Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макроокружение




Внешняя среда организации

 

Любая организация существует и тесном единстве с внешним окружением, которое играет большую роль в ее жизни, так как служит источником ресурсов, необходимых для поддержания дея­тельности. Организация получает сырье, энергию, информацию, человеческие и другие ресурсы из внешней среды, преобразует их в продукты или услуги, которые передает во внешнюю среду. Она нахо­дится в процессе постоянного обмена с внешней средой, обеспе­чивая тем самым возможность существования и развития.

Внешняя среда организации – часть организационной среды, представляющая собой совокупность всех внешних по отношению к границам данной организации объектов и факторов, оказывающих на нее то или иное воздействие.

Это воздействие может проявляться в различных формах, предостав­ляя благоприятные условия и возможности для эффективного фун­кционирования организации либо создавая угрозы для ее существования. Происхо­дящие во внешней среде изменения, возрастание ее сложности и неопределенности усиливают это воздействие.

Можно выделить две составляющие окружающей среды, по-разному влияющие на организацию: внешнюю среду косвенного воздействия (макроокружение) и внешнюю среду прямого воздействия (микроокружение).

 

Макроокружение (внешняя среда косвенного воздействия) – совокупность всех влияющих на данную организацию объектов и факторов, которые находятся вне границ организации и на которые организация не имеет возможности воздействовать.

В структуре макроокружения выделяются следующие составляющие (группы факторов):

– экономическая,

– политическая,

– правовая,

– социокультурная,

­– научно-техническая,

– природно-географическая,

­– международная.

 

Экономическая составляющая макросреды определяет общий уровень экономического развития, рыночных отношений, конку­ренции, т.е. экономические условия, в которых работают органи­зации. Ее параметры: размер валового национального продукта, темпы инфляции, размер ставки рефинансирования ЦБ, валютный курс, дефицит бюджета, уровень безработицы, “налоговое бремя” (доля налоговых сборов в ВВП), индекс потребительских цен, величина средней заработной платы и др.

Изменения этих макроэкономических показателей влияют на уро­вень жизни населения, платежеспособность потребителей, колеба­ния спроса, определяют инвестиционную политику, уровень цен, прибыльность и т.п. Тем не менее, отдельно взятая организация не способна влиять ни на валютный курс, ни на дефицит бюджета, ни на уровень безработицы. С изменением некоторых параметров организации, связанных с ее границами, и, в первую очередь, с увеличением ее размера, макроокружение видоизменяется. Например, очень крупный банк, в клиентуре которого сосредоточено большое количество предприятий-экспортеров, может оказаться способным влиять на валютный курс, и тогда это уже будет для него не макроокружением, а деловой средой (см. далее).

Политическая составляющая, представленная органами государ­ственной власти, а также партиями, блоками, группами и другими организациями, определяет цели и направления развития общества, его идеологию, внешнюю и внутреннюю государственную политику в различных областях, а также пути и средства, с помощью которых правительство намерено ее осуществлять. Конечно, наибольшую долю политической составляющей макросреды будет иметь государство как наиболее мощный “игрок” в любых иных отраслях: экономической, социальной, технологической и т.д. Разумеется, политическая система оказывает большое влияние на деловую активность отдельных организаций.

Организация должна иметь четкое представление, насколько стабильна политическая ситуация, предстоит ли смена политических партий и лидеров, об их программах, о том, какие направления деятельности и отрасли они будут поддерживать, на­сколько сильны различные группы лоббирования, каковы их инте­ресы и возможности влияния на принятие тех или иных законов и других нормативных документов. Понимание этого позволяет одним организациям воспользоваться благоприятными возможнос­тями для укрепления своих позиций, завоевания новых ниш, расширения сферы деятельности, роста, другим помогает избежать потерь или уменьшить их.

Подчас на первый взгляд бывает сложно разделить экономическую и политическую составляющие. Например, куда следует отнести политику государства в области внешней торговли? Критерий здесь таков. Если мы говорим о намерениях государства (а государственная политика – это реализация закрепленных на бумаге намерений – программ – в соответствующей области деятельности), то это политическая составляющая. Когда речь идет о результатах (скажем, платежном балансе во взятом нами примере), то это будет экономическая составляющая (или иная, в зависимости от того, о какого рода результатах идет речь). Поскольку намерения государства по вполне понятным причинам далеко не всегда совпадают с получаемыми результатами, разница между политической и прочими составляющими макроокружения оказывается достаточно четкой.

Правовая составляющая включает законы и правовые акты, устанавливающие допустимые нормы деловых взаимоотношений, права, ответственность, обязанности организаций, регулирующие деятельность, включая ограничения на отдельные ее виды, опреде­ляющие формы и методы защиты интересов и др.

От знания и соблюдения правовых норм зависит правильность заключения и выполнения контрактов, за­конность деловых операций, возможность решения спорных и других вопросов, связанных с деятельностью организации, которая осуще­ствляется в рамках существующего юридического “поля”.

Социокультурная составляющая представляет социальные процессы и тенденции, происходящие в обществе и влияющие на деятельность организации. Она включает существующие традиции, ценности, привычки, этические нормы, стиль жизни, отношение людей к работе, вкусы и психологию потребителей. В нее входят социальная структура общества, его демографические характеристики такие как уровень рождаемости, средняя продолжительность жизни, темпы ро­ста населения, миграция и т.п.

