Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5: политическая система общества

 

 

1. Теоретические модели политических систем.

 

2. Структура политической системы.

 

3. Функции политической системы.

 

4. Типология политических систем.

 

1. Теоретические модели политических систем

 

 

Через понятие политической системы раскрывается характерное устройство политической власти в конкретном обществе. Ее можно определить как совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, правовых и политических норм, взаимоотношений политических субъектов, посредством которых осуществляется власть и управление в данном обществе.

 

По отношению к понятию "политическая система" более широким является понятие "политическая жизнь". Последнее охватывает все политические связи, явления и процессы, имеющие место в обществе и на всех уровнях. Политическая система - это лишь часть политической жизни [7, с.75].

 

Понятие "система" пришло в общественные науки из биологии и кибернетики. В социологии его впервые использует американский исследователь Т. Парсонс, а в политологии - Д. Истон, который ввел и само понятие "политическая система". Парсонс подошел к рассмотрению общества как сложной открытой системы, состоящей из четырех подсистем, каждая из которых выполняет определенную функцию. Выполнение каждой подсистемой своей функции обеспечивает устойчивость и единство общества как целого:

 

1) экономическая подсистема играет роль связующего звена между обществом и природой (функция адаптации);

 

2) политическая подсистема, которая включает в себя все формы принятия решений, определяет коллективные цели и обеспечивает мобилизацию ресурсов для их достижения (функция целеполагания);

 

3) социетальная ("общностная") подсистема поддерживает устоявшийся образ жизни и включает в себя все институты социального контроля от законов до неформальных правил (функция интеграции);

 

4) подсистема социализации (культурная) позволяет включить человека в существующую культурную систему и содержит в себе культуру, религию, семью и школу (функция устойчивости и самосохранения).

 

Значение теории Парсонса для развития политологии заключается в том, что он заложил основы системного и структурно-функционального подходов к исследованию политической системы.

 

С позиций системного подхода политическая сфера общества может быть рассмотрена как система. Как и любая система, она будет обладать следующими признаками:

 

1) система состоит из множества взаимосвязанных структурных элементов, взаимосвязь обеспечивает свойство целостности, единства системы;

 

2) любая система существует в рамках внешнего окружения или среды. Такой внешней средой являются остальные подсистемы общества, природа, другие государства, разнообразные международные институты;

 

3) система имеет границы распространения и выделенность по отношению к внешней среде;

 

4) система носит открытый характер, т.е. подвержена воздействиям, идущим из внешней среды;

 

5) система характеризуется такими свойствами, как стремление к равновесию и устойчивости, к адаптации и интеграции.

 

В политологии разработано несколько теоретических моделей функционирования политических систем. Впервые это сделал американский политолог Д. Истон в работах "Политическая система" (1953), "Структура политического анализа" (1965), "Системный анализ политической жизни" (1965). Политическая система, по Истону, поддерживает отношение обмена с внешней средой. Она сохраняет устойчивость, если достигнут определенный баланс между "входящими" импульсами, идущими из среды, и "выходящими" импульсами, которые представляют собой реакциею системы на полученную информацию (схема 1).

 

"Вход" представлен двумя видами импульсов: требования (повышения заработной платы, расширение социальных программ, права и свободы граждан) и поддержка. Поддержка может проявляться как в материальной форме (выплата налогов, воинская служба), так и в виде соблюдения законов, почтения к органам власти, к государственной символике, в активном участии в политической жизни. решения и действия. Переработав информацию, политическая система принимает конкретные решения и действия по их реализации ("выход"). В этих действиях и решениях проявляется главная функция политической системы - распределение ценностей в обществе. Если "исходящие" импульсы соответствуют ожиданиям населения, то общественная поддержка политической системы усиливается. "Вход" и "выход" составляют непрерывный цикл, который называют "петлей обратной связи".

 

Поддержка со стороны народа решений и действий системы является условием ее легитимности. Истон выделяет два вида легитимности:

 

1) диффузная (эмоциональная) легитимность является более устойчивой и может проявляться в поддержке системы даже в условиях кризисов;

 

2) инструментальная (специфическая) легитимность более кратковременна и ориентирована на результат, поощрение.

 

И, наоборот, отсутствие поддержки может привести к кризису политической системы. Дестабилизирующим фактором могут стать ошибочные решения власти, принятые либо в силу слишком слабых импульсов (система не имеет достаточной информации для принятия оптимальных решений), либо в силу слишком сильных требований, что вызывает перенасыщенность системы информацией.

 

Иной подход к анализу политической системы предложил американский политолог Г. Алмонд. Он рассмотрел поведенческие аспекты государственных и негосударственных структур, входящих в политическую систему. Анализ системы, по его мнению, должен осуществляться на двух уровнях: институциональном (исследование политических институтов) и ориентационном (исследование политической культуры).

