КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура Организационной культурыТЕМА 1. Понятие, структура и содержание, основные компоненты организационной культуры. 1.1. Основные понятия курса “Организационная культура.” 1.2. Структура Организационной культуры. 1.3. Содержание Организационной культуры. 1.4. Системный подход к изучению Организационной культуры. 1.5 Четыре разновидности корпоративных отношений современной России. 1.1. Основные понятия курса "Организационная культура" Одной из задач топ-менеджера является формирование и поддержание культуры организации. Организационная культура - это совокупность идей, взглядов, ценностей, разделяемых всеми членами одной организации, которая задает людям ориентиры их поведения и действий. Идеи, взгляды, ценности могут быть абсолютно разными, в том числе и в зависимости оттого, что лежит в основе: интересы организации в целом или интересы ее отдельных членов. Ценностные ориентации передаются сотрудникам через символические средства духовного и материального окружения организации - стиль поведения и общения, символику и традиции, стиль одежды. Разобраться с этим явлением нам поможет наш курс. При изучении курса "Организационная культура" мы должны давно знакомые термины и понятия рассматривать под углом зрения нашей дисциплины. Поэтому "управление" будет пониматься как "особый вид деятельности, который сводится не только к достижению целей организационно-экономической системы, но и представляет собой средство поддержания целостности социально-психологической системы организации, ее оптимального функционирования и развития".[1] Часто успешную деятельность организации напрямую связывают с ее культурой. Ведь главный показатель хорошего положения дел в организации– способность привлекать, заинтересовывать и удерживать талантливых сотрудников. Руководители организаций говорят, что культура – важнейший механизм, помогающий им повышать эту способность.[2] Как идентифицировать культуру? Можно ли создать культуру, соответствующую стратегии? Как управлять культурой и как изменить ее? Культура – это: 1) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом (античная культура, культура Древней Руси…); 2) сфера человеческой деятельности, связанная с искусством, литературой, просветительской работой… (деятели науки и культуры); 3) уровень развития чего-нибудь, степень соответствия образцам (культура речи, поведения, культура труда); 4) просвещенность, образованность, воспитанность.[3] Культура – это набор ценностей, убеждений и способов мышления и понимания окружающего мира, который является общим для всех членов организации и предлагается новым членам как правильный. Культура представляет собой не записанную и не материальную, но хорошо ощущаемую сторону деятельности организации. Культура затрагивает каждого, но часто не принимается во внимание.[4] Мы в этом курсе изучаем лишь "часть" явления культуры – уровень отдельной организации. Организацио́нная культу́ра — Совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации.
Предметом изучения курса "Организационная культура" являются явления культуры в деятельности организации.
Структура организационной культуры имеет два измерения: горизонтальное и вертикальное. А. Горизонтальное измерение характеризуется многообразием культурных форм, из которых можно выделить четыре. 1. Экономическая культура организации – результат ее экономического мышления. Экономическая культура включает: 1) культуру производства – культура организации труда, культура условий труда, культура средств труда и т.д.; 2) культуру распределения; 3) культуру потребления; 4) культуру обмена. 2. Социально-психологическая культура обусловлена механизмом мышления сотрудников. Социально-психологическая культура включает в себя множество компонентов, наиболее явные из них: 1) культура руководителей, сотрудников; 2) этическая и эстетическая культура; 3) культура поведения (мотивации); 4) культура коммуникаций; 5) культура разрешения конфликтов. В свою очередь, каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные: 3. правовая культура; 4. политическая культура. Б. Вертикальное измерение характеризуется тремя уровнями: 1) поверхностным – изучаются внешние проявления культуры; 2) подповерхностным – анализируются ценности и верования, восприятие которых носит сознательный характер; 3) глубинным – базовые предположения, трудно осознаваемые даже членами коллектива, скрытые, принимаемые на веру предположения, Помогающие воспринять характер изучающие культуру атрибуты (артефакты, провозглашаемые ценности и базовые представления). Некоторые исследователи рассматривают культуру организации Только на двух уровнях – поверхностном и глубинном (например, В.В. Козлов).[5] Поверхностный уровень организационной культуры. 1. Объективная культура: - технология работы; - архитектура; - место расположения; - интерьер; - рабочее место; - парковка для машин. 2. Субъективная культура: - логотип; - символы, лозунги; - традиции, ритуалы; - язык общения; - модели поведения; - мифология. Глубинный уровень организационной культуры (субъективная культура): - отношение к работе; - отношение к человеку; - ценностные ориентации; - верования, убеждения; - нормы и принципы. Объективная культура: - физическое окружение, создаваемое в организации; - само здание, его дизайн; - место расположения; - оборудование рабочих мест; - цвета и объем пространства; - удобство работы и отдыха; - комнаты приема; - стоянки для автомобилей и сами автомобили. Субъективная культура: - "герои" организации; - лидеры организации; - истории об организации и ее лидерах; - обряды и ритуалы; - язык общения и лозунги; - организационные табу. Управленческая культура: - стили руководства и решения проблем; - поведение руководителей. Любое исследование организационной культуры должно проходить исключительно на всех выделенных уровнях, поскольку сущность организационной культуры можно установить лишь на глубинном уровне– уровне базовых представлений, лежащих в основе деятельности организации. Установив их, можно понять смысл более поверхностных проявлений данной культуры и дать им соответствующую оценку.[6]
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |