Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая система




1. Понятие и типы политических систем.

2. Государство, как институт политической системы.

 

1. Политическая система представляет собой одну из подсистем всей системы общества наряду с экономической, социальной, культурной, идеологической и другими подсистемами. Она связана с политической сферой общественной жизни, и, прежде всего, с политической властью. Теория политической системы сложилась на основе общенаучной теории системы. Использование системного метода в политических исследованиях позволило рассматривать политику, как процесс принятия и реализации решений, связанных с отношениями власти. Это, в свою очередь, предопределило понимание сферы политики, как целостного, системного образования. Организаторская сторона политики нашла свое выражение в специальном научном понятии «политическая система» (Дэвид Истон, Габриель Алмонд, Парсонс). Представление о политике, как некоей самостоятельной целостности стало основой теории политической системы. Вместе с тем, современная политология не дает однозначного ответа на вопрос, что такое политическая система? Чаще всего политическую систему определяют следующим образом: политическая система – это совокупность различных политических институтов и социально-политических объединений, взаимодействие которых обеспечивают функционирование политической власти и осуществление политики. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных структур. Власть и властные отношения являются системообразующими факторами, формирующими политическую систему, как особый механизм социального взаимодействия. Политическая власть является стержнем политической системы, определяет ее сущность, природу, структуру, границы. Прежде всего, система мобилизации власти в интересах тех, кто способен ее применять. В то же время, именно политика выступает, как необходимый и главный атрибут политической власти, прежде всего, в форме политических решений и действий, регулирующих отношения в обществе. Основное назначение политической системы в том, чтобы распределять ресурсы и побуждать население к принятию этого распределения в качестве обязательного для всех. Политическая система отражает состояние общества, в том числе экономические условия его существования, социальную и национальную структуру, состояние и уровень общественного сознания, культуры, международного положения. Следовательно, политическая система – это относительно самостоятельный общественный организм, находящийся в определенных, динамичных отношениях с окружающей средой, т.е. со всем остальным обществом. С одной стороны, происходит приспособление этого организма к изменяющимся требованиям страны (на входе в политическую систему), а с другой стороны, активное воздействие на нее на выходе из политической системы. Политология рассматривает политическую систему, не как сумму, а как целостное множество различных элементов. В структуре политической системы, исходя из ее сущности и назначения, обычно выделяют свои подсистемы:

- институциональную (государство, политические партии, группы интересов)

- нормативно-регулятивную (политико-правовые, конституционные нормы, традиции, символы, нормы морали)

- информационно-коммуникативную (СМИ, каналы взаимопередачи информацией, научные учреждения, переговоры и другие формы взаимосвязей и взаимодействий).

Каждая из этих подсистем также является целостной системой, но более низкого уровня. Родоначальник использования системного анализа в политологии Дэвид Истон еще в 50-60 гг 20 века характеризовал политическую систему, как саморегулирующийся и саморазвивающийся организм, который активно реагирует на поступающие извне импульсы, команды в виде требований и поддержки. Назначение политической системы он видел в растворении социальных различий, в преодолении политических конфликтов, возникающих по поводу распределения ценностей. Жизнь показывает, что в различных странах формируются свои специфические типы политических систем, которые, как правило, не вписываются в рамки общих теоретических определений и конструкций. Каждый тип требует своего конкретного научного осмысления. Вот почему классифицировать многочисленные политические системы возможно лишь по самым различным критериям. Отсюда множество типологий политических систем. И не случайно детальным анализом сущности и функционирования политических систем занимается в основном сравнительная политология. Одной из простых и широко распространенных типологий политических систем является деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические. В качестве основания для разграничения этих систем используется понятие «политический режим». Имеется в виду характер и способы взаимоотношений власти, общества и человека. Другая тоже распространенная типология используется в качестве критерия характер взаимодействия политической системы со средой. Она делит политические системы на открытые и закрытые (с ограниченными связями с внешней средой). Политическая система является открытой, если она постоянно испытывает на себе воздействие извне и сама, в свою очередь, влияет на свое окружение. Под воздействием этого взаимного влияния могут проходить, как разрушительные для системы процессы, так и наоборот, укрепляющие ее. Одним из первых модель взаимодействия политики и окружающей среды предложил Дэвид Истон. Он использовал логику объяснения взаимоотношений между системой и окружающей средой, сложившуюся в кибернетике. Его кибернетическая модель политической системы стала классической в политологии. Принятое в кибернетике обозначение воздействие окружающей среды на системы, называется вход. Информацию, которая поступает в политическую систему на входе, Дэвид Истон разделил на две большие группы, назвав их требования и поддержка. Требования – это сигналы от окружения о неудовлетворенности системы. Иногда даже агрессивные с целью изменения ее структуры или действий. Поддержка, напротив, является стабилизирующим и легитимирующим импульсом для политической системы. Это проявление удовлетворенности, желания сохранить основные принципы и направление деятельности политической системы. В основе этой концепции лежит принцип открытости политической системы, неизбежности ее реакции на противоречивые импульсы на входе. Благодаря решениям и действиям на выходе возникает петля обратной связи, в результате обеспечивается самосохранение, самовоспроизводство и развитие политической системы.

