Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологический подход




Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается, во-первых, в раскрытии социетальных связей и закономерностей функционирования и развития культуры и, во-вторых, в выявлении ее социальных функций.

Культура в социологии рассматривается, прежде всего, как понятие коллективное. Это — общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения. Именно с их помощью формируется коллективная солидарность — основа социетальности.

Если воспользоваться концептуальной схемой систем социального действия Т.Парсонса, то социетальный уровень культуры можно рассматривать как состоящий из следующих компонентов: системы производства и воспроизводства культурных образцов; системы социокультурной презентации (механизмы обмена лояльностями между членами коллектива); системы социокультурной регуляции (механизмы поддержания нормативного порядка и снятия напряжения между членами коллектива).

Проблемное поле социологического изучения культуры достаточно широко и разнообразно. Центральные темы социологического анализа: культура и социальная структура; культура и образ или стиль жизни; специализированная и обыденная культура; культура повседневной жизни и пр.

В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных аспекта изучения культуры — предметный, функциональный и институциональный.

Культура имеет сложное строение, она включает, во-первых, устойчивые элементы, т.е. культурные универсалии, и во-вторых, элементы преходящие, возникающие и исчезающие в конкретных исторических условиях.

К устойчивым элементам культуры отнесем следующие: ценности, нормы, обычаи, верования, язык

1. Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Согласно Н. Смелзеру, ценности понимаются как значимые и разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать. Их формирование происходит посредством оценки (оценка - отнесение к ценности) и путем отбора определенных видов поведения, опыта людей

Различают ценности:

· терминальные (ценности цели)

· инструментальные (ценности средства).

· нравственные,

· художественно-эстетические,

· правовые,

· политические,

· мировоззренческие и др.

Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэсенцию потребностей и интересов социальных общностей

2. Нормы - это формы регуляции поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий). Нормы – одна из форм осознания потребностей, поэтому относятся к сфере ценностей. Между ними существуют некоторые различия. Ценности определяют цели деятельности, нормы относятся к средствам достижения цели. Нормы жестко детерминируют деятельность, ценности предоставляют большую свободу. Нормы – это стандарт, ценности - идеал

Различают следующие виды норм:

· формализованные правила (все, что официально записано),

· правила морали (связаны с представлениями людей),

· образцы поведения (мода)

Каждое ограничение позволяет человеку сделать новый шаг в своем развитии.

3. Обычаи - образцы поведения, передаваемые подсознательно.

4. Язык рассматривается как построенная определенным образом знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.

Исторически преходящие элементы культуры существуют лишь в конкретный период истории общества, что выражается в существовании конкретных видов и социально-исторических типов культуры. Рассмотрим этот аспект культуры.

Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. С начала 80-х годов специфика конкретных проявлений культуры привлекает серьезное внимание исследователей. С этого времени активно разрабатываются такие понятия, как "коммуникативная культура", "культура человеческих отношений", "культура общения", "культура условий труда", "культура рабочего и свободного времени", "культура управления", "информационная культура". Такое многообразие не случайно. Универсальность родового понятия (культура) проявляется и в каждом из его видов. Поэтому, о каком бы виде (или аспекте) культуры ни шла речь, предварительно необходимо четко определить ракурс рассмотрения.

В отечественной науке пока нет единых общепринятых принципов деления культуры по ее видам. Эти принципы довольно расплывчаты и неопределенны, что делает возможным множественность вариантов названной классификации.

Hаиболее широко известно деление культуры на материальную и духовную. К первой традиционно относят культуру материального производства; материальную культуру быта, под которой понимается культура среды обитания и культура отношения к вещам; а также культуру отношения человека к собственному телу - культуру физическую. К духовной культуре причисляют культуру интеллектуальную, нравственную, правовую, художественную и религиозную, Hо противопоставление материальной и духовной культуры весьма условно, ибо, так называемая материальная культура только потому есть культура, что она в то же время духовна.

Часть ученых осуществляет выделение видов культуры по:

1. видам человеческой деятельности - культура труда и культура досуга, культура экономическая и культура политическая, культура эстетическая и культура нравственная, а также иные виды культуры, связанные со спецификой проявлений тех или иных видов деятельности.

2. сферам жизнедеятельности человека - культура семьи и культура производственного коллектива, культура города и культура села и т.д. Здесь тоже явно выражена своя специфика: национальная, территориальная, историческая.

3. социальным общностям - культура рабочих и колхозников, фермеров и предпринимателей, городской и сельской интеллигенции.

4. профессиональным общностям - культура учащихся и студентов, врачей и учителей, инженеров и техников.

5. социально-демографическим параметрам - культура молодежи и культура людей взрослого возраста, культура мужчин и культура женщин и т.д.

6. происхождению культуры, ее генезису - культура народная и профессиональна.

7. степени общности -общая культура, характерная для всего общества, и культура профессиональная, присущая лишь людям данного рода занятий.

