Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лексика научного стиля

Научный стиль

Обслуживает сферу науки и техники.

Функциональное назначение: обеспечить адекватную передачу научной информации, аргументировано изложить современное знание (функция сообщения).

Стремится к объективной, точной, логически строгой и стройной передаче научной информации.

Яркие черты: точность в передаче научной информации, информативная насыщенность речи, строгая логичность, аргументированность изложения, логическая завершенность текста, обобщённость и абстрактность изложения.

Подстили: 1) собственно-научный (жанры: монография, статья в научном журнале) – характеризуется строгим академическим изложением, ориентированным на специалистов; 2) научно-учебный – ориентирован на подготовку будущих специалистов, поэтому в текстах учебной литературы существенную роль играют: а) целенаправленная систематизация материала (чтобы передать иерархию понятий научной дисциплины); б) объяснения терминов (через вставные конструкции, конструкции – это...; так называется…; то есть….); 3) научно-деловой – представлен в аннотациях (краткая, содержательно ёмкая характеристика печатного текста, основных вопросов, освещаемых в тексте), рефератах (оптимально сжатое и вместе с тем полное адекватное изложение основного содержания текста, построенное по стабильной структуре; структура: заголовочная часть и собственно реферируемая часть); 4) научно-популярный – рассчитан на передачу уже известной научной информации неспециалистам (особую роль здесь играют приемы популяризации научных знаний – использование метафор, сравнений; вопросно-ответные комплексы, риторические вопросы, расшифровка терминов и т.д.).

Лексика научного стиля состоит из трех пластов: 1) общеупотребительная (нейтральная) лексика; 2) общенаучная терминология; 3) узкоспециальная терминология.

Особенности применения общеупотребительных слов: активен глагол быть в настоящем времени (электричество есть поток заряженных частиц); многозначные слова употребляются не в тех значениях, которые частотны в других стилях (исследовать – подвергать научному изучению (ср. первое значение - тщательно осматривать, выясняя что-то); предполагать – считать, допускать, подозревать).

Общенаучная терминологическая лексика обслуживает несколько разных отраслей науки и техники – аналогия, стимул, диспропорция, эффект и т.д.

Узкоспециальная терминология – класс слов/словосочетаний, называющих специфические для каждой отрасли знания реалии, понятия, категории – молекулярная биология; сигнификат, денотат; истец.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 6. Семиотические особенности речевого поведения | Публицистический стиль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.