Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №8. Этика и профессиональные стандарты в связях с общественностью




6.

Классификация целевых аудиторий.

4.

3.

Лидеры общественного мнения — это юридические или физические лица, которые не только выражают обще­ственное мнение, но часто и формируют его.

Необходимыми качествами, которыми должны обла­дать лидеры общественного мнения, являются: авторитет, признаваемый большинством соответствующих целевых групп; известность и публичность в том случае, когда це­левые группы представляют собой достаточно многочис­ленные слои общества.

Авторитет лидера общественного мнения может дер­жаться, с одной стороны, на лидерских качествах личнос­ти, ее харизме, а с другой — на роли эксперта, специалис­та, знатока в данной сфере человеческой деятельности или области знаний.

Известен феномен «дутого авторитета», когда лидером общественного мнения становится лицо, которое не обла­дает выдающимися достоинствами, качествами, знаниями. Такие субъекты добиваются соответствующего положения за счет своей самоуверенности, напористости, саморекламы или содействия влиятельных сил и «раскрутки» в СМИ.

Бывает и так, что человек среднего кругозора при со­ответствующей поддержке выдвигается на позиции лиде­ра общественного мнения исключительно благодаря сво­ей коммуникабельности, актерскому дарованию, оратор­ским либо демагогическим способностям.

Если говорить об отдельных личностях, то лидерами об­щественного мнения, как правило, являются такие публич­ные люди, как:

o известные государственные деятели, поли­тики;

o крупные хозяйственники и управленцы;

o обществен­ные деятели;

o журналисты, комментаторы, обозреватели;

o ведущие радио и телевидения;

o актеры;

o спортсмены;

o деятели науки и искусства;

o представители шоу-бизнеса;

o военачаль­ники;

o люди редких профессий или способностей — колду­ны, маги, астрологи, экстрасенсы и пр.

По существу, в любой сфере человеческой деятельно­сти есть свои лидеры общественного мнения!

В принципе абсолютное большинство мирового насе­ления структурировано по «группам особых интересов». Эти группы делятся на следующие сообщества:

• экономическое;

• финансовое;

• политическое;

• социокультурное (включая спорт, развлечения и про­ведение досуга);

• клерикальное (религиозное);

• профессиональное.

Каждое из указанных сообществ имеет свои формаль­ные или неформальные организации: администрации, министерства,департаменты, учреждения, партии, дви­жения, профсоюзы, ассоциации, гильдии, клубы, секции и кружки, в крайнем случае, — банды и группировки.

Подавляющее большинство населения одновременно входит в разные сообщества, поскольку люди имеют раз­носторонние интересы и потребности.

Теперь вспомним, что каждая из указанных групп особых интересов скрепляется и функционирует только при условии соблюдения правил, договоренностей и по­нятий, с которыми согласно большинство их членов. При этом порядок и согласованность действий обеспечивает­ся подчинением авторитету назначенных либо выбран­ных руководителей. Последние призваны выражать мне­ние большинства рядовых членов сообщества, а также представлять и отстаивать это мнение во внешней среде. В силу своего положения и авторитета такие руководите­ли являются лидерами общественного мнения, имея воз­можность его учитывать и формировать, добавим, неред­ко в своих корыстных целях.

С точки зрения корпоративных интересов специалис­ты по ПР должны направлять свои усилия в первую оче­редь на лидеров общественного мнения всех перечислен­ных уровней.

 

 

Успех каждой компании, организации, ассоциации, государственного учреждения или отдельной личности зависит от нескольких групп людей. Всю аудиторию, вхо­дящую в круг своих интересов, можно классифицировать
по ключевым и целевым аудито­риям.

а) Целевые аудитории — это совокупность конкретных лиц, на которых направлено воздействие. Главным критерием включения отдельных лиц в целевую аудито­рию является их интерес к предмету продвижения.

Целевые аудитории — это все, от кого непосред­ственно зависят прибыли или инвестиции: сотрудники организации, ее клиенты, акционеры, работники банков, инвесторы, партнеры.

б) Ключевыми аудиториями можно назвать те группы, которые могут ускорить или замедлить выход компании на рынок и ее дальнейшее развитие. К ним относят пер­сонал, представителей власти и специалистов СМИ.

Целевые аудитории, с которыми контактирует организация, можно разделить на две большие группы:

· внутренние;

· внешние.

К внутренним аудиториям относятся сотрудники организации. В крупных организациях можно выделить несколько подгрупп:

· Высшее руководство, топ – менеджер;

· Руководитель среднего звена, менеджеры;

· Рабочие и обсуживающий персонал;

· Члены семей сотрудников.

Во многих крупных компаниях члены семей сотрудников рассматриваются как важная часть внутренней целевой аудитории, хорошие отношения с которой позволяют поддерживать благоприятный рабочий климат и укреплять корпоративный дух.

К внешним аудиториям относится:

· СМИ: деловые и общественно – политические; развлекательные; специализированные и отраслевые.

· Конечные потребители продуктов и услуг. Внутри эта группа подразделяется на подгруппы по возрасту, полу, образованию, доходу и другим признакам.

· Деловые партнеры. Здесь имеются в виду как контакты на уровне организаций, так и личные контакты между менеджерами.

· Инвесторы и деловая общественность. В эту группу входят потенциальные инвесторы, экспертные и исследовательские организации, деловые ассоциации и др.

· Общественные организации. Весь спектр общественных организаций и фондов, с которыми копания взаимодействует в процессе своей коммуникационной активности.

· Государственные органы. Весь спектр государственных институтов (исполнительных, законодательных, судебных), решения которых непосредственно влияют на деятельность организации или на сферу, в которой она работает.

Взаимодействие с целевыми аудиториями может быть прямым или опосредованным, например через СМИ. Таким образом, по принципу взаимодействия можно выделить следующие типы целевых аудиторий.

· Первичные. Аудитории, которые являются конечным объектом PR- активности (потребители товаров и услуг, инвесторы и др.).

· Вторичные. Это СМИ, которые оказывают влияние на все остальные аудитории, формируют мнения, влияют на оценки и др.

· Третичный. Лидеры мнений, оказывающие влияние как на первичные целевые аудитории (через СМИ), так и непосредственно на СМИ.

Таким образом, вполне логично особое внимание к построению отношений со СМИ. Потому что именно они играют ключевую роль в формировании фона отношений с другими целевыми аудиториями.

Иерархия целевых аудиторий.

В практике PR часто возникают ситуации, когда PR–специалист по разным причинам не может одновременно работать со всеми аудиториями (не хватает времени, нет бюджета и др.), поэтому возникает такое понятие, как «иерархия целевых аудиторий», представляющая собой определенное расположение по важности всех целевых аудиторий организации. Расположить аудитории по значимости очень важно с точки зрения менеджмента PR так как это позволяет правильно расставлять приоритеты и сосредотачивать основную деятельность на главных направлениях. Например, в период активного развития и поиска дополнительных средств, приоритетное значение приобретают деловые СМИ и инвесторы. Таким образом, основная PR – деятельность должна сосредотачиваться на укреплении отношений именно с этими двумя группами.

С точки зрения весомости общественности для организации выделяются группы:

1. Главная второстепенная, маргинальная;

2. Традиционная и будущая;

3. Общественность вокруг первой проблемы;

4. Общественность обострившейся проблемы.

Потребители:

1. Ориентированные на принципы:

• Реализовавшие себя;

• Верующие.

2. Ориентированные на статус:

• Реализаторы;

• Испытатели;

• Старательные;

• Борцы.

3. Ориентированные на действие:

• Исполнитель;

• Мастера.

 

5.

Практики сферы паблик рилейшнз должны общаться, и общаются не с общественностью вообще, а с ее отдельными группами. Каждая из многочисленных групп общественности имеет свои особые потребности, ценностные ориентации, а потому требует особых типов коммуникации и подходов к себе. Границы между группами общественности часто достаточно размыты и пересекаются между собой. Поэтому с точки зрения потребностей каждого субъекта паблик рилейшнз (учреждения, организации) большое значение имеет определение приоритетных групп общественности (приоритизация).

Именно поэтому в практике паблик рилейшнз существенное значение придают ранжированию весомости той или иной группы общественности в жизнедеятельности конкретной организации в отдельный отрезок времени. В зависимости от этого при некоторых обстоятельствах (проблемных ситуациях) может определяться приоритетная, то есть целевая группа общественности (target public), которая перемещается в фокус ПР-усилий организации.