Разумеется, семь перечисленных вариантов подхода к делению культуры по видам, при всем различии исходных оснований, не только не исключают, но дополняют и конкретизируют друг друга. Графически их можно было бы выразить в виде "ромашки" из семи частично накладывающихся друг на друга окружностей, где совпадающий центр выражает сущность культуры, а несовпадающие секторы "лепестков" - специфику ее проявления на уровне конкретных явлений.

Плюралистический характер бытийствования культур породил проблему их типологий. Тип культуры характеризуется особыми способами жизнедеятельности общества. Он неотделим от своей социально-психологической почвы, менталитета населения, породившей его цивилизации. Имеются различные оснеования и критерии типологии культур.

Важнейшей из них является та, которая фиксирует уходящие в глубь веков различия между крупными культурными совокупностями, прежде всего западной и восточной культурами. Сравнение их происходит по проблеме отношения, во-первых, к человеческой личности, во-вторых, к возможностям разума, в-третьих, к социально-политической активности. Если в Европе культивировалась личность человека как образ и подобие Творца, то восточная культура основывалась преимущественно на идее ложности индивидуальных форм социальной и духовной жизни, отказа от личного “Я” в пользу коллективного и обезличенного целого. Особенностью европейской культуры был акцент на рациональный и прагматической составляющих познания, в то время как Восток рассматривал их ниже интроспективно-интуитивных и этических измерений и потому глубоко разработал совокупность медитативных техник и приемов самовнушения. В отличие от европейской культуры, ориентированной на активное социальное проектирование и действие, восточная культура основана на принципе “недеяния”, согласно которому человек не должен нарушать установившееся в природе и обществе положение вещей, а действия его в лучшем случае могут быть ограниченно “встроенными” в этот порядок. Следует отметить, что в последние десятилетия по этим и другим вопросам наблюдается не только расхождение, но и сближение западной и восточной культур. На Западе усилилось внимание к социальному, коллективному (корпоративному) целому, к достижениям восточной медитативной психологии, принципу “недеяния”. В свою очередь в странах восточной культуры “прорастают” ценности демократии и либерализма, очевиден интерес к индивидуально-личностным формам бытия, усиливаются рациональные начала в познании (наука), просматривается тенденция к усвоению идеи активного вмешательства в социальную жизнь.

В большинстве общественных дисциплин широкое распространение получили типологии, основанная на линейно-прогрессистской схеме классической философии истории Нового времени: (первобытная культура, культура Древнего Востока, античная культура, средневековая, культура Возрождения и Нового времени); формационная типология культуры. (культура первобытного общества, рабовладельческого, феодального, буржуазная и социалистическая). Представленные типологии линейно-прогрессистской схемы и европеоцентризма неоднократно подвергались критике в рамках культурно-исторической монадологии, которая представила свою типологию культур. Речь идет прежде всего о теории культурных кругов: культурно- исторических типов (Н.Я.Данилевский, К.Н. Леонтьев, О.Шпенглер) жизненных циклов цивилизаций (А. Тойнби). В социологии из подобных типологий известна типология культур П.Сорокина, который в истории Западной цивилизации обнаружил семь достаточно устойчивых социокультуных систем, из которых основными, базовыми являются две – «чувственная» и «умозрительная». Для чувственной культуры характерны:

· преобладание а обществе материалистического мировоззрения,

· господство детерминистических концепций

· популярность утилитаристских, гедонистических ценностей,

· обилие открытий и изобретений

· динамичных характер социальной жизни.

В обществе с умозрительной культурой доминируют:

· элементы рационалистического мышления,

· этика абсолютных принципов,

· социальная жизнь имеет статический характер,

· темп развития науки и техники – замедленный.

В качестве переходной П.Сорокин рассматривает идеалистическую социокультурную систему, в которой смешаны черты двух базовых систем. Эволюцию западной цивилизации Сорокин анализировал с помощью модели маятниковых колебаний между этапами поочередного доминирования умозрительной и чувственной систем. Переход от одной к другой осуществлялся через идеалистическую культуру.

Другой вариант типологии культур — выделение массовой и элитарной культур. Массовая культура — феномен, охватывающий многообразные и разнородные явления культуры, получившие распространение в связи с научно-технической революцией, развитием коммуникационных и репродуктивных систем, глобализацией информационного обмена и пространства. Основными характеристиками массовой культуры являются — массовое производство культурных образцов, массовое их потребление. Массовая культура внутренне противоречива. В условиях зрелой рыночной экономики артефакты массовой культуры функционируют и как потребительский товар, и как культурные ценности. Как товар они должны продаваться и приносить прибыль, поэтому многие из них формируют вульгарные потребности и мифологемы, потакают неразвитым вкусам, способствуют стандартизации и унификации личности. Вместе с тем массовая культура рассматривается как в целом удовлетворительная форма демократизации общества, средство подъема культурного уровня широких масс, возможность приобщения к мировым шедеврам и осознания связи со всем человечеством и его проблемами.

