Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство. Государство является основным институтом политической системы общества




 

Государство является основным институтом политической системы общества. Оно организует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов, ассоциаций и контролирует ее. В руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни. В государстве народ имеет возможность объединить свои силы, дисциплинировать их и направить на достижение экономических, политических и социальных целей.

Государство возникло как закономерный результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. Государство выделилось из общества в процессе разложения первобытно-общинного строя.

Термин " государство" можно понимать трояко. Во-первых, как организацию крупной общественной группы; тогда в обыденном языке в качестве синонима слова " государство" употребляются такие понятия, как страна, народ, общество, отчизна и т.д. Во-вторых, как отношения политической власти - совокупность связей между гражданами и органами государства, между органами государства (например, между правительством и парламентом), между ними и политическими партиями и т.д. В обыденном языке этому соответствует отождествление государства с властью, правосудием, администрированием, контролем и т.д. В-третьих, - в узком понимании - государство идентифицируется исключительно с его административными органами и с системой правовых норм, определяющих их функционирование.

Понятие " государство" в разных философских, социологических, политических концепциях имеет неодинаковый смысл. Например, представители юридического позитивизма (К. Гербер, П. Лабанд и др.) определяли государство как правовую форму для совместной жизни народа, как "юридическое обособление нации". Основатель социологической теории государства Р. Иеринг считал, что государство - это социальная организация принудительной власти, которая на первый план ставит общественные интересы. Анархисты (Н. Штирнер, П. Прудон, М. Бакунин, П. Кропоткин) определяли государство как организацию, которая ограничивает свободу индивида и строится на рабстве труда. Русский экономист и философ П. Струве рассматривал государство как надклассовую силу, которая интегрирует все слои и классы общества. Американский политический деятель А. Гамильтон видел в государстве как правового гаранта собственности и развития бизнеса, так и интегратора всего общества для достижения общенациональных целей.

С момента появления первых политических теорий и до сего дня в политологии не прекращаются попытки понять сущность государства, причины и процесс его возникновения, охарактеризовать его функции и свойства. Многоплановость, многофункциональность государства объясняют различия в его трактовке, начиная от античных мыслителей до исследователей наших дней. Для Аристотеля оно - олицетворение разума, справедливости, общего блага, отражение родовой сущности человека, как"политического животного, стремящегося к совместному сожительству". Напротив, дня Т. Гоббса государство подобно библейскому чудовищу, сеющему вокруг себя страх и ужас.

Исторический подход вынуждает нас поставить вопрос, когда и почему возникло государство, какие общественные связи привели к этому? Распространены следующие концепции и взгляды.

Неисторические взгляды.

Аристотель, провозгласивший, что природа человека предначертала ему жить в обществе и потому оно является естественным продуктом изменений в сфере человеческих сообществ.

Аналогичны по смыслу традиционные теологические концепции в христианской культуре, где конкретный акт осуществления государственной власти выводится из воли сверхприродного фактора. У древних народов Востока, Египта, Греции, Рима высшая государственная власть обожествлялась. Происхождение верховных правителей объявлялось божественным.

Патриархальная теория.

Государство - это результат развития семьи. Еще Конфуций изложил патриархальную концепцию государства, согласно которой государство является большой семьей. Абсолютная власть правителя есть продолжение власти отца в семье.

Договорная концепция.

В 17 и 18 веках в процессе развития в Европе абсолютистского строя возникли разнообразные теории общественного договора. Прообразом этой идеи можно считать взгляды философа Эпикура, который за много веков до Гоббса, Руссо, Локка сформулировал ее. Суть этой теории состоит в трактовке государства как результата пакта, договора, заключенного между суверенным правителем и подданными. Причины заключения договора трактуются различно. Гоббс оценивал естественное состояние как "войну всех против всех. Постоянное опасение за жизнь, безопасность, собственность переросло в убеждение, что необходимо кого-то облечь властью, которая обеспечит порядок и обуздает агрессивность людей. Так был заключен общественный договор, передавший атрибуты власти суверенному, абсолютному монарху. Руссо иначе воспринимал догосударственное состояние. Человек, живущий отдельно, индивидуально, в состоянии гармонии с природой, был счастлив и не стремился к изменению. Внешние и объективные обстоятельства - стихийные бедствия, потребность подчинить природу коллективными усилиями, появление частной собственности сделали необходимыми организованные публичные формы жизни.

Был заключен договор всех со всеми. Народ стал коллективным сувереном.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 2245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.