 
 

 


 

 

В том случае, если система утрачивает способность регулирования на внешнее воздействие, не способна к саморегулированию и саморазвитию, то она начинает распадаться и может превратиться в закрытую политическую систему. В закрытых политических системах нет такого рода демократических процессов саморазвития и достижения равновесия и самосохранения. Примерами закрытых политических систем могут служить системы в бывшем СССР, в современном Китае, на Кубе, в КНДР. Нередко политические системы делят, исходя из степени развития гражданского общества. Считается, что неразвитое гражданское общество характеризует традиционную политическую систему. В условиях развитого гражданского общества действуют модернизированные политические системы. Достаточно популярной в Западной политологии является типология политических систем, предложенная Габриелем Алмандом. Он предложил подразделить политические системы на основе политической культуры общества и проявлений в формах организации власти и разделении политических ролей между участниками политического процесса. Он выделил 4 типа политических систем: англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.

В современной России, когда идет сложный процесс, становление гражданского общества и демократического правового государства, политическая система еще окончательно не сформировалась и характеризуется чертами переходности. Она требует дальнейшей модернизации, и поэтому ее нельзя отнести к какой-либо общепризнанной типологии политических систем.

Государство как политический институт.

Среди всех институтов политической системы центральное место принадлежит государству. Другие политические силы признают его ведущую роль, тяготеют к государству. И это закономерно. С одной стороны, в государстве крайне заинтересовано общество, как целостность. В лице государства оно получает инструмент обеспечения своей целостности, без которого люди просто уничтожили бы друг друга в этой войне всех против всех. С другой стороны, в государстве заинтересованы первичные субъекты политики. Они обычно хорошо понимают, что полно реализовать свои интересы смогут лишь тогда, когда будут использовать силу государственной власти. Особая роль государства ощущается каждым конкретным человеком, индивидом. В практике своей жизни он чаще всего сталкивается именно с государственными структурами. И не случайно, проблема государства с давних времен занимает центральное место в политической науке. В рассмотрении роли государства весьма распространенным является институциональный подход. Государство выступает, как централизованная, иерархическая структура, осуществляющая высшую политическую власть. Весьма продуктивным зарекомендовал себя социологический подход, здесь сущность государства, его функции рассматриваются в их зависимости от экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Современное понимание государства можно свести в основном к следующему:

- по своей природе государство выступает, как институт политического выражения общественной потребности в упорядочении, централизации и защиты большинства населения.

- по своему месту в обществе государство – это важнейший институт, основное звено его политической подсистемы.

- в структурном плане государство предстает, как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Специфика государства, как политического института, находит отражение в общей для всех стран и народов признаков государства. Среди них отмечаются следующие:

1. отделение публичной власти от населения, появление слоя профессионалов управленцев, которые не являются прямыми представителями организованного населения. Эта особенность часто порождает проблему противостояния бюрократического аппарата и общества.

