Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Социальное партнерство




Взаимосвязь социальной политики и социальной работы

Тема XIV. Социальное партнерство.

Трудовые отношения – это совокупность взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, охватывающая как социально-экономическую сторону производственных отношений, так и систему правовых институтов, связанных с коллективными переговорами, регулированием гарантий занятости, условий оплаты и охраны труда, разрешением трудовых споров.

Социальное партнерство – это система коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.

Отличительные черты политики социального партнерства:

1. Участие наемных работников в управлении предприятиями в различных организационных формах, включая профсоюзы.

2. Переговорный характер урегулирования возникающих между сторонами противоречий.

3. Наличие механизмов и правовых институтов по согласованию интересов партнеров на различных уровнях.

4. Снижение уровня и смягчение трудовых конфликтов на основе критериев социальной справедливости.

В принципе социальное партнерство носит двухсторонний характер, но в периоды сложного состояния экономики в процесс включаются государственные учреждения и социальное партнерство перерастает в трипартизм, т.е. трехстороннее сотрудничество профсоюзов, работодателей и государственных органов и учреждений.

На практике система социального партнерства реализуется путем заключения коллективных договоров и соглашений, в которых уровень оплаты труда, социального обеспечения, условий труда и занятости, устанавливаемые сверх гарантированного государством минимума, переводятся в плоскость договорных отношений между наемными работниками и работодателями. Государство может участвовать в переговорном процессе либо непосредственно (через своих представителей), либо опосредованно (через арбитражные органы, согласительные комиссии и законодательные акты).

Система социального партнерства в Беларуси только начинает складываться. Ее правовой основой является стать 14 Конституции Республики Беларусь, принятые законы о профессиональных союзах, коллективных договорах и соглашениях, о порядке разрешения коллективных трудовых споров, указы Президента о развитии социального партнерства в РБ. Многие нормы этих законодательных актов закреплены в Трудовом кодексе РБ.

В настоящее время в республике существует Федерация профессиональных союзов Беларуси, членами которой являются 85 % работников. Существует ряд профсоюзов, альтернативных ФПБ. В 1998 г. была образована Белорусская Конфедерация Промышленников и Предпринимателей (нанимателей), в которую вошли все объединения нанимателей.

Важным этапом на пути практической реализации системы социального партнерства стало создание в соответствии с Указом Президента РБ от 15 июля 1995 г. № 278 Национального совета по трудовым и социальным вопросам и Республиканского трудового арбитража. В качества основных функций Национального совета были определены: подготовка Национального соглашения между правительством, республиканскими объединениями предпринимателей и профсоюзами, контроль за выполнением соглашения, устранение разногласий, возникающих при его обсуждении и выполнении. В состав Национального Совета входят 33 человека (по 11 представителей от каждой стороны). Указом президента РБ от 5 мая 1999 г. № 252 было утверждено Положение о Национальном Совете по трудовым и социальным вопросам, в соответствии с которым областные, городские и районные согласительные комиссии преобразованы в советы по трудовым и социальным вопросам. Это было произведено с целью повышения их правового статуса и усиления роли в регулировании социально-трудовых отношений.

Республиканских трудовой арбитраж был создан для регулирования трудовых отношений, разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов), возникающих при заключении, изменении коллективных договоров и соглашений, а также в связи с невыполнением взятых на себя сторонами обязательств.

Сложившаяся сегодня система социального партнерства РБ представляет собой иерархическую систему, звеньями которой являются соглашения на национальном, отраслевом и местном уровнях и коллективных договоры предприятий и организаций. В качества объектов социального партнерства выступают основные направления социально-трудовой политики, согласовываемые сторонами социального партнерства исходя из оценок уровня жизни в целом по республике, в областях, районах, городах, а также на предприятиях и в организациях. Предметом взаимодействия социальных партнеров на всех уровнях являются такие вопросы как: оплата труда; защита жизненного уровня работников; развитие рынка труда и содействие занятости населения; защита трудовых прав работников; охрана труда и окружающей среды; охрана здоровья и социальное обеспечение; создание условий для обеспечения права граждан на жилище; развитие культуры, физической культуры и спорта.

Общий принцип согласования состоит в том, что соглашения более высокого уровня иерархии имеют приоритет при заключении соглашений и договоров на более низких ступенях. Поэтому заключение Генерального (национального) соглашения предшествует заключению отраслевых и местных соглашений, а заключение последних – заключение коллективных договоров предприятий и организаций. При этом отраслевые соглашения не должны снижать уровня социально-трудовых обязательств, определяемых Генеральным соглашением, а региональные – обязательств отраслевых соглашений. Коллективные договоры предприятий и организаций не должны ухудшать положение работников по сравнению с обязательствами, принятыми в рамках соглашений вышестоящих уровней, действие которых распространяется на предприятие, организацию.

В целях повышения эффективности социального партнерства в РБ необходимо:

· Постепенно осуществлять мероприятия по сокращению непосредственного участия государства в трехсторонних переговорах и усилению роли двухсторонних соглашений нанимателей и профсоюзов;

· На уровне отраслей и регионов развивать отношения между объединениями нанимателей и профсоюзов;

· Уточнить функции органов государственной власти на местах как субъектов социального партнерства;

· Активно развивать систему участия работников в управлении предприятиями;

· Совершенствовать организационные формы социального партнерства (процедуры проведения переговоров и консультаций, порядка распространения действия договоров и соглашений, присоединений к заключенному соглашению и т.п.).

Одна из ключевых проблем – уточнение роли государства при реализации трудовых отношений. Эта роль по мере развития социально-трудовых отношений, перестройки социальной политики должна меняться.

Главные направления вмешательства государства в сферу труда и трудовых отношений должны быть сведены:

Во-первых, к формированию налоговой политики в области доходов социальных партнеров;

Во-вторых, к регламентации норм, механизмов и процедур, которым социальные партнеры обязаны следовать;

В-третьих, к установлению минимальных обязательных стандартов в области трудовых отношений, в том числе и в оплате труда;

В-четвертых, к контролю и надзору за соблюдением законодательства и разрешению трудовых споров.

В решении этих и других вопросов труда и его оплаты государство должно взаимодействовать с социальными партнерами путем консультаций и переговоров на основе принципов социального партнерства. В основе социального партнерства лежит идея разделения ответственности между представителями трудящихся, работодателями и правительством за результаты принимаемых и реализуемых решений. Социальное партнерство по сути представляет собой механизм ослабления монополии государственных органов власти, их опеки над всеми слоями общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.