Чтобы представить себе, как та или иная группа общественности становится приоритетной, рассмотрим несколько примеров. Если в стране, скажем, предлагается новая программа охраны здоровья, то мнение Академии медицинских наук как группы общественности является ключевым. Организация или учреждение, инициирующие программу, подобно другим объединениям, поддерживающим данную инициативу, должны, прежде всего, сосредоточить свое внимание на членах академии как целевой общественности, заручиться их поддержкой, профессиональными и авторитетными соображениями и выводами. Ведь без одобрения предложенной программы охраны здоровья со стороны общепризнанных специалистов АМН, особенно если это касается сугубо медицинских вопросов, она с самого начала обречена на провал. Точно также должны быть четко определены приоритетные группы общественности в случае экономического обоснования, политической и общественной поддержки названной программы.

Иногда приоритетность групп общественности может определяться глобальными изменениями в социально-экономических или социально-политических условиях деятельности организации. Например, начиная с конца 80-х годов американские корпорации для сохранения и усиления своей конкурентоспособности на мировом рынке, где они стали заметно поступаться лидерством японским корпорациям, существенно модифицировали некоторые приоритеты деятельности и решили, что им необходимо: по отношению к конкурентам - больше сотрудничества; по отношению к поставщикам - больше связей на долговременной основе; по отношению к инвесторам - больше долговременных и выходящих за рамки банков соглашений; по отношению к наемным работникам - тесное партнерство; по отношению к правительству - постоянное сотрудничество.

Практики паблик рилейшнз, особенно представители организаций (корпораций, фирм, политических и общественных формирований), постоянно и тщательно уточняют списки внутренней и внешней общественности, определяя те их группы, которые могут иметь исключительный вес для реализации той или иной конкретной программы. Отслеживаются и группы общественности, не являющиеся приоритетными, но на которые также может повлиять реализация программы организации. При наличии полной и точной информации о каждой из них организация может своевременно нейтрализовать нежелательные последствия для таких периферийных групп.

Самым надежным путем распознавания и определения приоритетных групп общественности является, безусловно, исследовательская работа, внимательный анализ того, кто же в самом деле входит в их состав, каково их реальное мнение, каково их отношение к различным вопросам, к организации, почему линия их поведения именно таков. Особо подчеркнем - именно исследование всех этих и множества других вопросов, а не предположения, надежда на собственную интуицию. Нарушение этого правила чревато большими неприятностями долговременного характера.

Чтобы иметь четкое представление о позиции приоритетных групп общественности, пиэрмен обязан выработать в себе чуткость по отношению каждой из них, уметь войти в их положение и спросить себя: если бы я принадлежал к данной группе, как бы я действовал в подобных обстоятельствах? Выработав у себя такую привычку, этику отношения к целевой группе, пиэрмен имеет больше шансов не только выстроить план работы с ней в быстро изменяющихся обстоятельствах, но и точно выбрать наиболее эффективные каналы коммуникации с ее представителями. Вместе с тем всегда необходимо помнить - иерархия приоритетных групп общественности всякой организации никогда не остается постоянной. Она может существенно изменяться в зависимости от обстоятельств.

 

Опытный журналист А. Мирошниченко пишет: «Взаи­модействие с журналистами держится на двух китах: зна­ние и понимание журналистских технологий, и благоже­лательное личное общение с журналистами». При этом автор подчеркивает, что хорошие личные отношения важнее.

От журналиста многое зависит, поэтому его изначально надо воспринимать как союзника, впрочем, одновременно опасного и полезного.

Автор данного учебного пособия сам специализирует­ся на ПР и заказных публикациях. Поэтому могу с уверенностью подтвердить, что от общения с журналистами больше получает тот, кто создает более комфортные усло­вия для сбора, обработки и публикации интересной ин­формации.

У журналистов в цене информаторы и ньюс-мейкеры («делатели новостей»). Для привлечения к себе внимания необходимо обладать интересной информацией. В благо­дарность за доверительные отношения журналист, во-пер­вых, будет лояльно оценивать в своих публикациях деятель­ность своего информатора. А во-вторых, так или иначе, бу­дет вторить своему консультанту, освещая события.

