Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место правительства




Парламент: сущность, классификация и основные полномочия

Парламент является единственным законодательным органом государства, общегосу­дарственным представительс­ким институтом. Он имеет различные названия: законодательное (народное, национальное) собрание, конгресс, сейм, Верхов­ная Рада и др. (см. таблицу). Парламент имеет многовековую историю. Древние прародители его — английский парламент и испанские кортесы — возникли еще в XII— XIII вв. Но совре­менный парламент довольно существенно отличается от пред­ставительских учреждений средневековья, формировавшихся на сословной основе.

Парламент — собрание представителей народа (депутатов), которое обсуждает и коллегиально принимает решения, в пер­вую очередь законы. В состав парламента наряду с депутатами могут входить их заместители, которые вправе выступать при обсуждениях и работать в комиссиях, но в голосовании участия не принимают.

Лицо, получившее депутатский мандат, приобретает депу­татский иммунитет и индемнитет.

Депутатский иммунитет — это невозможность ареста и привлечения к судебной ответственности без санкции парла­мента.

Депутатский индемнитет означает, что:

• депутат получает особое вознаграждение за свою дея­тельность (заработную плату, некоторые дополнительные выплаты);

• депутат не несет ответственности за свои выступления в парламенте и за те меры парламента, которые он под­держивал своим голосованием.

Правовое положение депутатов определяется Конституци­ей, соответствующими законами, регламентами парламентов и обычаями.

Современная политико-правовая доктрина рассматривает депутата парламента как представителя всей нации, а не соот­ветствующего избирательного округа. Раньше существовали два подхода к определению положения депутата в парламенте. Со­гласно первому депутат рассматривался как профессионал, согласно второму — как производственник, совмещающий депутатскую деятельность с работой в учреждении или на предприятии. Сейчас в большинстве парламентов мира (в част­ности, и в Украине) совместительство парламентской и не­парламентской деятельности запрещено. Как правило, разре­шается совмещать парламентскую деятельность только с пре­подавательской и научной.

Порядок формирования парламентов зависит от их структуры. Нижние палаты, как и однопалатный парламент, почти всегда формируются путем прямых выборов. Для верхних палат суще­ствует несколько вариантов формирования: прямые или не­прямые выборы, назначения, наследования, смешанные пути. Структура парламента представлена палатами (для двух­палатных парламентов), комиссиями и комитетами, партий­ными фракциями, такими специфическими структурами, как советы старейшин, бюро, президиумы, правления парламен­та, секретариаты. Каждый орган парламента возглавляет пред­седатель. Руководители палат называются спикерами. В некото­рых парламентах есть квесторы, которые поддерживают поря­док в зале, подсчитывают голоса.

В основе классификации современных парламентов лежат различные критерии.

По структуре различают парламенты однопалатные (Дания, Финляндия и др.) и двухпалатные (США, Великобритания, Россия и др.)- Историческое объяснение второй, или высшей, палаты связывается с желанием аристократии быть представ­ленной в парламенте независимо от воли избирателей. Некото­рые современные ученые считают, что вторая палата в унитар­ных государствах не имеет разумного, обоснования. Она нужна только в федеративном государстве, где представляет интересы субъектов федерации.

Наряду с этим есть мнение, что существование второй V (высшей) палаты парламентов способствует стабильности и непрерывности^ политической власти, поскольку не имеет ус­тановленного срока полномочий и обновляется по частям.

С точки зрения законодательных полномочий различают парламенты с неограниченными и ограниченными полномочи­ями, а также консультативные.

Парламенты с неограниченными полномочиями могут суще­ствовать при различных формах правления (за исключением аб­солютных монархий). Они принимают законы по всем основ­ным вопросам общественной жизни.

Парламенты с ограниченными полномочиями правомочны принимать законы лишь по определенным вопросам, установ­ленным конституцией. По некоторым вопросам парламент мо­жет принимать законы, которые содержат только принципы регулирования, а детальные нормативные акты издают испол­нительные органы.

