Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Институциональные теории фирмы

Неоклассическая теория фирмы

В неоклассической теории фирма рассматривается как целостный объект, осуществляющий преобразование исходных ресурсов в продук­цию и привлечение этих ресурсов в производство. “Портрет”, или мо­дель, предприятия складывается из производственной функции, выража­ющей зависимость результатов производства от затраченных факторов, и конфигурации подпространства ресурсов, отражающего размеры и соотношение используемых факторов. “Поведение” предприятия – вы­бор объемов и структуры привлекаемых ресурсов и (тем самым) произ­водимой продукции.

Неоклассическое понимание предприятия (фирмы) как носителя ос­новной (производственной) функции – преобразования ресурсов в про­дукцию, продающуюся на свободном рынке, является в настоящее вре­мя общепризнанной, базовой в мировой экономической науке концепци­ей. Параметры производственной функции предприятия определяются теми конкретными технологическими процессами, которые используют­ся для производства продукции, а главная задача, которую решает фир­ма, действующая как на рынке ресурсов, так и на рынке продуктов, – найти такие объемы и соотношения ресурсов, которые позволили бы ус­тановить цену на продукцию, максимизирующую прибыль предприя­тия. При этом предполагается, что фирма выпускает такое количество продукции, при котором предельные издержки равны рыночной цене, что и является условием максимизации прибыли. Прибыль выступает здесь как форма выражения результативности, эф­фективности работы фирмы. Предполагается, что если предприятие не максимизирует прибыль, то оно рано или поздно будет исключено из числа агентов рынка в ходе естественного отбора, реализуемого меха­низмом рыночной конкуренции. Таким образом, фирма в неоклассичес­кой теории выглядит как “черный ящик”, в котором ресурсы трансфор­мируются в продукты в соответствии с характером производственной функции (выражающей технологическую зависимость последних от первых) и той внешней средой (рыночной структурой), которая опреде­ляла способ максимизации прибыли как целевой функции фирмы (со­вершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).

Все приведенные выше положения, характеризующие неоклассиче­скую теорию фирмы, могут быть сведены, по мнению некоторых исследователей, к двум основным, полностью отражающим общие предпосылки неоклассической экономической теории:

1) критерий принятия всех решений на уровне фирмы является един­ственным;

2) возможности получения и переработки поступающей из внешней среды информации неограничены.

В последнее время появился целый ряд модификаций, направленных на включение в анализ явлений неценовой конкуренции, воздействия ге­ографического положения фирмы на цены продуктов и ресурсов, а се­зонных колебаний производства – на занятость, учет проблем оптимиза­ции и управления запасами и т.д. Известен и целый спектр конкурирую­щих, дополняющих и сменяющих в разных обстоятельства друг друга вариантов целевой функции фирмы: кроме максимизации прибыли мак­симизация продаж, валового дохода, дохода на одного работающего, до­хода акционеров, различные многофакторные аппроксимации функции полезности, стратегические цели и т.д. Все эти модификации были есте­ственными реакциями на регулярно возникающие несоответствия меж­ду предпосылками и выводами неоклассической теории и практикой де­ятельности фирм.

Осмысление многообразных теоретических и прикладных проблем функционирования предприятия, в том числе и связанных с расхождени­ем двух указанных направлений, существенно облегчается при исполь­зовании идей, лежащих в основе иной теории, а именно, так назы­ваемой неоинституциональной экономики. Основная мысль этой тео­рии ассоциируется с именем Роналда Коуза: “... использова­ние механизма цен связано с определенными издержками. Фирма, внут­ри которой рыночный механизм заменен механизмом выработки и при­менения предписаний, избавлена от таких издержек (хотя, конечно, осу­ществляет затраты на управление, отличные от издержек использования механизма рынка)”. Издержки, связанные с использованием рыночного механизма, называются транзакционными издержками (от англ. transaction – сделка). В результате фирма как эмпирически фиксируемый фе­номен, как производственная организация возникает (и заменяет собой свободную куплю-продажу факторов производства) там и постольку, где и поскольку нерыночный механизм эффективнее.

Таким образом, в институциональной концепции фирма рассмат­ривается как организация, создаваемая людьми для более эффективного использования их возможностей. Связанные с приобретением нужных материалов и оборудования транзакционные издержки в случае образова­ния фирмы оказываются ниже, чем при производстве той же продукции без организации фирмы, что и объясняет существование предприятий. “Поведение” предприятия характеризуется особенностями заключения и исполнения контрактов с внешними организациями и работниками.

Институциональный вариант теории фирмы, в отличие от неоклас­сического, не делает акцент на предсказании поведения фирмы в соответ­ствии с существующей производственной функцией как формой выра­жения технологической зависимости между затратами факторов произ­водства и максимально возможным при соответствующей комбинации затрат выходом продукта. Здесь в центре внимания другое: объяснение существования и соответственно в дальнейшем сосуществования много­образных форм деловых предприятий, пределов их роста, возможных вариантов решения проблем мотивации работников, организации, кон­троля, планирования и др. С этой точки зрения институциональная вер­сия теории фирмы является как бы “мостиком” между стандартной нео­классической теорией и теориями управления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Краткий обзор значимых для теории управления теорий фирмы | Эволюционный подход
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.