Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика процессов мышления

Вопросы по материалам лекции

Литература

План

Лекция 10

Тема: "Мышление как центральное звено процесса учения"

 

  1. Общая характеристика процессов мышления.
  2. Виды мышления. Логические операции процесса мышления.
  3. Индивидуальные различия и стили мышления.
  4. Активизация процессов мышления в учебной деятельности.
  1. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1996.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.
  3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972.
  4. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. - М., 1972.
  5. Петухов В.В. Психология мышления. - М.: МГУ, 1987.
  6. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. - М.: Педагогика, 1985.
  7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.
  8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
  9. Тихомиров O.K. Психология мышления. - М., 1984.
  1. Перечислите виды мышления.
  2. С помощью каких операций осуществляется мышление?
  3. В каких качествах проявляются индивидуальные различия мышления?
  4. Как развивается мышление в онтогенезе?
  5. Каким образом можно активизировать мыслительную деятельность в учебном процессе?

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества (А.В. Брушлинский).

Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Мыслительный процесс - процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Возможность целенаправленного развития памяти в учебной деятельности | Индивидуальные различия и стили мышления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.