Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и технология завоза товаров в розничные торговые предприятия

Основанием для завоза товаров в розничное торговое пред приятие служит заявка. Она составляется по установленной форме. В ней указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т. д.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает заведующий или директор магазина, затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.

Товары могут доставляться в магазины и другие пункты продажи централизованным и децентрализованным методами.

Наиболее эффективный метод доставки товаров в розничные торговые предприятия — централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных торговых предприятий в согласованные сроки. Применение этого метода позволяет организовать более четкое снабжение магазинов товарами, не отрывает работников розничных торговых предприятий от выполнения их основных функциональных обязанностей. При рационально организованной централизованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила и транспорт, снижаются издержки обращения, товары завозятся ритмично по графикам,.

При централизованной доставке завоз товаров в розничную торговую сеть может осуществляться собственным транспортом поставщика или транспортом общего пользования. Если завоз товаров осуществляется автотранспортом общего пользования, то наряду с договором поставки, который заключается между поставщиком и покупателем, поставщик заключает договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов.

Оптовые предприятия и другие поставщики, осуществляющие централизованный завоз товаров, проводят следующие подготовительные мероприятия:

* анализируют расположение торговой сети, группируют предприятия розничной торговли по типам и объему товарооборота;

* рассчитывают грузооборот, оптимальные размеры поставки
и частоту завоза товаров, потребность в транспортных сред-
ствах и многооборотной таре и разрабатывают рациональные
маршруты доставки товаров;

* осуществляют подготовку механизмов, транспортных средств
и оборудования экспедиционных складов и предприятий рознич-
ной торговли для рационального выполнения операций, связан-
ных с доставкой товаров;

* устанавливают систему материальной ответственности сто-
рон за выполнение условий централизованной доставки;

* рассчитывают эффективность применения централизованной
доставки товаров и выявляют резервы ее повышения.

При определении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации, "среднедневной объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы. Так, хлебобулочные изделия должны завозиться в магазины ежедневно, другие продовольственные товары, имеющие небольшие предельные сроки реализации — не реже чем через два-три дня. Непродовольственные товары, а также продовольственные товары с длительными сроками реализации могут завозиться один раз в семь — десять дней.

 

где П — оптимальная партия завоза; Из. — издержки по доставке 1 партии; О — годовые поступления; Ихр — издержки по хранению товарных запасов

 

Количество заказываемых товаров должно полностью обеспечивать устойчивость ассортимента и бесперебойную их продажу до очередного завоза и вместе с тем исключать образование излишних запасов. При определении этого количества учитывают частоту завоза товаров и среднедневную их реализацию, неснижаемые запасы и остатки товаров на день завоза.

Если составляется заявка на завоз товаров сложного ассортимента (готовое платье, обувь и др.), то количество изделий по размерам, расцветкам и т. д. заказывают с учетом в продаже их удельного веса, выявленного по данным изучения спроса.

Определяя потребность в завозе скоропортящихся товаров, следует также учитывать емкость имеющегося в магазине холодильного оборудования.

Товары-новинки, которыми магазин ранее не торговал рекомендуется для начала заказывать небольшими пробными партиями.

Централизованная доставка товаров должна осуществляться по строго установленным графикам, представляющим собой расписание времени отборки и доставки товаров в магазины. В них указывают номера маршрутов, дни завоза, наименования торговых предприятий и их адреса, вид транспорта и часы доставки.

При составлении графиков учитывают размещение розничной торговой сети, объем завозимых товаров и периодичность их завоза, особенности эксплуатации используемого транспор та. Их согласовывают с товарополучателями.

Графики завоза бывают линейные и кольцевые.

Линейные маршруты используются для доставки товаров за один рейс в один магазин. По кольцевым маршрутам товары завозятся одним рейсом на несколько розничных торговых предприятий.

Маршруты доставки товаров разрабатывают с учетом территориального размещения сети розничных торговых предприятий. С этой целью составляют карту-схему размещения обслуживаемых оптовой базой розничных торговых предприятий и по ней определяют возможные транспортные связи между несколькими населенными пунктами, в которых расположены предприятия розничной торговли. При этом сначала составляют линейные маршруты, а затем формируют кольцевые. Маршруты составляются с учетом обеспечения оптимальных показателей работы транспортных средств.

Оптовые базы, осуществляющие централизованную доставку товаров в розничную торговую сеть, должны правильно определять потребность в транспортных средствах и многооборотной
инвентарной таре.

В основу расчетов потребности в транспортных средствах должны быть положены данные об объемах заявок розничных торговых организаций и предприятий, грузоподъемности транспортных средств и среднем количестве рейсов. Потребность в транспортных средствах должна отвечать требованиям безусловного выполнения разработанных оптовой базой графиков и маршрутов централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть.

