всей своей де­ятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая право­вую защищенность своих граждан.

Признаки:

· Верховенство закона – все от президента до обычного гражданина должны подчиняться и не нарушать закон.

· Принцип разделения властей в построении государственного аппарата

· Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

· Ответственность государства за незаконные действия

 

 

Политические партии

особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления.

 

Признаки партии:

· наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегии партии;

· наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипар­тийной жизни; наличие руководящих органов и пар­тийных функционеров;

· участие в борьбе за политиче­скую власть;

· фиксированное членство (хотя это и не является обязательным признаком).

 

 

Среди функций политических пар­тий выделяют:

1) политическую — овладение государственной властью с целью осуществления своей программы;

2) функцию социального представительства — вы­ражение в политической жизни интересов какого-то социального слоя либо стремление создать себе проч­ную опору в обществе;

3) функцию социальной интеграции — примире­ние интересов различных социальных групп, дости­жение консенсуса в обществе;

4) функцию политического рекрутирования — подготовка и выдвижение кадров для различных по­литических институтов;

5) идеологическую — разработка партийной идео­логии и программы;

6) электоральную — организация и участие в из­бирательных кампаниях;

7) набор новых членов в партию и их политиче­ское воспитание.

 

 

Классификации партий:

По организации:

Массовые (стать членом достаточно легко) и кадровые (строго фиксированное членство, барьеры для получения членства в партии, количество членов партии ограниченно)

 

 

По степени участия в осуществлении государственной власти.

Правящие (те, которые находятся у власти) и оппозиционные.

 

По месту в политическом спектре общества

левые (выступа­ют за интересы трудящихся, социализацию произ­водства, создание основ социалистического общест­ва), правые (отстаивают неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, силь­ную государственную власть) и центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).

 

По идеологической направленности:

Консервативные, либеральные, социалистические, коммунистические, националистические, фашистские и пр.

 

Совокупность всех существующих и действующих е стране партий называется партийной системой.

Партийные системы могут быть:

Однопартийные как, например, в СССР была одна партия, а все остальные были запрещены.

Двухпартийные, например, в США есть две партии, которые традиционно борются за власть – демократическая и республиканская партия, однако не запрещается деятельность других партий.

Многопартийные, т.е. за власть борются множество партий, как в России)))))))

Политическая идеология

 

Политиче­ская идеология - определяе­мая политическими интересами совокупность взглядов той или иной социальной группы на поли­тическое устройство общества.

 

Виды:

Либерали́зм

· свобода личности, не­ограниченность гражданских и политических прав человека, его личная ответственность за собственное благополучие.

· ограничение государственного вмешатель­ства в общественную и частную жизнь. простор частной инициативы, свобо­ды предпринимательства, неприкосновенности част­ной собственности, ликвидации регламентации эко­номической жизни

· равен­ство всех людей перед законом (равенство возмож­ностей), разрушения сословных и кастовых перегоро­док, создания неограниченных возможностей для социальной мобильности.

· реального обеспечения идеологического и политиче­ского плюрализма, терпимости к инакомыслию, раз­деления властей.

· правовое государство.

 

Классический либерализм XIX столетия проделал определенную эволюцию и сформулировал ряд но­вых идей и принципов, составляющих содержание неолиберализма. Неолиберализм несколько иначе понимает экономическую и социальную роль госу­дарства, включая в число его функций защиту свобо­ды предпринимательства, рынка, конкуренции от угрозы монополизма, разработку общей стратегии экономического развития, социальную защиту мало­обеспеченных групп и слоев населения.

Рассмотренные выше принципы либерализма ле­жат в основе организации жизни большинства запад­ных стран.

 

 

Консерватизм:

· отстаива­ет сложившиеся формы общественной жизни, тради­ционные духовные ценности, отрицает не только революционные изменения, но с известным недовери­ем относится и к реформистским попыткам переуст­ройства общества.

· Кон­серваторы не верят в неограниченные возможности человеческого разума и не испытывают оптимизма отно­сительно общественного прогресса.

