Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фундаментальная структура личности




Комплексный подход к исследованию структуры личности предполагает учет обоих оснований ее дифференциации — “деятельностного” и “отношенческого”. Соотношение между ними можно представить при помощи категорий “содержание” и “форма”. С точки зрения содержания выделяется фундаментальная структура личности, а со стороны ее формы — социальная структура.

Фундаментальная структура личности разрабатывается в рамках комплексного изучения на основе последовательного применения деятельностного подхода и принципа единства всеобщих (родовых), особенных (индивидных) и единичных (индивидуально неповторимых и уникальных) качеств. Данная структура образуется совокупностью функционально связанных друг с другом компонентов, которые являются необходимыми и достаточными для осуществления полноценной деятельности.

Можно предположить, что в структуре деятельности личности выделяется пять подсистем:

(1) система общего ориентирования, направляющая поведение человека во времени и пространстве, в том числе в социокультурном времени и пространстве (жизненные смыслы, ориентации и стратегии);

(2) система мотивации, оказывающая стимулирующее и активизирующее воздействие на его поведение (потребности, интересы и мотивы);

(3) система целеполагания и волевого решения, обеспечивающая устойчивые ориентации личности соответствующими решениями (цели и решения);

(4) технологическая система, обеспечивающая реализацию его ориентаций необходимыми способами и средствами деятельности (поведенческие технологии);

(5) поведенческая система, раскрывающая весь потенциал субъекта в поведенческой сфере (реальные акты поведения);

(6) рефлексивная система, регулирующая и контролирующая как сам “запуск”, так и другие стадии деятельности (рефлексивное отражение).

Приведенная выше структура личности как субъекта деятельности является общей для всех социальных наук, в том числе и для психологии, и социологии.

Согласно второму принципу, каждому системному качеству личности соответствуют определенный вид деятельности и та или иная группа фундаментальных (базовых) социальных качеств (см. табл. 3).

Таблица 3.
Системное определение Вид деятельности Группы фундаментальных (базовых) социальных качеств и характеристик
Личность как родовой человек (базисный тип личности и ее идеал) Родовая деятельность Социально-значимые и социокультурные качества, обусловленные процессами социализации и существующие в виде обобщенных образов и установок (архетипы, коллективные представления и диспозиции)
Личность как индивидуальность (отдельная личность) Индивидуальное поведение Личностно-значимые качества, проявляющиеся в конкретных ситуациях (субъективные желания, намерения и смыслы жизни)
Личность как индивид (модальная личность) Социальное (ролевое) поведение Социально-типические качества, свойственные индивиду как представителю социальных общностей и существующие в типовых ситуациях взаимодействия (социальные позиции, роли и нормативные ожидания)

Социальную структуру личности следует рассматривать в свою очередь как систему “внешней” и “внутренней” соотнесенности личности с обществом или социальным окружением. При этом социальные статусы выражают “объективные” позиции личности в социальном мире или пространстве, диспозиции — “субъективные” позиции или субъективный срез статусов. Связующим звеном между ними выступают, с одной стороны, элементы “внешней” активности (потребности, интересы, ценности), обусловливающие статусные позиции, а, с другой, элементы “внутренней” активности (ценностные ориентации, мотивы и цели), определяющие диспозиции личности. Социальные роли, опосредующие процессы взаимодействия личности и общества, характеризуют динамический аспект социальной структуры личности.

Соотношение между “статическим” и “динамическим”, “деятельностным” и “отношенческим”, “субъективным” и “объективным” аспектами структурной дифференциации личности покажем при помощи таблицы (см. табл. 4).

 

Таблица 4.
Способы структурирования личности Уровни структурной организации личности
“Объективный” уровень “Субъективный” уровень
“Статика” Элементы деятельности Социальные ориентации и представления
Потребности Интересы Ценности Мотивы Цели Ценностные ориентации
Элементы социальных отношений Социальные позиции
“Объективные” позиции (статусы) “Субъективные” позиции (диспозиции)
“Динамика” Элементы деятельности Единичные социальные действия
Элементы социальных отношений Социальные роли
Способы ролевого поведения (модели) Ролевые ожидания и установки

 

Социальная структура личности выступает в двух отношениях: с одной стороны, в объективном плане (как система статусов и ролей), а, с другой, в субъективном плане (как система диспозиций и ролевых ожиданий). Иными словами, “внешняя” соотнесенность личности выражается в системе социальных статусов (как объективного положения человека в обществе) и моделей ролевого поведения (как динамической стороны статусов), а ее “внутренняя” соотнесенность представлена совокупностью диспозиций (как субъективно осмысленных позиций) и ролевых ожиданий (как динамической стороны диспозиций).

Социальная структура личности является общим объектом социологии и социальной психологии. Линия разделения между ними может быть намечена лишь весьма приблизительно. Так, в социологии социальная структура личности изучается преимущественно с точки зрения “внешней” соотнесенности человека с социумом, а в социальной психологии — со стороны его “внутренней” соотнесенности. Однако строгое различие между обоими подходами в научной литературе не проводится.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.