Так, все более широкое применение находят технологические схемы процесса товародвижения с использованием тары-оборудования. Они предусматривают выполнение следующих основных операций:

* комплектование ассортимента товаров для каждого магазина и укладка их в контейнер;

* зачехление и пломбирование контейнера;

* доставка и передача опломбированных контейнеров и сопроводительных документов в экспедицию оптовой базы;

* группировка контейнеров по принятым маршрутам;

* оформление передачи загруженных контейнеров водителям транспортных средств;

* погрузка и крепление контейнеров в кузове транспортного средства;

* доставка контейнеров с товарами на розничное торговое предприятие;

* выгрузка контейнеров и перемещение их в зону приемки, хранения или в торговый зал магазина;

* оформление сдачи-приемки контейнеров с товарами;

прием, погрузка и доставка на базу порожних контейнеров.

Внедрение товароснабжения по этой схеме требует соответствующей подготовленности как оптовых предприятий, так и магазинов. В частности, оптовые базы должны располагать необходимым парком колесных контейнеров. Маршруты, в которые включены магазины, снабжаемые по технологической схеме с использованием тары-оборудования, должны обслуживаться
автомобилями, оснащенными борт-подъемниками. Соответствующим образом должны быть оборудованы места для приемки грузов в магазинах".

В последние годы многое сделано для внедрения тарыоборудования для доставки хлеба и хлебобулочных изделий, плодоовощной продукции, бакалейных и других товаров.

Наряду с тарой-оборудованием для доставки товаров в розничную торговую сеть используют специальную многооборотную ящичную и текстильную тару. При этом технологическая схема процесса товароснабжения будет отличаться от приведенной выше.

Для упрощения управления процессом товароснабжения могут быть использованы технологические карты, которые представляют собой детальную разработку важнейших составных элементов централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть. В них указывается не только день и время доставки товаров в магазин, но и номер автомашины, обслуживающей маршрут, фамилия водителя, размер партий товара и другие данные.

Оперативное управление товароснабжением розничной торговой сети возлагается на диспетчерскую службу.

 

4.. Организация товароснабжения розничной торговли
индустриально развитых стран (стр.76 Платонов)

Характерной особенностью поставок товаров народного потребления в развитых странах является снижение роли оптовой торговли. Функцию поставщиков товаров осуществляют промышленные фирмы, которые в свою очередь создают свои сбытовые фирмы.

В США, например, система товароснабжения может осуществляться в трех формах:

1. В промышленности по регионам создаются свои бюро или фирмы по сбыту продукции.

2. Розничная торговля сама осуществляет оптовые закупки товаров в промышленности (до 60 % непродовольственных

товаров массового спроса транзитом поставляется в розничную торговлю).

3. В розничной торговле создаются специализированные предприятия, которые занимаются закупкой и товароснабжением своих предприятий.

В США доля оптовой торговли в общем товарообороте составляет около 50 %, в ФРГ — 60, в Японии — 80 %. Небольшой удельный вес оптовой торговли в США объясняется тем, что промышленные концерны берут на себя функцию организации товароснабжения, что объясняется высокой степенью концентрации розничной торговли.

Специфика оптовой торговли США заключается в том, что она поставляет товары комплектно для определенной группы магазинов.

В Японии оптовые поставки в розничную торговлю осуще-
ствляются строго специализированно первичными и вторичными оптовыми фирмами. Первичные фирмы — это крупные предприятия, напрямую связанные с промышленностью и занимающиеся товароснабжением крупнейших универмагов и объединений супермаркетов. Вторичные (более узкоспециализированные) фирмы, получая товары от первичных фирм, осуществляют поставки мелким магазинам.

В США непрерывно растет доля товаров, поставляемых транзитом. Прямые поставки облегчают маневрирование ценами, снижают издержки, гарантируют свежесть и сохранность товаров.

В странах Западной Европы скоропортящиеся товары поступают в розничную торговлю как непосредственно от изготовителей, так и при посредничестве оптовой торговли. Здесь разработаны системы сбыта товаров, благодаря которым происходит корректировка объема и сроков их завоза. Так, по системе сбыта, разработанной в Нидерландах и широко применяющейся в Европе, объединения супермаркетов получают товары с центрального склада 2 раза в день: перед открытием магазина (овощи, молочные продукты, хлеб) и в течение рабочего дня (бакалейные и
другие товары). Заранее установленные графики завоза повышают эффективность работы магазина.

С целью более полного удовлетворения покупательского спроса разрабатываются типовые схемы товароснабжения и системы по регулированию товарных запасов на торговых предприятиях.

Оптимальные товарные запасы рассматриваются в качестве важнейшего критерия при оценке эффективности торговли в целом и труда работников торговли в частности. В США разработана система "Слим", при использовании которой товарные запасы снижаются на 25 % и численность персонала сокращается на 20 %. Необходимость в складских помещениях в магазине отпадает, 80 % площади магазина — это торговая площадь, на которой товары размещаются в соответствии с удельным весом в товарообороте.

Товароснабжение небольших магазинов организуется по франчизным договорам, впервые примененным в США, а затем получившим развитие в других странах. Франчизный договор прикрепляет небольшой магазин к крупному промышленному или торговому концерну или фирме. У франчизных предприятий — общая марка, централизованная реклама, поставка и т. п.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация товарного обеспечения розничной торговой сети | Участвует в преобразовании производственного ассортимента товаров в торговый
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 4430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.