Актуализируя и опредмечивая социально-психологические ожидания значительных масс людей, массовая культура удовлетворяет их потребности в эмоциональной разрядке и компенсации, общении, досуге, развлечениях, игре. Поточный характер производства и стандартизация продукции сопровождаются процессом формирования субкультур (возрастных, профессиональных, этнических и др.) со свойственными им и специально создаваемыми образцами массовой культуры. Это — особый вид индустрии с острой конкуренцией, своими продюсерами, режиссерами, менеджерами, маркетингом, специалистами по рекламе и работе со средствами массовой информации и т.п. Установка на общие стандарты потребления, на моду с ее законами подражания, внушения и заражения, на сиюминутный успех и сенсационность дополняются мифотворческими механизмами массовой культуры, перерабатывающей практически все ключевые символы предшествующей и современной культуры.

Массовая культура — феномен XX века, однако, корни ее обнаруживаются на более ранних стадиях — лубок, частушки, бульварная пресса, оперетта, карикатура. Содержательно она весьма разнообразна — от примитивного кича (комиксы, “мыльные оперы”, “блатные песни”, электронные сочинения, “желтая пресса”) до сложных насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, “интеллектуальный детектив”, поп-арт) — и балансирует между вульгарным и изощренным, примитивным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным. Особой разновидностью массовой культуры является культура тоталитарных обществ, в которых государство присваивает культуротворческие функции и подчиняет их политическим и идеологическим задачам, формируя обязательные для всех поведенческие стереотипы, насаждая конформизм. (Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 345)

Элитарная культура — совокупность специфических форм, создаваемых в сферах искусства, литературы, моды, а также предметов индивидуального производства и потребления, роскоши, продуцируемых в расчете на то, что они будут востребованы и поняты лишь небольшой группой людей, обладающих особой художественной восприимчивостью и материальными средствами, называемой в силу этого “элитой” общества. Основные идеи, связанные с элитарной культурой, сформулированы в трудах А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, а в XX веке разработаны О. Шпенглером, Х. Ортегой-и-Гассетом, Т. Адорно, Г. Маркузе. Элитарная культура характеризуется ими как возможность для избранных натур, осознавших единство друг с другом, противостоять аморфной толпе, “массе” и тем самым “омассовляющим” тенденциям в культуре. Однако из-за отсутствия четких критериев, позволяющих судить об адекватности понимания артефактов элитарной культуры, оказывается невозможным провести разграничение “элиты” и “массы”. Как правило, то, что получало название “элитарной культуры”, оказывалось лишь временной и преходящей формой духовного и эстетического самоутверждения тех или иных социальных групп, которая довольно быстро отбрасывалась за ненадобностью, превращаясь при этом в объект освоения далекими от элиты, относительно широкими слоями общества.

Таким образом массовая и элитарная культуры не имеют четко выраженных границ, они представляют собой части целого — единого социокультурного процесса.

Неотъемлемой частью культуры является контркультура — совокупность феноменов и социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам той или иной культуры, находящихся в оппозиции к господствующим образцам. Основные идеи контркультуры сформулированы в 60–70 гг. в работах американских исследователей Т. Роззака и Ч. Рейча. Сводятся они к следующему:

· отрицание индивидуально-личностного начала западной культуры;

· культивирование безличного, коллективно-анонимного начала;

· возражение против принципа самотождественности человеческого “Я”;

· отказ от традиционно-христианского ригоризма в области брачно-семейных отношений и интимизации эротической сферы; неприятие протестантской этики индивидуального труда и личной ответственности;

· возведение в культ бесцельного времяпрепровождения.

Ведущими разновидностями контркультуры являются молодежная контркультура и андерграунд.

Молодежная контркультура рассматривается как форма протеста против отчуждения и бездушия цивилизации на ее индустриальной, постиндустриальной, а теперь и информационной стадиях. В качестве альтернативы образу жизни и системе ценностей отцов молодежь 70-х гг. создала движения хиппи, панков и другие, обратилась к изучению восточных религиозных, эзотерических учений, демонстрировала вызывающее поведение. Наряду с этим молодежная контркультура обратила внимание общества на целый ряд реальных вопросов — выживание человечества, глобальные проблемы современности, способствовала созданию движения “зеленых” и т.д.

Андерграунд — подпольная культура (искусство), характеризующаяся нежеланием ее творцов гнаться за коммерческим успехом, преследованием их со стороны власти. Эта культура имеется во всех странах мира, но особенно характерна для тех из них, которые отличаются тоталитарными и авторитарными формами правления.

В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества. Мы уже подчеркивалось, что человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры. Из человекотворческой функции вытекают и ею определяются остальные функции - сохранения социального опыта, передачи социального опыта,, социализации, регулятивная, ценностная и знаковая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.