КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Межличностные коммуникацииКлассификация коммуникаций Коммуникации в менеджменте Личность и коллектив (микросоциум) в организации
Значение коммуникационных процессов в менеджменте невозможно переоценить. Коммуникации – связующий процесс. Качество обмена информацией будет напрямую влиять на степень достижения целей, поставленных перед организацией. Не случайно коммуникация в значительной степени пересекается с “координацией”, которую Анри Файоль предлагал рассматривать в качестве пятой основополагающей функции управления.
Коммуникация – это передача информации от одного субъекта другому. Коммуникации – это сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг – это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен. Коммуникация представляет собой процесс, связанный с межличностным и организационным общением при передаче информации как внутри организации, так и с внешней средой. Поэтому коммуникации можно разделить на внешние и внутренние. Внешние – это коммуникация между организацией и ее окружением. Факторы внешней среды оказывают всевозрастающее влияние на деятельность организации. Эти факторы (потребители, поставщики, конкуренты и т.п.) и определяют состав и содержание внешних коммуникаций. Более того, внешние коммуникации зачастую являются реакцией на меняющуюся характеристику внешнего окружения. Организации пользуются разнообразными средствами коммуникации с внешней средой: • с потребителями общаются с помощью разнообразной рекламы; • в налоговую инспекцию представляют письменные отчеты; • в сфере отношений с общественностью формируют свой имидж, осуществляют благотворительную деятельность; • с поставщиками используют их рекламу на материалы, сырье, комплектующие, заключают договоры о поставках (схема 4). Внутренние – это коммуникации между структурными подразделениями и отдельными сотрудниками организации. Межуровневые, вертикальные коммуникации в организациях. В рамках вертикальных коммуникаций информация перемещается внутри организации с уровня на уровень. При этом информация может передаваться по нисходящей и по восходящей. По нисходящей информация передается с высших уровней на низшие, выполняя роль прямой связи. Таким путем мастера получают план-задание на месяц, изменения в технологии, план вывода оборудования на ремонт и др. Коммуникации по восходящей, т.е. снизу вверх, выполняют функцию обратной связи, информируют руководителей о состоянии дел на нижних уровнях Таким образом мастера информируют начальника цеха о ходе производства, об уровне выполнения плана, об отклонениях от плана, о проблемах и возможных путях их разрешения. Эта информация по восходящей обычно передается в виде отчетов, предложений и объяснительных записок. Горизонтальные коммуникации. Организация состоит из большого числа подразделений, тесно взаимосвязанных между собой. Координация деятельности всех подразделений помимо нисходящей и восходящей вертикальной информации нуждается в горизонтальных коммуникациях. Общая тенденция заключается в усилении роли непосредственного координирования действий несоподчиненных подразделений организации. Именно информация, проходящая по горизонтальным коммуникациям, т.е. коротким каналам связи, обеспечивает качество поступающей информации (достоверность и своевременность). Она формирует равноправные отношения между партнерами и поэтому является важной составляющей удовлетворенности работников организации. Рассмотренные вертикальные и горизонтальные коммуникации действуют в рамках официальной структуры организации по линии формальной иерархии подчиненности и делегирования полномочий, а также по линиям формальной подчиненности горизонтального взаимодействия. Однако внутри организации существуют и играют важную роль неформальные коммуникации, которые действуют в рамках неформальной структуры. К их числу относят, например, слухи, прошедшие по системе тайного сообщения. По каналам слухов информация передается гораздо быстрее, чем по каналам формальных коммуникаций. Нередко руководители используют неформальные коммуникации для запланированной утечки информации или сведений вроде “только между нами”. К числу таких слухов относится информация о крупных грядущих преобразованиях в организации: слияние отделов, сокращение персонала, структурных преобразованиях и т. п. Как показывают исследования, менеджеры большую часть своего рабочего времени тратят на коммуникации. Коммуникация – ключ к эффективности управления. Коммуникации – устные и письменные, формальные и неформальные – идут по многим каналам и в различных направлениях. Администрации необходимо так осуществлять передачу общего курса, директив, целей и задач, чтобы все служащие их поняли и приняли. Чтобы держать людей в руках и контролировать их, нет лучшего управленческого средства, чем понимание. Окончательная проверка коммуникации выражается в том, дает ли она требуемые результаты быстро и правильно. Коммуникация – это трансплантация идеи. Практически любая область человеческих усилий вертится вокруг попыток людей внедрить идеи в сознание своих коллег. Информационный взрыв не делает положение проще. Каждый день появляются новые идеи, которые нужно передать. Человек, у которого появилась идея, решает ею поделиться. Затем идея кодируется в какой-то форме письменного, устного или иного языка, который может быть передан символами, звуками или другими средствами выражения. К сожалению, почти никогда не получается замкнутой цепи от передатчика к приемнику. В промежутке подстерегают помехи всех видов, готовые исказить сообщение. Отвлекающий шум и другие отвлекающие моменты могут изменить исходную передачу. Различия в восприятии – это проблема, на которую часто не обращают внимания. Одно и то же сообщение может иметь разный смысл для людей с разным опытом или образованием. Стремление к точности иногда требует дополнительных усилий, но обычно сберегает время в дальнейшем. И наконец, независимо от человеческого фактора язык сам по себе создает трудности. Когда сообщение воспринимается посредством глаз, ушей или эмоций второго человека, оно передаются в мозг, где язык декодируется. Окончательное впечатление порождает полученную идею, которая точно соответствует первоначальной идее лишь в теории. В реальной практике на каждом шагу расставлены ловушки, мешающие четкой коммуникации. Как заметил Льюис Кэрролл, автор “Алисы в Стране Чудес”, “одно из величайших чудес в мире – процесс точной передачи значения от одного разума к другому”. Последним важным элементом коммуникационного процесса является обратная связь, появляющаяся в результате обмена участников процесса ролями. Обратная связь – это ответ получателя на послание, позволяющий отправителю узнать, дошло ли послание до адресата и в каком значении. Получатель становится отправителем, и наоборот, отправитель – получателем. Таким образом, весь цикл повторяется вновь, но уже в другом направлении.
