Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа стресса и управление им




 

Стресс (от англ. stress – напряжение) – это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс – обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница пе­ред ответственным событием – экзаменом, докладом и т. п.). В любой даже с благо­приятным психологическим климатом организации существуют ситуации, которые вызывают стресс, например нехватка времени для выполнения всего объема работ.

Появляется нервозность, обеспокоенность (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрез­мерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. Отсюда необхо­димость различать допустимый уровень стресса и чрезмерный стресс, который доро­го обходится и сотруднику, и организации: снижается эффективность и благополу­чие человека, а болезни, порожденные стрессом, укорачивают ему жизнь. Особенно это относится к руководителям высшего ранга, ответственность которых неизме­римо выше, чем у рядового сотрудника. В этом случае стресс характеризуется чрез­мерным психологическим или физиологическим напряжением.

Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс: организационные и личностные.

Организационные факторы. Перегрузка работника является первой причиной стресса в организациях. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадеж­ности и материальных потерь.

Вторым фактором является конфликт ролей, когда работнику предъявляют противоречивые требования. Конфликт ролей может произойти, например, в ре­зультате нарушения принципа единоначалия. В результате возникает чувство бес­покойства и напряжения.

Третий фактор – это неопределенность ролей. В этом случае работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требова­ния будут не очень противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

Четвертый фактор – неинтересная работа. Исследования показали, что люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньшее беспокойство и менее под­вержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой.

Кроме того, стресс может возникнуть в результате плохих условий труда (неподходящий тем­пературный режим, недостаточное освещение, чрезмерный шум), а также из-за информационной недостаточности, неправильного соотношения между полномо­чиями и ответственностью.

Личностные факторы. Потенциальными причинами стресса, которые могут привести к снижению результатов работы, относятся многие события, которые происхо­дят за пределами организации, т.е. в личной жизни работника. Наибольшее влияние оказывают смерть супруга, развод, болезнь, смерть близкого родственника и т. п.

Учитывая влияние стресса на производительность, руководитель должен на­учиться справляться со стрессом сам и помочь снизить уровень стресса своих со­трудников. Сделать это можно, используя следующие рекомендации.

Исходя из влияния той или иной работы на результаты фирмы, разработать систему приоритетов в своей деятельности.

Научиться говорить “нет” при достижении предела в объеме работ, который предстоит выполнить, либо настаивать на отнесении сроков выполнения ра­нее данного задания.

При выдвижении противоречивых требований со стороны вашего руководства (конфликт ролей) объяснить несостоятельность и невозможность их выполнения.

Каждый день найти время для отключения и отдыха. В этот период выбро­сить работу из головы, расслабиться, обратиться к приятным мыслям и образам.

Добиваться надлежащего вознаграждения за эффективную работу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.