Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет права социального обеспечения

Глава 1 Право социального обеспечения как отрасль права

Введение

Оглавление

Предисловие

Введение………………………………………………………………..

1 Право социального обеспечения как отрасль права………………………4

1.1 Предмет и метод права социального обеспечения……………………….7

2 История развития законодательства о социальном обеспечении в России……………………………………………………………………………8

2.1 Становление системы социального обеспечения в России………………8

2.2 Социальное обеспечение во второй половине XVIII века……………….13

3 Принципы права социального обеспечения…………………………………17

3.1 Общая характеристика принципов права социального обеспечения………………………………………………………………………17

3.2 Содержание принципов права социального обеспечения………………...21

4 Правоотношения по социальному обеспечению…………………………….30

4.1 Понятие правоотношений по праву социального обеспечения…………..30

4.2 Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями, льготами……………………………………………………….35

4.3 Правоотношения по предоставлению социальных услуг в натуральном виде……………………………………………………………………………….38

5 Назначение, выплата и перерасчет пенсий………………………………….39

5.1 Процедура обращения за пенсией…………………………………………………………………………...39

5.2 Назначение пенсий…………………………………………………………..47

5.3 Выплата пенсий……………………………………………………………...49

5.4 Удержание из трудовой пенсии…………………………………………….54

6 Пенсии по старости……………………………………………………………………..........55

6.1 Понятие пенсии по старости………………………………………………..55

6.2 Структура и размер пенсии по старости…………………………………...57

6.3Оценка ранее приобретенных пенсионных прав………………………….60

6.4 Пенсии по старости на общих основания…………………………………63

6.5Досрочные пенсии по старости…………………………………………….65

7 Пенсии по случаю потери кормильца………………………………………67

7.1 Понятие пенсии по случаю потери кормильца…………………………...67

7.2 Пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих....74

7.3 Пенсии по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф…...76

8 Государственная социальная помощь……………………………………….77

8.1 Порядок предоставления государственной социальной помощи………..77

8.2 Государственная социальная помощь в связи с монетизацией льгот……87

8.3 Дополнительная бесплатная медицинская помощь в виде обеспечения необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача…………….86

8.4 Дополнительная бесплатная медицинская помощь в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение……………………………………………………………….88

8.5 Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте………………………………………………………………………..89

8.6 Ежемесячные денежные выплаты в связи с монетизацией льгот………………………………………………………………………………91

9 Льготы по системе социального обеспечения………………………………97

9.1 Понятие льгот по системе социального обеспечения…….........................97

9.2 Виды льгот по системе социального обеспечения………………………100

Библиографический список……………………………………………………115

Социальное обеспечение всегда занимало одно из ключевых мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.

Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно, по мере развития самой системы соци­ального обеспечения в нашем государстве.

В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является об­щепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества». Иными словами, раз­личные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение. Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из это­го, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия — экономическая и правовая.

1) Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, ме­дицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции состав­лял способ распределения благ через общественные фонды потреб­ления.

 

2)Представители правовой концепции считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались осо­бой заботой общества на отдельных этапах его развития, относи­лись различные категории граждан (в царской России - сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем — наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

При советской власти социальное обеспечение сначала распростра­нялось на всех лиц наемного труда (рабочих и служащих), а затем на членов колхозов, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. На­конец, нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

В первые годы советской власти сформировалась теория так на­зываемых социальных рисков, в соответствии с которой социальное обеспечение — это предоставление благ при перераспределении кол­лективного продукта членам общества, находящимся в трудной жизненной ситуации, признаваемой обществом уважительной. Представителями этой теории являлись В. М. Догадов, Н. А. Вигдорчик, Н. А. Семашко. Однако ее сторонники к числу социаль­ных рисков относили и обеспечение из средств общественных орга­низаций, из средств касс (товариществ) взаимопомощи, социально-культурное обслуживание. В связи с этим социальное обеспечение распространяется, по их мнению, на все население страны, а не только на нетрудоспособных.

В. Дурдсневский предложил ограничить пределы социального обеспечения строго целевой направленностью. По его мнению, та­кой целью должна быть помощь общества в «развитии и охранении человека».

