Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы глобализации и их воздействие на практику менеджмента




Проблемы и перспективы развития теории и практики менеджмента на современном этапе

 

Классик американского менеджмента Питер Ф. Друкер сформулировал основные принципы современного менеджмента следующим образом:

– содержание менеджмента в целом аналогично в разных странах, но методы его различны. Нацио­нальный менеджмент должен учитывать свои соб­ственные традиции, культуру, историю;

­– в центре внимания менеджмента находится чело­век, который должен направлять свои усилия на повышение эффективности своей деятельности с целью достижения эффективности работы всего предприятия;

– задачей менеджмента является направление дейст­вий всех работников на выполнение общих целей предприятия;

– задачей менеджмента является постоянное разви­тие способностей, потребностей всех работников предприятия и возможностей их удовлетворения;

– каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу. Связь между работниками осуществляется посредством коммуникаций;

– в конечном счете деятельность предприятия оце­нивается большим количеством разнообразных способов и средств;

– оценка и результаты деятельности предприятия находят свое выражение не внутри предприятия, а вне его.

Эти принципы были сформулированы в конце 1970-х гг. Насколько изменилась ситуация в теории управления с того времени? Можно сформулировать список, предложенный Друкером несколько иначе, и выделить следующие основные проблемы и тенденции в развитии теории и практики менеджмента за последние десятилетия:

1) дальнейшая адаптация к процессам глобализации и явлениям в мировом сообществе;

2) рост значимости социальных вопросов в менеджменте;

3) изменения в теоретических воззрениях, связанные с появлением концепций сложных систем.

 

Воздействие процесса глобализации на управленческую практику неоднозначно. Впрочем, недавний всплеск общественного интереса к такому явлению как “антиглобализм” показал, что и для самого процесса глобализации трудно подыскать формальные признаки, дать ему строгое определение. Мы можем сказать, что на менеджмент в последнее десятилетие наибольшее влияние оказали два процесса: а) глобализация современного бизнеса и б) быстрый рост информационных систем международных коммуникаций.

Тенденция к глобализации в бизнесе не нова. Еще в начале прошлого века шел активный процесс централизации, приведший в конечном счете к борьбе образовавшихся национальных монополий за сферы влияния и зарубежные рынки сбыта. Конечно, и сегодня остаются транснациональные корпорации (типа “Макдональдс”), которые открывают свои филиалы в разных странах и таким образом расширяют свои рынки сбыта. Однако стремительный рост дешевых систем коммуникаций (в первую очередь сети Интернет) привел к развитию такого явления как электронный бизнес. Не останавливаясь на вопросах специфики электронного бизнеса (они слишком обширны и заслуживают рассмотрения в отдельном курсе), ограничимся замечанием, что у этого направления бизнеса вне всяких сомнений очень большие перспективы. Конечно, изначальная эйфория по поводу тотального перевода бизнеса в Интернет давно прошла. Стало ясно, что здесь необходима, во-первых, хорошо развитая инфраструктура (да и элементарная культура) электронных платежей, во-вторых, желательна стандартизация или, по крайней мере, сертификация продукции (поскольку покупатель не может непосредственно проверить продаваемый ему продукт – не принимая во внимание экстравагантные и пока малореалистичные проекты, связанные с системами электронной передачи запахов, сенсорной информации и т.д.).

На этом фоне проявляется еще одно явление – сближение тех национальных подходов, о соблюдении которых говорит Друкер. Японские корпорации все больше начинают напоминать американские своей управленческой культурой и, главное, подходами к управлению. Это естественно – менеджер обязан пользоваться наиболее эффективными инструментами вне зависимости от того, какова национальная принадлежность этих инструментов. Единственный блок проблем, в которой национальные особенности не могут быть устранены в обозримом будущем – проблемы мотивации и примыкающие к ним проблемы управления конфликтами, внутрикорпоративной культуры и т.п.

На современную практику управления большое влияние оказывает косвенное последствие глобализации, а именно, глобализация финансовых рынков. Общая тенденция такова, что практически во всех странах доступ к финансовым ресурсам (и на размещение, и на привлечение) в силу целого ряда обстоятельств значительно упростился. Следовательно, для менеджмента компаний необходимо постоянно соотносить свои деловые риски (и свои финансовые потоки) с ситуацией на финансовом рынке. В одном из источников упоминается случай, когда одна японская металлургическая компания сумела остаться в бизнесе и пройти через трехлетний кризис в отрасли, и даже время от времени инвестировать в производство, за счет прибылей, получаемых на рынке акций. Конечно, нельзя переоценивать значение финансовых рынков для производственных компаний: основным источником прибыли в нормальных условиях для них должен оставаться их собственный бизнес. Тем не менее, управление рисками в любой крупной компании выходит на сегодняшний день на первый план.

При этом следует четко понимать, что такое управление рисками возможно только в условиях глобализации финансовых рынков. Кризис в отрасли обычно идет на фоне общего кризиса в экономике страны. Переложить бизнес-риски на финансовые инструменты можно лишь в том случае, если эти финансовые инструменты выпущены эмитентами других стран, которые не испытывают тех проблем, с которыми столкнулась данная компания. Кроме того, в последнее время финансовый рынок сильно усложнился. Например, появилась возможность превращать будущие поступления по заключенным контрактам в ценные бумаги, возможность хеджировать (т.е. уменьшать практически до нуля) кредитные риски по сделкам и т.д. Все это требует широкой информационной сети, позволяющей относительно легко найти контрагента, который заинтересован заключить с данной компанией требуемую сделку.

Для менеджмента процесс глобализации приводит, как мы уже говорили, к росту значимости управления рисками, так называемого “риск-менеджмента”. В компаниях, имеющих достаточно сложные производственные процессы (и, следовательно, финансовые потоки) для управления рисками создаются целые отделы; несмотря на то, что интерес к риск-менеджменту появился относительно давно, ситуация на рынках, доступный инструментарий развивается и меняется столь стремительно, что квалифицированных кадров здесь постоянно не хватает. Вероятно, это направление в менеджменте будет расширяться и в будущем – как в практическом, так и в теоретическом плане.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.