Однако стоит предупредить, что консультирующее лицо не должно сразу и безоговорочно доверять журналис­ту. Журналисты-репортеры в погоне за сенсацией зачастую в своих публикациях «сдают» источник или как-то по-дру­гому вредят ему. Таким образом, сначала лучше понемногу подавать ценную и конфиденциальную информацию, ана­лизируя степень непорядочности журналиста.

В любом случае заказчик публикации должен внима­тельнейшим образом прочитать написанный журналис­том материал. Автор этих строк может подтвердить, что у него, в частности, не было еще ни одного черновика, в который не вносились бы при проверке заказчиком по­правки той или иной степени важности. Как правило, слу­чаются искажения в именах, названиях и цифрах. Более того — после правки материала вручную представителем организации ему надо обязательно прочитать скорректи­рованный текст в отпечатанном виде. Заметку, интервью или репортаж, готовый к публикации, всегда визирует лицо, уполномоченное организацией. После этого пре­тензии к содержанию опубликованной информации ре­дакцией не принимаются.

Оплата журналиста. Недальновидные специалисты по ПР злоупотребляют пустыми обещаниями о вознагражде­нии. Обманутый журналист может из друга превратиться во врага и«воткнуть нож в спину» в самый неожиданный момент. Вполне вероятно, что он решит передать дело­вую информацию «интимного» характера недружественным для организации СМИ или ее конкурентам. И при этом ему очень легко остаться в тени. Кроме того, извест­ны случаи и журналистского шантажа.

Чем известнее организация, тем больше к ней интерес общественности. Поэтому следует избегать слухов о том, что заказчик ПР втихую подкупает СМИ. Лучше стре­миться максимально, формализовать финансовые отно­шения с журналистами и редакциями. Это можно сделать несколькими способами.

Например, официально оплачивать рекламные и ПР-публикации. Это полезно еще и с той стороны, что редак­ция будет лояльно относиться к рекламодателю и в не­рекламных материалах, особенно если об этом догово­риться еще до начала отношений.

Другой способ — вознаграждать журналистов за вни­мание посредством премий, найма на консультационную работу, призами за участие в конкурсах.

Можно подкреплять сотрудничество какими-то нефи­нансовыми благами, разного рода услугами.

Учет специфических особенностей журналистов. Необ­ходимо учитывать, что журналисты, как люди творческие, самолюбивы и амбициозны. Это едва ли можно назвать недостатком, поскольку без стремления к первенству нет мотивации писать интересно.

Кроме того, надо быть готовым к тому, что журналистское своенравие толкает на свою трактовку предоставлен­ной информации. Журналист зачастую акцентирует внимание нена том, что считает более важным заказчик. Иногда состороны кажется, что явно выдернуты «жареные» факты и извращена суть информации. Но заказчик должен прислушаться к мнению профессионала, который знает, как надо подавать материал. Разумеется, в погоне за читательским интересом не должны проходить двусмысленности, которые помешают добиться поставленной ПР-цели.

Если организация или отдельное лицо хочет наладить и сохранить хорошие отношения с журналистами, то надо исходитьиз того, что они — вне критики. Все творческие люди крайне болезненно воспринимают любую критику, включая даже самые незначительные замечания. Из соб­ственного опыта могу сказать, что в последующем отка­зывался под благовидными предлогами от материально выгодной работы с теми, кто показал склонность спорить по поводу стиля изложения. Добавлю, что не интересно работать и с теми, кто любит «перелопачивать» мой мате­риал с целью внесения своего «творческого» вклада, разу­меется, из тщеславных мотивов.

С журналистами, действительно допустившими много глупостей, или даже выпадов в своем материале, надо не спорить, а просто прекратить общение. Нейтральные от­ношения с журналистом лучше, чем враждебные. При этом следует помнить, что если перед вами молодой жур­налист или работающий пока в не очень крупном изда­нии, то это не значит, что с его настроениями можно не считаться. Кто может с уверенностью утверждать, что этот скромный корреспондент не сделает быструю карье­ру? И вообще, как сказал мудрец, не пренебрегайте ма­ленькими людьми — они помогут вам возвыситься.

 

1. Профессиональное поведение ПР-специалиста.

2. Виды кодексов профессионального поведения в сфере PR.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.