Консультативные парламенты существуют, как правило, в абсолютных монархиях, где парламент предназначен только для того, чтобы монарх, выслушав мнение депутатов, принял окончательное решение. Некоторые специалисты полагают, что такого типа парламенты существуют в современных му­сульманских монархиях.

Основные полномочия парламентов:

1. Принятие законов (законодательные полномочия).

2. Принятие бюджета.

3. Определение или участие в определении основных направ­лений внутренней и внешней политики государства.

4. Выборы, назначение и образование высших органов госу­дарства (президент, правительство, премьер-министр, верхов­ный суд, генеральный прокурор и др.).

 

 

Тема 12 ПРАВИТЕЛЬСТВО

Правительство в политических системах представляет собой коллегиальный исполнительный орган власти. Для определения места правительства в политической системе необходимо про­анализировать его отношения с парламентом, главой государ­ства, органом конституционного надзора и политическими партиями.

Отношения правительства с парламентом зависят от формы прав­ления. В президентских республиках правительство, возглавля­емое президентом, формируется внепарламентским путем и не несет за свою деятельность ответственности перед парламен­том. Юридически в этих странах правительство должно только исполнять законы, принимаемые парламентом. Поэтому само правительство, согласно применяющемуся в президентских республиках принципу разделения властей рассматривается как исполнительный орган, лишенный каких-либо средств воздействия на законодательное учреждение, кроме права от­лагательного вето.

В парламентских странах правительства занимают по от­ношению к парламенту еще более сильные позиции, чем в президентских республиках. При том, что в этих странах правительство несет политическую ответственность перед парла­ментом, формируется парламентским путем и обязано уйти в отставку в случае выражения ему вотума недоверия, оно фак­тически контролирует и направляет деятельность парламента.

Отношения правительства с главой государства могут быть рассмотрены только применительно к парламентским странам. В президентских республиках президент лично возглавляет пра­вительство. В парламентских странах глава государства может осуществить свою конституционную компетенцию только через правительство или с его санкции. Любые акции главы государ­ства есть не что иное, как правительственная деятельность. Та­кие важнейшие полномочия главы государства, как право рос­пуска парламента, досрочного перерыва сессии, издание ука­зов, право вето и другие, осуществляются только по прямому указанию правительства.

Отношения правительства с высшим органом конституцион-ного надзора в опредёлённой степени зависят от способа фор­мирования последнего и объема его полномочий. Известную роль играет также его партийный состав. Да и компетенция органа конституционного надзора, степень обязательной силы его решений определенным образом влияют на его отношения с правительством.

Отношения правительства с политическими партиями зави­сят прежде всего от формы правления. В парламентских странах правительство тесно связано с политическими партиями, ибо опирается на партийное большинство в парламенте, являюще­еся конституционной основой его существования. Правитель­ство этих стран осуществляет жесткий контроль над депутатами правящей партии, всеми доступными способами поддерживая партийную дисциплину. В президентских же республиках взаи­моотношения правительства с партиями носят иной характер, поскольку исполнительный орган власти не зависит от парла­ментского большинства. В свою очередь, парламент здесь не подвержен угрозе роспуска, что укрепляет его позиции по от­ношению к правительству, а последнее в меньшей степени за­интересовано в контроле над парламентскими фракциями. Но это не означает, что такой контроль отсутствует. Правительство осуществляет контроль над парламентом не через партийные фракции, а непосредственно, причем этот контроль сохраняется и тогда, когда правительство и парламентское большин­ство принадлежат к различным партиям.

Проанализировав фактическое положение правительства в зарубежных странах, приходим к следующим вы водам: пра- вительство занимает центральное место в системе высших ор­ганов государственной власти, хотя это положение не закреп­ляется конституциями; правительство является основным ин­струментом осуществления как внутренней, так и внешней политики; правительство осуществляет контроль над крупны­ми политическими партиями при любой форме правления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.