Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения

Глава 3 ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования обществен­ных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объе­диняющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущ­ность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.

Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии право­вого принципа. В теории права под правовыми принципами пони­маются руководящие идеи, которые выражают сущность, основ­ные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

В течение долгого времени эта формулировка оставалась тради­ционной, однако в последние годы взгляды специалистов стали ме­няться. Споры обычно сводятся к тому, являются принципы права только «руководящими идеями» и потому достаточно вывести их из смысла правовых норм, или они обязательно должны быть еще и закреплены в этих нормах. По мнению ряда ученых, определение правового принципа только как некой руководящей идеи без обяза­тельного закрепления ее в праве перевело бы эту категорию в об­ласть правосознания или правовой науки. Правовые идеи могут значительно опережать действующее право и возникнуть за столе­тия до их реального воплощения в нормах права. Правовые же принципы — это принципы «права своего времени».

При данной позиции авторов возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве, то в чем состоит их отличие от пра­вовых норм? Отличие заключается в том, что принципы права, ус­танавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). С помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права.

Кроме того, правовые принципы более долговечны, они опреде­ляют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответст­вии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы'.

Вместе с тем, различая эти понятия, следует отметить тесную связь между ними, поскольку принципы проявляют себя в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать правовым прин­ципам.

Представляется, что закрепление правовых принципов в нормах права — это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переход­ного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу весьма сложно, хотя можно привести отдельные положитель­ные примеры. Так, ст. 4 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

— устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

— всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

— государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

— государственное регулирование системы обязательного социального страхования:

— паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязатель­ного социального страхования;

— обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

— ответственность за целевое использование средств обязатель­ного социального страхования;

— обеспечение надзора и общественного контроля;

— автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

По сфере действия принципы принято классифицировать сле­дующим образом:

— общеправовые, свойственные всем отраслям права;

— межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отрас­лей права;

— отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли права;

— внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

В регулировании общественных отношений по социальному обес­печению находят проявление все группы правовых принципов. К об­щеправовым относятся принципы: признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно общепри­знанным принципам и нормам международного права; неотчуждае­мость основных прав и свобод человека и принадлежность их каж­дому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина

; непосредственно действующими; равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации; право каждого на объединение для защиты своих интересов; гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др. Для некоторых отраслей, общими являются, следующие прин­ципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение Принудительного труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как Трудовое, семейное, право социального обеспечения.

В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредст­венно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона от 10 декаб­ря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Рос­сийской Федерации» указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуман­ность, приоритетность предоставления социальных услуг несовер­шеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфи­денциальность, профилактическая направленность.

Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. была одобрена концепция реформы системы пенсионного обеспечения, в которой выделялись следующие принципы:

— каждый имеет право на государственное пенсионное обеспече­ние в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инва­лидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных

законом;

— каждый работающий по найму подлежит обязательному госу­дарственному пенсионному страхованию;

— каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соот­ветствии с продолжительностью страхования и заработком, с кото­рого уплачивались страховые взносы;

— финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность по­колений, субъектов РФ и отраслей экономики;

— средства обязательного государственного пенсионного страхо­вания используются исключительно на пенсионное обеспечение за­страхованных по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории Российской Федерации. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.

Под принципами права социального обеспечения понимают­ся основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли пра­ва, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы, не совпадает и их количество у различных авторов.

Например, В. Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит:

— связь обеспечения, как правило, с трудом;

— обеспечение не только граждан, но и их семей;

— свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими;

— приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;

— зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума.

Е. Е. Мачульская выделяет следующие принципы:

— всеобщность;

— финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

— дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

- универсальность и комплексность, т. е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом. Конечно, можно оспаривать формулировки отдельных принци­пов, их полноту, но нельзя отрицать объективность их существова­ния и определяющее воздействие па развитие права социального обеспечения.

Нам представляется наиболее удачными формулировка и разра­ботка принципов права социального обеспечения, предложенные Э. Г. Тучковой. В частности, она выделяет следующие принципы:

— осуществление социального обеспечения за счет как страхо­вых платежей, так и средств бюджета.

- дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зави­симости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социаль­но значимых обстоятельств;

— обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

— гарантированность социальной помощи в случаях, когда чело­век нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

— многообразие видов социального обеспечения;

— участие общественных объединений, представляющих интере­сы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальное обеспечение во второй половине XVIII века | Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями, льготами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.