 

На основе сравнительного анализа политических систем разных стран Алмонд пришел к следующим выводам:

 

а) все политические системы имеют собственную структуру;

 

б) политическая система многофункциональна;

 

в) все политические системы выполняют аналогичные универсальные функции, необходимые для социальной жизни. Функции выполняются разными структурами системы (суды, законодательный орган, партии) и с разной частотой;

 

г) все политические системы являются смешанными в культурном смысле;

 

д) отличие между простыми (традиционными) и развитыми системами заключается в дифференциации функций и специализации структур. Эти системы похожи по функциям, но различаются по структурным характеристикам.

 

Американский политолог К. Дойч предложил кибернетическую модель политической системы. Используя положения и терминологию, разработанные в кибернетике, автор рассматривает политическую систему через потоки информации. Функция системы заключается в координации усилий людей для достижения поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляется с учетом результатов предыдущих действий и на основе информации о положении в обществе и о расстоянии, которое осталось до цели.

 

2. Структура политической системы

 

 

Политическая система имеет собственную структуру, которую можно представить в виде следующих подсистем (элементов):

 

- институциональная подсистема, состоящая из различных государственных и общественно-политических институтов и неполитических организаций, СМИ (применительно к этой подсистеме ряд исследователей использует понятие "политическая организация общества");

 

- коммуникативная подсистема, представляющая собой совокупность отношений между субъектами политической системы, принципы взаимоотношений между институтами. Отношения по форме могут выступать как принуждение, конфликт, нейтрализация, изоляция или сотрудничество;

 

- нормативная подсистема, выступающая как совокупность различных политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, исторические и национальные традиции и обычаи, мораль);

 

- культурно-идеологическая подсистема, включающая в себя совокупность политических взглядов, теорий, и концепций: политическое сознание, политическую и правовую культуру. Политическая культура оказывает огромное влияние на функционирование политической системы. На ее основе формируются политические взгляды и убеждения личности, от которых зависит участие человека в политической жизни. Политическая культура, с одной стороны, определяет устойчивость и жизнеспособность любой политической системы, с другой, - придает своеобразие политическим системам, делая нормативно одинаковые формы политического устройства многовариантными;

 

- функциональная подсистема объединяет способы реализации власти, которые определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности.

 

Подобное структурное рассмотрение политической системы является традиционным в политологии. Однако встречаются и другие подходы. Так, индийский политолог П. Шаран выделяет такие элементы системы как власть, интересы, политику и политическую культуру, и политическую роль. Совокупность политических ролей составляет ролевую структуру или подсистему (например, судья - роль, а суды - ролевая структура).

 

Ведущая роль в политической системе общества принадлежит институциональной подсистеме, которая обеспечивает ее целостность и стабильность, формирует нормативно-правовую базу и другие средства воздействия на общество. Если политические системы прошлого были представлены минимальным количеством институтов (большая часть функций была сосредоточена в руках монарха), то современная политическая система отличается более сложной структурной дифференциацией, т.е. выделением разных структур (институтов) по функциональному признаку. Составляющие эту подсистему институты и организации условно подразделяются на следующие группы. Собственно политические: государство (стержневой элемент системы), политические партии и отдельные общественные организации, имеющие политический характер (причем сюда включаются и оппозиционные партии и организации). Они имеют непосредственную связь с политикой, а политические цели и осуществление власти является непосредственной целью их создания и функционирования. С партиями связаны функции выявления интересов различных групп общества и преобразование их в конкретные программы действий. Несобственно-политические: профсоюзы, молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы, экологические движения и др. Хотя политика не является прямой целью их создания, они выступают как группы давления на партии и государственную власть и оказывают существенное влияние на избирательные кампании. Активную политическую роль в обществе может выполнять церковь. Неполитические организации, представлены обществами различного любительского свойства (культурные, спортивные общества и другие). Незначительно политический оттенок в своей деятельности они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и иных политических организаций, так и в силу своей способности оказывать давление на власть.

 

3. Функции политической системы

 

 

Любая политическая система многофункциональна. К основным ее функциям, относятся следующие: политическое руководство обществом, в т.ч. определение стратегических целей и перспектив общественного развития; консолидация общественно-политического строя на базе ценностей и идеалов; регулятивная функция, т.е. выработка определенных правил поведения, придерживаться которых обязаны субъекты политики; функция мобилизации ресурсов, которая призвана обеспечить максимальное использование ресурсов общества для осуществления поставленных целей, функция распределения материальных и духовных ценностей и др.

 

Есть и другие подходы. Г. Алмонд разделил функции политической системы на два вида:

 

1) "входящие" функции:

 

а) политическая социализация (призвана сформировать определенный тип человека как участника политической жизни) и рекрутирование (подбор людей на заполнение ролей в политических институтах);

 

б) артикуляция интересов (артикуляция - процесс преобразования расплывчатых взглядов и мнений людей в конкретные формулы и требования организаций [1, с. 22];

 

в) агрегирование интересов, т.е. согласование частных требований, их обобщение;

 

г) политическая коммуникация - деятельность по согласованию, достижению компромиссов.