Социальная составляющая макросреды имеет очень важное значение для организации. Она влияет на уровень спроса, потре­бительские предпочтения, выбор рынков сбыта продукции; определяет основные параметры регионального рынка рабочей силы, от которого зависит выбор места расположения предприятия: на­личие необходимого количества работников, определенный уро­вень их образования и квалификации, соответствие возрастным и другим требованиям. Стремление к здоровому образу жизни изме­нившееся отношение к охране окружающей среды, появление но­вых традиций, ценностей и другие тенденции приводят к суще­ственным социальным изменениям в долгосрочной перспективе, что создает для одних организаций большие возможности для раз­вития, а для других – серьезные угрозы для существования

Научно-техническая составляющая включает научные и технологи­ческие факторы, развитие которых позволяет организации модер­низировать старую и создавать новую продукцию, совершенство­вать и разрабатывать технологические процессы. При этом организация может не только использовать результаты научных исследований и разработок, полученных в данной отрасли, но и заимствовать их из других областей деятельности. Научно-техни­ческий прогресс заключает в себе огромные возможности и значи­тельно обостряет конкуренцию.

Природно-географические факторы связаны с климатическими условиями, запасами природных ресурсов, экологической обста­новкой. Природные катаклизмы, изменения климата, появление озоновых дыр, усиление солнечной активности, ограниченность природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и другие гло­бальные проблемы оказывают все более существенное влияние на деятельность организации. Например, уменьшение запасов природ­ных ресурсов вызывает необходимость их вторичного использова­ния, разработки ресурсосберегающих технологий, заменителей сы­рья, традиционных материалов и видов энергии. Ухудшение экологической обстановки требует соблюдения экологических стан­дартов при производстве и эксплуатации продукции, утилизации отходов, строительства очистных сооружений, запрещения произ­водства отдельных видов товаров и т.п. Решение этих проблем в организации связано с вложением значительных средств на разра­ботку новых технологий, смену продукции, поставщиков сырья и материалов, охрану окружающей среды.

Создавая общие экономические, правовые, социальные и другие условия для деятельности, макроокружение по-разному влияет на различные организации. Степень влияния различных составляющих во многом зависит от особенностей самой организации, сферы ее деятельности, размера, отраслевой принадлежности, территориального расположения.

Компоненты макроокружения тесно связаны между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние. Изменение состояния одних компонентов оказывает воздействие на другие части макро­среды, что может привести к их изменению и усилению влияния на организацию. Так, ухудшение экономической ситуации, как правило, приводит к ухудшению социальных условий жизни. Эко­логическая среда может быть улучшена в результате изменения социальных требований. Законодательство испытыва­ет влияние со стороны определенных политических сил, заинтере­сованных в принятии тех или иных решений (см. также раздел 1.3).

Международный сектор деловой среды начинает оказывать прямое влияние на деятельность российских организаций. В пос­ледние годы появилась опасность конкуренции со стороны инос­транных фирм на российском рынке, вытеснения российских про­изводителей иностранными, обеспечивающими лучшее качество товаров, например, таких, как автомобили, компьютеры, бытовая электронная техника, ряд продуктов питания.

Крупнейшие в мире производители жевательной резинки американс­кая компания Wrigley’s, выпускающая Orbit, и датская Dandy, выпускаю­щая Stimorol, завоевав к 1997 г. свыше 90% российского рынка, практичес­ки поделили его, вытеснив другие компании. Сейчас эти фирмы начинают завоевывать и детский рынок жевательной резинки, выпустив аналогичные сорта для детей. При этом еще в 70-х годах в тогда советских Таллине и Ереване было организо­вано производство отечественной жевательной резинки. Несколько лет спустя в Ленинграде и Москве стали выпускать российскую жевательную резинку. Однако сегодня ее производство прекращено, поскольку отече­ственная продукция не выдерживает конкуренции с иностранными произ­водителями. На пути российских фирм, которые хотели бы работать в этой сфере, существует множество барьеров, препятствующих входу на рынок.

Если ваша организация еще не установила непосредственных отношений с международной средой, то они могут возникнуть при создании совместного предприятия, покупке акций вашей компа­нии иностранными инвесторами, выходе на зарубежные рынки, реализации совместных проектов, осуществлении поставок товаров из-за рубежа.

Перечисленные выше и другие виды международного взаимодей­ствия вынуждают менеджеров изучать влияние иностранных потреби­телей, поставщиков, конкурентов, особенности государственного ре­гулирования, новые правила, специфические приемы менеджмента.

Это способствует улучшению взаимодействия, помогает орга­низации приспособить свою продукцию к вкусам и желаниям за­рубежных покупателей и в ряде случаев противостоять иностран­ной конкуренции на отечественном рынке.

Всемирно известная компания McDonald’s, открывшая в Москве свой первый ресторан быстрого обслуживания в 1990 г., вряд ли могла предпо­ложить, что через пять лет на московском рынке у нее появится конку­рент — новая российская фирма “Русское бистро”. Кафе “Русское бистро” быстро стали популярными и нашли признание у посетителей. Уверенно войдя на рынок, фирма росла и расширяла свою деятельность, открывала новые рестораны в Москве и получала пред ­ ложения из других городов России и СНГ, а также дальнего зарубежья.

Будучи менеджером, изучайте деловую среду своей организа­ции. Обращайте особое внимание на те среды, элементы, которые, как показывает опыт, оказывают сильное влияние на деятельность организации, а также на те элементы, которые в любое время могут существенным образом измениться и повлиять на саму эту самую деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 16734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.