Развивая позицию В. Дурденевского, В. С. Андреев указывал, что социальное обеспечение — это «совокупность определенных со­циально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейши­ми средствами оздоровления, профилактики и восстановления тру­доспособности».

Однако позиция В. С. Андреева не была однозначно принята учеными, занимающимися проблемами права социального обеспече­ния. Их мнения разделились. Появились представители «широкой» и «узкой» сфер социального обеспечения. Более того, между пред­ставителями каждой из указанных сфер тоже не было единства. Так, сторонники «широкой» сферы предлагали включить в понятие социального обеспечения отношения по «медицинскому обслужива­нию и лечению» (В. С. Андреев), но не включали отношения по са­наторно-курортному лечению и обслуживанию. Другие представите­ли «широкой» сферы (К. С. Батыгин и др.), напротив, считали, что медицинская помощь не должна включаться в социальное обеспече­ние, а санаторно-курортное обеспечение может и должно входить в это понятие. Не было единогласия и по поводу бесплатного образо­вания (среднего, среднего специального и высшего). В. С. Андреев, Р. И. Иванова и В. А. Тарасова считали, что оно должно включаться в социальное обеспечение. Т. М. Кузьмина относит к социально­му обеспечению не собственно предоставление образования, а лишь выплату стипендий в учебных заведениях.

Представители «узкой» сферы социального обеспечения (в част­ности, В. Ш. Шайхатдинов) предлагают ограничить сферу социаль­ного обеспечения только выплатой пенсий, пособий и социальным обслуживанием. В праве социального обеспечения некоторыми уче­ными под «узкой» сферой социального обеспечения понимается также предоставление обеспечения за счет прямых ассигнований из государственного бюджета.

 

Основные признаки:

 

1 ) источники финансирования. Практически все ученые едино­душны в том, что социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В период существования СССР это были общественные фонды потребления (фонды обеспечения для нетрудоспособных). В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет спе­циальных государственных внебюджетных фондов: пенсионного фонда, фонда социального страхования, Федерального фонда обяза­тельного медицинского страхования, а также средств государствен­ного бюджета, республиканского и территориальных фондов соци­альной поддержки населения;

2) круг лиц, подлежащих обеспечению. С юридических позиций общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществ­ляться не для всех граждан, а лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (в том числе по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; ветераны; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус бе­женцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и Рос­сии; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные, и т. д. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения;

3) условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из выше­перечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе. К таковым преимущественно от­носятся события (достижение определенного возраста, инвалид­ность, смерть, рождение гражданина и т. д.). Указанные обстоятель­ства в большинстве случаев связываются с наступлением для чело­века трудной жизненной ситуации, в которой он оказался по не зависящим от него причинам, когда помощь общества является ему крайне необходимой;

4) цель предоставления обеспечения. Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определен­ные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежу­точные, конечные. Так, при обеспечении женщины пособием по бе­ременности и родам ближайшей целью является материальная под­держка женщины в тот период, когда она освобождается от работы перед родами или после них. Промежуточной целью является забо­та о здоровье матери и ребенка. Конечная цель — воспитание здоро­вого поколения и рост народонаселения страны. Однако следует по­лагать, что основной целью каждого вида обеспечения является вы­равнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества. Действительно, жизненные ситуа­ции, в которых оказывается гражданин, требуют от него, как прави­ло, повышенных материальных затрат либо дополнительных физи­ческих, психических, нравственных усилий по сравнению с другими членами общества.

При формировании понятия социального обеспечения необхо­димо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение со­циальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Так, социальная политика СССР 70—80-х годов была направлена на неуклонный рост народонаселения. Поэтому социальное обеспечение в тот пери­од предусматривало выплату пособий многодетным матерям.

Социальная политика современного Российского государства должна быть направлена на социальное обеспечение такого уровня,

который закреплен в международных актах, ратифицированных на­шей страной. СССР (правопреемницей которого является Россия) ратифицировал Всеобщую декларацию прав и свобод человека и гражданина 1948 г., а также Международный пакт об экономиче­ских, социальных и культурных правах человека и гражданина (18 сентября 1973 г.). В соответствии с этими актами каждый член общества имеет право на социальное обеспечение и осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и куль­турной областях в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Каждый человек имеет право на такой жизненный уро­вень (включая предметы первой необходимости, жилище, медицин­ский уход и необходимое социальное обслуживание), который необ­ходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, болез­ни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных обстоятельств утраты средств к существованию по не зависящим от него причинам.