2. суверенитет института государства. Он имеет внутреннее и внешнее измерение. Суть внутреннего измерения в том, что государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ. Внешняя сторона суверенитета в том, чтобы другие государства уважали этот принцип.

3. монополия на легитимное, оговоренное законом применение силы, в том числе физического принуждения. Только государство на законном основании может лишить человека таких высших ценностей, как свобода и даже жизнь. Этим признаком определяется особая действенность государственной власти.

4. исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всех граждан и их организаций, а также на взимание налогов и общеобязательных сборов с населения.

5. построение государства по территориальному принципу. Территория его определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств. Но этот признак, прежде всего, отличает государство от родоплеменных организаций, основанных на кровнородственных связях. Иногда самостоятельными общими признаками государства также считают наивысшую степень концентрации власти, правовое регулирование всей деятельности и некоторые другие. Обычно предполагают четкое подразделение функций государства на внутренние и внешние. Внешние функции сводятся к обороне страны и сотрудничеству с другими странами. Среди внутренних функций важнейшими считаются такие:

- Политическая функция – связана с осуществлением политической власти.

- Правовая функция – проявляется в том, что устанавливает действующие правовые нормы, ими определяются санкционированные правила поведения. Нарушение таких правил влечет меры воздействия со стороны государственных структур. Эта функция предполагает также деятельность государства по охране прав и свобод человека и обеспечения правопорядка.

- Организаторская функция – формирование и использование корпуса управленцев, исполнение решений государственных органов и контроль за исполнением.

- Экономическая функция – в рамках этой функции государство управляет собственным сектором экономики и в то же время стремится оказывать воздействие на негосударственную часть экономики.

- Социальная функция – современное государство ставит создание таких условий, при которых люди могли бы сами решать свои проблемы. Непосредственная помощь обычно оказывается лишь тем, кто не в состоянии обеспечить себя сам.

- Образовательная функция.

- Культурно-воспитательная функция – механизм государственного воздействия на духовную сферу включает выработку перспективных, идейно-теоретических ориентиров и приоритетов, исходя из национальных интересов и традиционных ценностей народа данной страны, а также государственную финансовую и другую поддержку развития культуры.

Таким образом, своими функциями государство проникает во все сферы общественной жизни. И даже в самых демократических обществах, без государственного влияния не мыслится развитие ни одной области в жизни общества.

Принцип верховенства права с целью осуществления судебной власти свое обоснование получил в теории и практики правового государства. Важнейшими чертами в современном государстве являются:

- оно возникает на фундаменте зрелого гражданского общества, т.е. общество межличностных отношений. Эти отношения проявляются через различные независимые общественные институты, которые развиваются вне рамок государства. Они защищены законом от вмешательства государства. Вот почему гражданское общество – это общество свободных и ответственных граждан, самодеятельных и сознательных, способных вести равноправный диалог с властью того государства, гражданами которого они являются. Гражданское общество утверждает ненасильственную договорную самоорганизацию в соответствии с нормами естественного права и прав человека и гражданина.

- Государственной функцией ограничиваются настолько, чтобы подчинить государство обществу. Важнейшими из них остаются охрана общественного порядка, прав и свобод личности, создание благоприятных условий для хозяйственной и другой деятельности. Следовательно, правовое государство обязано действовать только в пределах дозволенного.

- Разделение властей для того, чтобы государство не превратилось в своеобразного монстра, господствующего над обществом.

- Для правового государства характерно верховенство господства закона во всех сферах жизни общества, в том числе связанность закона самого государства, всех его органов.

- Взаимная ответственность государства и личности. Для личности это означает определенные обязанности, а для государства – это ответственность. Именно эта взаимная ответственность реальность прав и свобод граждан.

- О правовом государстве можно говорить лишь тогда, когда есть в эффективной форме контроль за соблюдением законов (независимый суд, прокурорский надзор).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1718; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.