· Неприемлема для консерватизма и идея социаль­ного равенства: иерархичность человеческого общест­ва предустановлена свыше, естественна.

· Важнейшей ценностью для консерваторов является противостоя­щий хаосу порядок, в поддержании которого огром­ную роль играет государство.

· Свобода не имеет абсо­лютного характера и тесно связана с ответственностью личности.

· Для консерваторов интересы государства, общества, социальной группы неизмеримо выше, первичнее интересов отдельной личности.

· Абсолютными ценностями для консерваторов выступают семья, религия, соци­альная стабильность. Верность им способна разре­шить все противоречия.

В последние десятилетия XX в. наметилась тен­денция сближения классического консерватизма с либерализмом, оформившаяся в неоконсерватизм. В его рамках приверженность рыночной экономике, уважение к свободе отдельного индивида сочетаются с защитой порядка, законности, семьи, религии, нравственных основ общественного устройства. От­ветственность за сохранение человеческого начала возлагается на самого индивида. Эта позиция не только поддерживает жизнестойкость и инициативу в отдельном человеке, но и снимает с государства социальные нагрузки. Государство должно лишь обес­печить необходимые индивиду жизненные условия Социально ответственная личность и политически стабильное государство — идеал неоконсерватизма. По многим положениям он приближается к класси­ческому либерализму XIX в.

 

С оциализм:

· На смену индивидуализму должна прийти совместная деятельность людей, основанная на общности интересов.

· равенство и социальная справедли­вость.

· ликвидация частной собственности, передача всех средств производства в общенародную собственность. Результатом этого станет ликвидация социального неравенства и эксплуатации человека человеком, со­здание условий для гармоничного развития личности (в физическом, умственном и нравственном отноше­нии).

· Со временем отомрет и государство со всеми своими материальными атрибутами (армией, поли­цией и т. д.).

Уже в конце XIX - начале XX в. начинается обо­собление двух направлений в научном социализме -ортодоксального (марксистско-ленинского) и социал - демократического («ревизионистского»). Теоретиком первого выступил В. И. Ульянов-Ленин, разработавший учение об этапах социалистической революции, о необходимости насильственного слома «буржуаз­ной государственной машины» и установлении дик­татуры пролетариата. Осуществление на практике основ социалистической теории рассматривалось им и его соратниками как непосредственная политиче­ская задача. В это же время Э. Бернштейн, К. Каут­ский и другие теоретики социализма утверждали идеи о возможности мирного, эволюционного дости­жения общественного идеала, о связи идеалов спра­ведливого общественного строя со свободой и демо­кратией. Их учение о возможности реформирования буржуазного общества послужило идейной основой современной социал-демократии, в рамках которой тезис о неизбежности обострения классовой борьбы заменен концепцией социального партнерства в усло­виях стабильного политического развития. Идеоло­гия «демократического социализма» взята на воору­жение многими социалистическими партиями совре­менного мира.

 

 

Политическая культура

Политическая культураэто передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятель­ности, в котором соединены знания, убеждения и мо­дели поведения человека и социальных групп.

Важнейшими функциями политической культу­ры являются:

1) познавательная функция — формирование у граждан необходимых для участия в политической жизни страны знаний, взглядов, убеждений;

2) интегративная функция — достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей об­щественного согласия в рамках существующей поли­тической системы;

3) коммуникативная функция — установление различного рода связей между участниками полити­ческого процесса на основе общих для них ценнос­тей, а также передача политического опыта от поко­ления к поколению;

4) нормативно-регулятивная функция - форми­рование и закрепление в общественном сознании не­обходимых политических установок, мотивов и норм поведения;

5) воспитательная функция — формирование по­литических качеств, политическая социализация личности.

 

 

Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типы участия личности в поли­тике: полностью бессознательное (например, поведе­ние человека в толпе), полусознательное (политиче­ский конформизм — понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей со­циальной среды, даже в случаях расхождения с ней во мнениях) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей способность изменить свою роль и положение).

 

кафедра «Механическое оборудование и детали машин»

«Основы взаимозаменяемости»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.