Процесс формирования современной российской государствен­ной системы социального обеспечения происходит на основе учета указанных основных положений международных норм. В развитие этого Конституция РФ 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим охраняются труд и здоровье людей, осуществляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детст­ва, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 

 

 

Предмет права социального обеспечения это те общественные, отношения которые регулирует (упорядочивает) данная отрасль права.

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме(пенсии, пособия, компенсационные выплаты, субсидии, страховые выплаты);

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг(социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское об­служивание, льготы для отдельных категорий граждан, лекарствен­ное обеспечение, санаторно-курортное лечение);

3) процедурные и процессуальныеотношения, связанные с ус­тановлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные от­ношения, как правило, предшествуют отношениям, входящим в пер­вые две группы (процедурные), сопутствуют им (процедурные и процессуальные) либо вытекают из них (процессуальные).

Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составля­ют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и са­мостоятельно существовать не могут.

В систему пенсионныхотношений в настоящее время включают­ся следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по слу­чаю потери кормильца, за выслугу лет, пенсии отдельным категори­ям граждан, социальные пенсии.

В системе отношений по обеспечению пособиямивыделяют посо­бия: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; по слу­чаю рождения ребенка; по уходу за ребенком до полутора лет; на детей до 16 лет; по безработице; на погребение; женам военнослужа­щих и т. д.

Система отношений по обеспечению компенсационными выплата­мивключает: компенсации лицам, осуществляющим уход за мало­летним ребенком до достижения им возраста трех лет; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80-летнего возраста, инвалидом I группы, престарелым, нуждаю­щимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе; ком­пенсационные выплаты неработающим женам (мужьям) военнослу­жащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут трудиться в связи с отсутствием возможности тру­доустройства; компенсационные выплаты на питание детей, обучаю­щихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях начального профессионально­го и среднего профессионального образования; компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выпла­ты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы; компенсационные выплаты на детей, находящих­ся под опекой и попечительством в приемной семье.

В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, входят: отношения по социальному об­служиванию престарелых и инвалидов (стационарное и полустацио­нарное, срочное социальное обслуживание, обслуживание на дому, социально-консультативная помощь, реабилитационные услуги для инвалидов), отношения но социальному обслуживанию семей, имеющих детей, включая содержание детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, в специальных детских учреждени­ях (детских домах, домах-интернатах и т. д.), обслуживание детей-инвалидов в домах-интернатах для детей-инвалидов, в приемной се­мье, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т. д.

К отношениям по предоставлению социальных услуг следует от­нести и систему льгот, предусмотренных для различных категорий граждан. (Герои России, Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, лица, подвергшиеся воздействию радиации, жертвы полити­ческих репрессий, бывшие несовершеннолетние узники концлаге­рей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ор­дена Трудовой Славы, ветераны различных категорий, граждане, на­гражденные медалью «За оборону Ленинграда», знаком «Жителю блокадного Ленинграда», многодетные семьи, дети первых двух лет

жизни).

Самостоятельной подгруппой отношений по социальному обес­печению являются медицинская помощь и лечение, включающие про­филактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, про­тезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры со­циального характера по уходу за больными.

Отношения по санаторно-курортному обслуживанию и лечениюявляются подгруппой отношений по медицинской помощи. Они предполагают обеспечение граждан путевками для санаторно-ку­рортного лечения бесплатно либо на льготных основаниях (со скидкой).

Наконец, в систему отношений по медицинской помощи включа­ется лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо со скидкой для отдельных категорий граждан.

Процедурные отношениявключают две самостоятельные под­группы:

1)отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым от­носятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыль­ской АЭС и т. д.;

2)отношения, связанные с представлением гражданина к како­му-либо виду социального обеспечения либо с принятием компе­тентным органом решения о применении правовой нормы (предос­тавлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, по­собия и т. д.).

