Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные исторические этапы развития свободомыслия




Свободомыслие как закономерность духовного и социального прогресса человечества.

Вся история человече­ского общества и современная жизнь свидетельствуют, что свободомыслие не случайное явление, что его возникнове­ние, развитие происходило параллельно с прогрессом че­ловечества. Оно было вызвано к жизни реальными потреб­ностями людей в верном отражении мира с целью его пре­образования. Социальные функции свободомыслия очень многообразны: так, например, оно стимулирует производ­ственно-трудовую активность и научно-познавательную деятельность людей, является своеобразным условием развития общественного прогресса, выступая постоянным союзником прогрессивных классов общества.

Развитие свободомыслия связано с трудовой и позна­вательной деятельностью человека, который в процессе своего труда преобразует окружающую природу и самого себя, обогащает свой духовный мир, расширяет кругозор, познает истинные причины и содержание происходящих явлений. Обосновывая свои положения, свободомыслие опирается на развитие естественных и общественных наук, искусства и литературы. Развитие свободомыслия связано с развитием материалистической философии, яв­ляющейся его теоретической основой, идейной базой. Ис­тория свободомыслия свидетельствует, что чем более по­следовательна материалистическая философия, тем более надежно свободомыслие, тем более убедительные доводы против религии она предоставляет.

Таким образом, свободомыслие есть порождение и вместе с тем выражение общественного прогресса. Разви­тие свободомыслия составляет один из многих элементов этого прогресса и одновременно является одним из мощных факторов, способствующих развитию человечества. В этом — его главная социальная функция.

Косновным историческим этапам развития свободо­мыслия относятся следующие: а) свободомыслие в древнем мире; б) свободомыслие и атеизм средних веков; в) атеизм эпохи Возрождения и периода ранних буржуазных револю­ций; г) свободомыслие и атеизм французских просветите­лей XVIII века; д) свободомыслие и атеизм XIX— XX вв., ре­волюционно-демократическое свободомыслие.

Впервые свободомыс­лие в оформленном виде появилось в странах рабовладель­ческого Востока. Наиболее ярко особенности свободо­мыслия древнего мира отразились в учениях материали­стов древней Греции и Рима.

Материализм древних греков и римлян был результа­том непосредственного созерцания мира. Природу они рассматривали как одно целое, но не умели ее анализиро­вать. Тем не менее стихийный материализм позволил им высказывать идеи естественного развития мира, что иск­лючало представления о сверхъестественных силах.

Наиболее видными представителями античного свобо­домыслия являются:

— материалисты так называемой Милетской школы: Фалес,

Анаксимандр, Анаксимен, полагавшие, что основу мира составляют материальные первоначала: вода, воздух;

— Гераклит, выдвинувший идею диалектического развития природы;

— Демокрит впервые в мире утверждал взгляд об атомах как о первооснове мира;

— Эпикур. Он одним из первых пытается вскрыть психологические и гносеологические корни религии.) Источниками религии он считал страх прежде всего перед смертью, а также незнание и непонимание законов природы;

— Тит Лукреций Кар, обобщивший завоевания античной материалистической мысли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.