 

2) "исходящие" функции:

 

а) нормотворчество;

 

б) использование правил и норм;

 

в) контроль со стороны государства за соблюдением правил и норм.

 

В осуществлении этих функций проявляется механизм саморегуляции системы, позволяющей ей сохранить устойчивость и единство.

 

Существуют и другие подходы к классификации функций политической системы [6]:

 

1) авторитарное распределение ценностей предполагает контроль над процессом распределения общественных ценностей между различными общественными группами;

 

2) упорядочение политических процессов (эта функция определена самой природой политики);

 

3) обновление (развитие) - приспособление к изменениям в общественной жизни;

 

4) стабилизация, сохранение социальной целостности.

 

В литературе выделяют также такие специфические функции политической системы, как экстракционная (извлечение из гражданского общества его ресурсов), политическое рекрутирование и символизация (формирование лозунгов, символов, правил, направляющих поведение людей в политике.

 

4. Типология политических систем

 

 

Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию. В зависимости от политического режима различают тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. По характеру взаимодействия с внешней средой говорят об открытых и закрытых системах. Примером закрытой является политическая система советского типа, сложившаяся в СССР, для которой было характерно отсутствие широких международных экономических и культурно-информационных контактов. Символом этой закрытости стало выражение о существовании "железного занавеса" в отношениях между СССР и странами Запада. В историческом анализе используется описание систем как рабовладельческих, феодальных, капиталистических и социалистических. Весьма распространено выделение традиционных (доиндустриальных) и модернизированных политических систем. Для первых характерно неразвитое гражданское общество, подданническая или патриархальная политическая культура, власть, выступающая в форме диктатуры (примером выступает большинство развивающихся стран). Во вторых системах существует развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти, дифференциация политических ролей. Выделяют политические системы переходного типа, которые включают в себя элементы нарождающейся модернизированной системы и элементы старой системы. Политическая система современной России носит черты подобной переходности, что проявляется в сочетании либерализма с авторитаризмом, в отсутствии рациональной, т.е. ответственной и компетентной бюрократии, в слабости институтов гражданского общества.

 

Существуют разные типологии политических систем, выделенные по типу политической культуры, доминирующей в обществе. Одна из них разработана Д. Алмондом и Д. Пауэллом. В зависимости от степени структурной дифференциации и секулярности (секулярность понимается как рациональность, склонность к экспериментам и компромиссам) выделяются примитивные, традиционные и современные системы. В примитивной системе преобладает "приходская культура", наблюдается минимум структурной дифференциации. Традиционные системы характеризуются дифференциацией политических структур и "культурой подчинения". Подчинясь власти, человек ожидает от нее благ, гарантий. Современные системы являются еще более дифференцированными в структурном плане, в этой системе функционирует культура участия, когда человек ориентирован на активное участие в политике. Такие системы могут быть демократическими, в которых доминируют автономные подсистемы и "культура участия", и авторитарными, в которых имеют место управление подсистемами и культура "подчинение - участие". В свою очередь, авторитарные системы могут быть радикально-тоталитарными, консервативно-тоталитарными, консервативно-авторитарными и авторитарно-модернизирующимися.

 

Основные понятия: политическая система, политическая жизнь, диффузная легитимность, институциональная легитимность, "вход", "выход", "петля обратной связи", структурная дифференциация, артикуляция интересов, агрегация интересов, секулярность.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

 

1. Что отличает политическую систему от других подсистем общества?

 

2. В чем сущность системного подхода в исследовании общества?

 

3. Докажите, что критерии системного подхода могут использоваться при анализе политической сферы общества.

 

4. Чем отличается модель политической системы Д. Истона от модели, предложенной Г. Алмондом?

 

5. Какие функции выполняют различные подсистемы политической системы? Заполните таблицу.

 

Подсистема Функции

 

Институциональная:

 

а) государство;

 

б) партии;

 

в) общественные организации,

 

объединения групп интересов.

 

Нормативная.

 

Коммуникативная.

 

Культурно-идеологическая.

 

Функциональная.

 

6. Что отличает в институциональном аспекте политическую систему современной России от политической системы СССР 20-80-х годов?

 

7. Охарактеризуйте с точки зрения типологии политическую систему современной России?

 

8. Приведите примеры традиционных политических систем.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Введение в политологию: словарь-справочник / Под ред. В.П. Пугачева. М.: Аспект Пресс. 1996.

 

2. Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология М.: РОССПЭН. 1993.

 

3. Краснов Б.И. Политическая система // Социально-политический журнал. 1995. № 5.

 

4. Купряшин Г.Л. Политическое развитие // Кентавр. 1994. № 2.

 

5. Политология в вопросах и ответах (консультации политологов). М.: Наука. 1994.

 

6. Политология для юристов: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юрист. 1999.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 4: политическая власть | Лекция 7: Демократический политический режим
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.