Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура Организационной культуры

ТЕМА 1. Понятие, структура и содержание, основные компоненты организационной культуры.

1.1. Основные понятия курса “Организационная культура.”

1.2. Структура Организационной культуры.

1.3. Содержание Организационной культуры.

1.4. Системный подход к изучению Организационной культуры.

1.5 Четыре разновидности корпоративных отношений современной России.

1.1. Основные понятия курса "Организационная культура"

Одной из задач топ-менеджера является формирование и поддержание культуры организации. Организационная культура - это совокупность идей, взглядов, ценностей, разделяемых всеми членами одной организации, которая задает людям ориентиры их поведения и действий. Идеи, взгляды, ценности могут быть абсолютно разными, в том числе и в зависимости оттого, что лежит в основе: интересы организации в целом или интересы ее отдельных членов. Ценностные ориентации передаются сотрудникам через символические средства духовного и материального окружения организации - стиль поведения и общения, символику и традиции, стиль одежды.

Разобраться с этим явлением нам поможет наш курс. При изучении курса "Организационная культура" мы должны давно знакомые термины и понятия рассматривать под углом зрения нашей дисциплины.

Поэтому "управление" будет пониматься как "особый вид деятельности, который сводится не только к достижению целей организационно-экономической системы, но и представляет собой средство поддержания целостности социально-психологической системы организации, ее оптимального функционирования и развития".[1]

Часто успешную деятельность организации напрямую связывают с ее культурой. Ведь главный показатель хорошего положения дел в организации– способность привлекать, заинтересовывать и удерживать талантливых сотрудников. Руководители организаций говорят, что культура – важнейший механизм, помогающий им повышать эту способность.[2]

Как идентифицировать культуру? Можно ли создать культуру, соответствующую стратегии? Как управлять культурой и как изменить ее?

Культура – это:

1) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом (античная культура, культура Древней Руси…);

2) сфера человеческой деятельности, связанная с искусством, литературой, просветительской работой… (деятели науки и культуры);

3) уровень развития чего-нибудь, степень соответствия образцам (культура речи, поведения, культура труда);

4) просвещенность, образованность, воспитанность.[3]

Культура – это набор ценностей, убеждений и способов мышления и понимания окружающего мира, который является общим для всех членов организации и предлагается новым членам как правильный.

Культура представляет собой не записанную и не материальную, но хорошо ощущаемую сторону деятельности организации.

Культура затрагивает каждого, но часто не принимается во внимание.[4]

Мы в этом курсе изучаем лишь "часть" явления культуры – уровень отдельной организации.

Организацио́нная культу́ра — Совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации.

 

Предметом изучения курса "Организационная культура" являются явления культуры в деятельности организации.

 

Структура организационной культуры имеет два измерения: горизонтальное и вертикальное.

А. Горизонтальное измерение характеризуется многообразием культурных форм, из которых можно выделить четыре.

1. Экономическая культура организации – результат ее экономического мышления.

Экономическая культура включает:

1) культуру производства – культура организации труда, культура условий труда, культура средств труда и т.д.;

2) культуру распределения;

3) культуру потребления;

4) культуру обмена.

2. Социально-психологическая культура обусловлена механизмом мышления сотрудников.

Социально-психологическая культура включает в себя множество компонентов, наиболее явные из них:

1) культура руководителей, сотрудников;

2) этическая и эстетическая культура;

3) культура поведения (мотивации);

4) культура коммуникаций;

5) культура разрешения конфликтов.

В свою очередь, каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные:

3. правовая культура;

4. политическая культура.

Б. Вертикальное измерение характеризуется тремя уровнями:

1) поверхностным – изучаются внешние проявления культуры;

2) подповерхностным – анализируются ценности и верования, восприятие которых носит сознательный характер;

3) глубинным – базовые предположения, трудно осознаваемые даже членами коллектива, скрытые, принимаемые на веру предположения,

Помогающие воспринять характер изучающие культуру атрибуты (артефакты, провозглашаемые ценности и базовые представления).

Некоторые исследователи рассматривают культуру организации

Только на двух уровнях – поверхностном и глубинном (например, В.В. Козлов).[5]

Поверхностный уровень организационной культуры.

1. Объективная культура:

- технология работы;

- архитектура;

- место расположения;

- интерьер;

- рабочее место;

- парковка для машин.

2. Субъективная культура:

- логотип;

- символы, лозунги;

- традиции, ритуалы;

- язык общения;

- модели поведения;

- мифология.

Глубинный уровень организационной культуры (субъективная

культура):

- отношение к работе;

- отношение к человеку;

- ценностные ориентации;

- верования, убеждения;

- нормы и принципы.

Объективная культура:

- физическое окружение, создаваемое в организации;

- само здание, его дизайн;

- место расположения;

- оборудование рабочих мест;

- цвета и объем пространства;

- удобство работы и отдыха;

- комнаты приема;

- стоянки для автомобилей и сами автомобили.

Субъективная культура:

- "герои" организации;

- лидеры организации;

- истории об организации и ее лидерах;

- обряды и ритуалы;

- язык общения и лозунги;

- организационные табу.

Управленческая культура:

- стили руководства и решения проблем;

- поведение руководителей.

Любое исследование организационной культуры должно проходить исключительно на всех выделенных уровнях, поскольку сущность организационной культуры можно установить лишь на глубинном уровне– уровне базовых представлений, лежащих в основе деятельности организации. Установив их, можно понять смысл более поверхностных проявлений данной культуры и дать им соответствующую оценку.[6]

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способы решения размерных цепей | Традиционная корпорация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.