Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды органов исполнительной власти




Общая характеристика административного права. Субъекты административных отношений.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов, их должностных лиц, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятельность. Иными словами, административное права – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в результате реализации управленческих функций органов исполнительной власти.

Метод административного права предполагает доминирование, преобладание одной юридической воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому. Участники управленческих отношений не равны, различны полномочия должностных лиц. Таким образом, метод административного права содержит, в основном, обязывания – установление определенного порядка действий в сфере государственного управления.

Субъектами, т.е. участниками административно-правовых отношений, являются: органы исполнительной власти; Президент РФ; Правительство РФ; исполнительные органы местного самоуправления; граждане (физические лица); общественные объединения; административные предприятия и учреждения; органы государственной власти субъектов РФ.

Названные субъекты могут быть объединены в группы:

а) органы государственной власти

б) общественные объединения – политические партии, профсоюзы, общественные ассоциации, союзы; гильдии и т.п.

в) административные предприятия и учреждения

г) физические лица.

Всем органам власти в РФ присущи общие начала, вытекающие из сути Конституции РФ. Это, прежде всего, принципы демократизма, федерализма, разграничения предметов ведения между органами законодательной, исполнительной и судебной власти; гласность и другие. Перечисленные принципы характеризуют демократический и цивилизованный характер Российского государства.

I. По территории действия (территориальному масштабу деятельности):

а) федеральные органы исполнительной власти, которые распространяют свое действие на всю территорию РФ. Это Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и агентства;

б) органы исполнительной власти субъектов РФ, которые распространяют свое действие на территорию конкретного субъекта Федерации. Это правительства республик, министерства и другие органы исполнительной власти республики; администрации краев, областей, комитеты, департаменты, управления администраций и др.

в) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (включая территориальные органы Правительства РФ), которые создаются федеральными органами для осуществления своих полномочий как на территории одного субъекта, так и на территории нескольких субъектов РФ. Например, МВД РФ создает в федеральных округах свои окружные подразделения – главные управления МВД по федеральному округу. Министерство юстиции РФ создает в субъектах РФ главные управления и управления, в федеральных округах – федеральные управления Минюста РФ.

II. По характеру компетенции:

а) органы общей компетенции – их права и обязанности относятся к управлению на соответствующей территории всеми отраслями экономики, социально-культурной и административно-политической сфер. Это Правительство РФ, администрации краев;

б) органы отраслевой компетенции – их права и обязанности относятся к управлению на соответствующей территории какой-либо одной отраслью экономики, социально-культурной либо административно-политической сферой (например промышленностью, связью, природными ресурсами, образованием и наукой, юстицией, обороной, культурой и т.п.). К ним на федеральном уровне относят федеральные министерства и неподведомственные министерствам самостоятельные федеральные службы, осуществляющие функции в области обороны, безопасности, охраны государственной границы и другие (Служба внешней разведки, Федеральная службы безопасности и другие);

в) органы межотраслевой компетенции – их полномочия относятся к управлению на соответствующей территории вопросами, имеющими межотраслевое, межведомственное значение. Это антимонопольная политика, тарифы, гидрометеорология, государственная статистика, охрана окружающей среды, финансовые рынки. На федеральном уровне такой компетенцией наделены в основном федеральные служб ы;

г) органы специальной компетенции – осуществляют надзорные, контрольные, разрешительные, регистрационные и другие правоохранительные полномочия. Это ФСБ, СВР. Т.е. это службы, которыми руководит Президент РФ. В субъектах РФ такими органами могут быть комитеты лицензирования, управления финансового контроля, жилищные инспекции и т.п.;

д) органы внутриотраслевой (внутриведомственной) компетенции – распространяют свою деятельность на определенное направление работ внутри отрасли. Это структурные подразделения органов исполнительной власти.

III. По организационно-правовым формам:

а) правительство – орган исполнительной власти обшей компетенции;

б) кабинет министров – название правительства в некоторых республиках в составе РФ (Татарстан, Чувашия);

в) министерство – орган исполнительной власти, входящий в состав правительства;

г) государственный комитет – орган исполнительной власти отраслевой или межотраслевой компетенции во многих республиках РФ;

д) комитет – орган исполнительной власти отраслевой или межотраслевой компетенции субъектов РФ; ими могут называться и определенные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

е) администрация – орган исполнительной власти общей компетенции краев, областей, автономий. Она состоит из отраслевых и функциональных структурных подразделений и возглавляется главой;

ж) мэрия – орган исполнительной власти общей компетенции в городах федерального значения, возглавляемый в Москве – мэром, в Санкт-Петербурге – губернатором;

з) департамент, главное управление, управление, служба, отдел – подразделения аппарата правительства, администрации субъекта РФ;

и) главные управления и управления – организационно-правовые формы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

к) секретариат – организационно обеспечивает деятельность руководителей органов исполнительной власти и руководителей их аппаратов. Например, секретариат есть у Председателя Правительства РФ;

л) инспекция – орган исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющий надзорные, контрольные, разрешительные и иные специальные функции. Главными задачами инспекции являются обеспечение соблюдения законов, предупреждение и пресечение правонарушений;

м) палата – орган исполнительной власти специальной власти, осуществляющий контрольные, разрешительные и иные специальные функции. Например, во многих субъектах РФ существуют лицензионные, регистрационные палаты;

н) центр – название ряда территориальных органов федеральной исполнительной власти (региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий). Иногда так называются структурные подразделения органов исполнительной власти – Главный информационной центр МВД РФ.

IV. По порядку разрешения вопросов:

а) единоначальные – подведомственные вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа (министерства, управления, администрации). Во многих единоначальных органах существуют коллегии, но их решения проводятся приказами руководителя органа, который несет персональную ответственность за организацию работы;

б) коллегиальные – подавляющее большинство вопросов обсуждается и разрешается коллегиально. Издаваемые при этом правовые акты являются актами органа, хотя подписываются его руководителем. Пример – Правительство РФ, комитеты субъектов РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.