Межличностная коммуникация имеет огромное значение для эффективного управления. С одной стороны, огромное количество своего времени руководитель тратит на разговоры. А с другой, во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей в рамках различных ситуаций; во-вторых, межличностная коммуникация является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью. Причины возникновения преград или шумов, встречающихся в межличностной коммуникации, принято группировать следующим образом: – связанные с неправильным восприятием, – связанные с семантикой исходного сообщения, – использование в обмене невербальной информации, – неэффективная обратная связь и плохое умение слушать. Преграды, обусловленные восприятием. Руководитель должен иметь представление о процессе восприятия, поскольку именно это определяет реальность для индивида. Люди реагируют не на то, что в действительности происходит в их окружении, а на то, что воспринимается как происходящее. Учет факторов, влияющих на восприятие в процессе обмена информацией, позволяет своевременно устранить преграды, обусловленные восприятием. Одна из таких преград возникает по причине несовпадения сфер компетенции отправителя и получателя. Люди могут по-разному интерпретировать одну и ту же информацию в зависимости от накопленного опыта. Отсюда возникают трудности организаций в обмене информацией: различия в интерпретации получаемых ими сообщений и идеи, закодированные отправителем, могут оказаться искаженными и не полностью понятыми получателем. Еще одна причина трудностей восприятия в процессе коммуникаций состоит в существовании преград, обусловленных социальными установками людей. Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова (символы) могут иметь разные значения для разных людей, то, соответственно, интерпретация сообщения будет зависеть от этих различий. Символ не имеет неповторимого неотъемлемого значения. Значение символа выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста, ситуации, в которой использован символ. Поскольку у каждого человека свой опыт и каждый акт обмена информацией в определенной мере является новой ситуацией, никто не может быть абсолютно уверен в том, что другое лицо припишет то же самое значение использованному символу. Невербальные преграды. Хотя вербальные символы (слова) – основное средство для кодирования идей, люди используют для передачи сообщений и невербальные символы. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. К невербальным символам относятся улыбки, жесты, интонации и модуляции голоса, темп и ритм речи и т. п. Некоторые исследования показали, что зачастую основная часть информации при устных контактах передается через невербальные символы. Так, позы, интонации и жесты руководителя в процессе его общения с подчиненным способны повлиять на поведение последнего гораздо больше, чем слова, которые он при этом произносит. Дело в том, что эффект большинства сообщений создается невербальной информацией: 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% через интонации и модуляции голоса, т. е. словам остается только 7% воспринимаемой информации. Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу, так как свидетельствуют о действительных эмоциях участника коммуникационного процесса и являются индикатором проявляемых чувств. Невербальной информацией трудно манипулировать, и ее трудно скрывать в любой межличностной коммуникации. Неэффективная обратная связь. Другим ограничителем эффективности межличностного обмена информацией может быть отсутствие адекватной обратной связи по поводу посланного вами сообщения. Обратная связь важна, поскольку позволяет установить, действительно ли переданное вами сообщение правильно истолковано получателем. Поскольку существует масса источников шумов, искажающих содержание сообщений, обратная связь является единственным средством, позволяющим гарантировать достоверность коммуникации. Неумение слушать. Эффективный обмен информацией возможен лишь тогда. когда как отправитель, так и получатель информации одинаково нацелены на коммуникацию. В частности, необходимо уметь слушать. К несчастью, многие так и не научились слушать с той степенью эффективности, которая в принципе возможна Люди традиционно не уделяют достаточного внимания развитию умения слушать Многим кажется, что слушать означает лишь вести себя спокойно и дать другому человеку говорить. Однако это лишь незначительный фрагмент процесса внимательного сосредоточенного слушания. Мало воспринимать факты – нужно прислушиваться к чувствам. В межличностных коммуникациях очень важное значение имеет коммуникационный стиль. Коммуникационный стиль – это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить отношения по данному поводу с другими. При этом выделяют пять типов коммуникационных стилей. 1. Стиль “открытие себя” характеризуется высокой степенью открытости себя другим при низком уровне обратной связи. Индивид стремится сконцентрировать внимание на себе, мало обращая внимание на поведение окружающих его людей. 2. Стиль “самореализации” отличается максимальной открытостью и при этом также максимальным вниманием к окружающим (сильной обратной связью). Исходя из конкретной ситуации, индивид конструктивно регулирует направление потока информации внутри коммуникационных связей: если надо, может рассказывать, если надо – слушать. Разумеется, такой тип коммуникационного стиля возможен только у высокоразвитой личности, так что его можно считать своего рода “идеалом” межличностных коммуникаций. 3. Стиль “защита себя” характеризуется низким уровнем открытости, но при этом высоким уровнем обратной связи. обычно индивиды, использующие данный стиль, мало открыты для окружающих, но любят их обсуждать. Они любят также слушать о себе, но не любят обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими, проводя в отношении себя защитную тактику. 4. Стиль “уход в себя” предполагает наличие одновременно низкой открытости и обратной связи. Индивид в таком случае как бы самоизолируется, не давая окружающим познать себя и не проявляя интереса к другим людям. 5. Стиль “торговаться за себя” является промежуточным. Ему присуща умеренная открытость и обратная связь, которые переходят друг в друга в процессе межличностных коммуникаций.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |