Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие социальной группы. Факторы, влияющие на ее формирование

Понятие группы занимает одно из центральных мест в социологии. Группа - это такая совокупность людей, которые объединяются на основе совместной деятельности, общих целей. Она имеет свою систему жизненных ориентаций, норм поведения, культуру и психологию. Социальная группа - это своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Доказано, что многие особенности человека - способность к абстрактному мышлению, речь, язык нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, закладываются основы социальной жизни. Под социальной группой американский социолог Р. Мертон понимал совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Т.о., Р. Мертон выделяет три качественных признака социальной группы: устойчивое взаимодействие, членство и единство.

Современное общество представляет собой совокупность многих сотен и тысяч различных социальных групп, больших и малых, формальных и неформальных. Обозначим наиболее важные факторы, влияющие на формирование группы.

1. Размер группы, или ее численность. Минимальная численность - два человека или диада дает возможность совместных действий и решений элементарных проблем (например, семья из 2-х человек). На максимальный размер указать сложнее, так как известны примеры социальных групп и в миллионах человек: классы, нации, общество в целом. Но наиболее известный тип так называемой малой группы имеет численность от двух до 10-15 человек. Для многих из них характерны близкие, доверительные отношения, неформальные отношения. К малым группам обычно относят семью, круг друзей, первичный трудовой коллектив и др. Однако не все малые группы характеризуются близкими и доверительными отношениями, существует множество малых групп с преобладанием формальных отношений, подобные группы обычно создаются для решения социальных задач: это школьный класс, студенческая группа, спортивная команда и т.д. Такого рода группы имеют четко обозначенные правовые нормы своей организации, что не исключает и неформальные формы общения.

Противоположностью малых групп являются большие группы, такие как социальные слои, классы, организации, территориальные поселения, государства.

Важной с точки зрения и теории, и практики является проблема оптимальной численности группы. Эта проблема часто возникает в учебной и трудовой деятельности: какова должна быть их оптимальная численность - школьного класса, студенческой группы или производственного коллектива для наиболее эффективной учебы и работы. Согласно многим исследованиям оптимальная цифра - порядка 7-9 человек.

2. Структура и организация группы. Группы различаются по степени организованности. Которой соответствует и разный тип структуры. По этому критерию принято подразделять группы на формальные и неформальные. Первые имеют четкую структуру, упорядоченную иерархию отношений и позиций. Формальные группы обычно имеют свое название (школа, институт, фирма и т.д.), штат должностных лиц, правила приема и увольнения сотрудников. Они создаются для выполнения специальных целей, решения определенного круга задач.

Неформальные группы, представляют собой разновидность малых групп, нередко и возникают, и распадаются стихийно. Как видно из самого их названия неформальным группам присущи дружеские, доверительные отношения. Решающая роль в их создании принадлежит общности интересов и взглядов людей.

Проблема взаимоотношения формальных и неформальных групп была подробно исследована в ходе знаменитого Хотторнского эксперимента, проведенного в США в 1924-1932 гг. Многолетние исследования выявили, неформальные межличностные отношения в трудовом коллективе играют большую роль в эффективной организации производства. Поиск оптимальных сочетаний формальных и неформальных групп на производстве стал одной из ведущих задач так называемой индустриальной социологии и теории менеджмента.

3. Культура группы. В больших социальных группах типа классов или наций соответствующая культура возникает самостоятельно как составная часть культуры общества. Для классов и профессиональных групп - это общая идеология, общие политические интересы и ценности и т.д. Для территориальных общностей - культура, особый образ жизни в городе или на селе, с присущими им нормами, обычаями, традициями.

Что касается культуры малых групп, то здесь термин культура берется в более узком смысле. Как особая мораль, обычаи и т.п., свойственные данной группе. В ней по характеристике социолога Т. Шибутани, находит выражение специфика социального бытия членов данной группы.

Культура группы часто имеет внешнее символическое выражение. Символ - важный элемент идентификации членов группы. Почти все политические группы - партии и движения имеют свои эмблемы, значки, флаги и т.п.

4. Интеграция группы. Особое место в изучении процессов интеграции заняла проблема сплоченности в малых группах. Одним из наиболее популярных методов является социометрическая процедура, предложенная американским ученым Дж. Морено. Суть ее довольно проста: проводят опрос всех членов данной группы об их отношении друг к другу, симпатии, доверии и т.п. Таким образом, каждый из опрошенных делает свой "выбор предпочтительности" по отношению к другим членам группы. Степень взаимной привлекательности людей в группе рассматривалась в качестве эмпирического показателя сплоченности группы.

В настоящее время зарубежными и отечественными учеными разработаны различные методики проведения социометрических опросов, позволяющих измерить как формальные, так и неформальные отношения в группе. Социометрический метод имеет большое практическое значение при изучении процессов формирования различных групп и возникающих в них конфликтах.

5. Цели деятельности. Группы могут различаться по цели деятельности, которая придает содержание и смысл деятельности людей, в большей мере определяя характер взаимоотношений между ними. Целевая направленность в значительной степени присуща многим формальным группам, поэтому их часто называют функционально-целевыми. Так, целью деятельности высшего учебного заведения является подготовка специалистов высшей квалификации и др. Некоторые неофициальные группы - различного рода добровольные организации также выдвигают определенные значимые для их членов цели совместной деятельности, подобно борьбы с наркотиками, со СПИДом и т.п.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Немарксистские концепции социальной революции | Типология социальных групп
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 7523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.