Процессуальные отношениявозникают в связи с защитой гражда­нином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении какой-либо пенсии, посо­бия, социальной услуги) путем обращения в вышестоящий орган социальной защиты или в суд.

Метод права социального обеспечения

Метод правового регулирования исследовался главным образом

при разрешении проблемы разграничения отраслей права. Начиная

Таким образом, для метода права социального обеспечения ха­рактерно особое сочетание императивного и диспозитивного спо­собов правового регулирования, при неизменном (перманентном) доминировании первого, а также применение в нормах права соци­ального обеспечения стимулирования как производного способа правового регулирования.

Следующее свойство — сочетание централизованного правового регулирования с региональным, муниципальным и локальным представляет собой новейшую черту метода права социального обеспечения. Именно распределительный характер отношений по социальному обеспечению как главная черта предмета этой отрасли права делает выгодным для государства одновременное сочетание всех указанных уровней правового регулирования. Статья 8 Кон­ституции РФ закрепляет разнообразие форм собственности в нашей стране, отсутствие тотального государственного монополизма. Это означает, что имущество, блага, идущие в том числе на социальное обеспечение, рассредоточены между огромным количеством субъек­тов. Для федерального законодателя очевидно, что расходы по со­циальному обеспечению непосильны для федеральной (иными сло­вами «общенациональной») собственности. Поэтому государство нашло правовой выход: во-первых, дать возможность (право) каж­дому собственнику (региону, муниципалитету, работодателю и т. д.) распорядиться в целях социального обеспечения населения частью своей собственности. По различным мотивам — понимания необхо­димости такого шага, (поддержки воспроизводства рабочей силы, желания переизбраться на следующий срок и т. д.), а, во-вторых, в некоторых случаях правовыми нормами обязать этого собственни­ка к такому распределению.

Обращает на себя внимание и тот факт, что нормы права соци­ального обеспечения в одних случаях разрешают субъектам соответствующего уровня правового регулирования предоставлять за свой счет какие-либо блага по социальному обеспечению, а в других слу­чаях обязывают их самостоятельно создать правовую норму, как правило, конкретизирующую норму, принятую на более высоком уровне. Это обязывание, «перекладывание» бремени нормотворчест­ва тоже выгодно государству, так как чем ниже уровень правового регулирования, тем ближе правотворец к получателям благ по соци­альному обеспечению. И тем эффективнее он урегулирует некоторые общественные отношения, тем лучше он учтет уровневые особенно­сти причин нуждаемости и иные факторы, тем в конечном итоге действенней будут использованы (может быть, даже сэкономлены) средства, направляемые на эти цели. Множественность уровней правового регулирования объясняется и тем, что в праве социально­го обеспечения возможна и необходима дифференциация условий и норм социального обеспечения, в том числе и в связи с особенно­стями конкретной территории, отрасли экономики, предприятия. Эти особенности могут быть климатическими, экологическими и т.д.

Данный подход государства к полисистемности уровней право­вого регулирования социального обеспечения можно оценить как утилитарный, обоснованный объективной ограниченностью и «раз­дробленностью» распределяемых в целях социального обеспечения ресурсов.

Можно с уверенностью прогнозировать, что роль местного само­управления в правовом регулировании социального обеспечения в самой ближайшей перспективе будет усиливаться, а в отдален­ной — станет одной из основных. Что касается локального регули­рования, то само наличие соответствующих положений о социаль­ном обеспечении в коллективных договорах и иных актах на уровне работодателей позволяет нам говорить о становлении локального регулирования социального обеспечения в России, но малое коли­чество таких договоров и актов, а также неразвитость источников финансирования их исполнения в части предоставления материаль­ных благ для целей социального обеспечения дает основания сде­лать вывод о том, что для метода права социального обеспечения пока характерна незначительность локального регулирования.

Следующие две черты метода — специфика юридических фак­тов и санкций в праве социального обеспечения.

Так, для возникновения процедурного (процессуального) право­отношения по социальному обеспечению может быть достаточно, единичного юридического факта (волеизъявления гражданина), для возникновения же материального правоотношения всегда необхо­дим именно юридический состав.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Самарцев С. В | Становление системы социального обеспечения в дореволюционной России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.